Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников "Путешествие Лунтика"

Разделы: Работа с дошкольниками


Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители, ребята! Сегодня я предлагаю вам принять участие в нашей необычной сказке. Интересна она тем, что сейчас все взрослые превратятся в детей и отправятся вместе с нами исследовать окружающий мир. Ведь Ребенок исследует окружающий мир, как может: глазами, руками, языком, носом, а наша задача - помочь ему.

Мы надеемся на то, что данный мастер-класс обогатит ваш опыт в познавательном плане, вы чудесно, а главное с пользой для себя и детей проведете время.

Ход мастер-класса

Дети и родители заходят в класс и присаживаются за столы.

В: Однажды, на Луне появился необычный малыш. А если он появился на Луне, то дали ему имя…. (ответы детей).

В: Как вы думаете, как его назвали, пофантазируйте???

(ответы детей) Лунатик, Лунянин, Лунтик.

В: Лунтик был любопытный, и очень хотел попасть на планету Земля.

Он мечтал о путешествии, закройте глаза, и мы вместе с Лунтиком отправимся в путешествие по планете Земля, пристегните ремни, начинаем отсчет: 3, 2, 1. Старт.

«Звучит космическая мелодия или звуковые эффекты».

В: Откройте глаза, куда мы с Лунтиком приземлились?

Ребята, вы можете сказать Лунтику, куда же он приземлился?

(Лунтик приземлился в пруд, это пруд).

В: А кто же живет в пруду, ребята??

Загадка про рыбку:

В воде
Она живет.
Нет клюва, а клюет. (Рыба)

Сейчас превратимся в исследователей и попадем в нашу лабораторию.

В: Ребята, а вы знаете, почему рыбки не тонут в пруду? Давайте узнаем.

Опыт №1. С надутым воздушным шариком и другими предметами (тонет не тонет) - камень, шарик

В: Проведем опыт. Возьмите предмет №1, опустите его в емкость с водой, что мы видим??? Ответы (камень утонул)

В: А почему? (ответы)

Возьмите предмет № 2 (шарик, надутый), опустите в емкость с водой, что видим??

(шарик не утонул, правильно )

В: Свойства воздуха: воздух легче воды и не тонет

В: ребята, посмотрите, у рыбки внутри есть воздушный пузырь, он и держит ее на плаву, почему рыбка не тонет??? А еще тело рыбки обтекаемой формы, что тоже помогает ей плавать?

В: Ребята, смотрите, а это еще один обитатель пруда, которого увидел Лунтик.

 Что увидел Лунтик? – цветок.

В: Ребята, а какие цветы вы знаете. А чем необычен этот цветок???

 Как он называется? (Кувшинка).

В: Ребята, а вы видели, как распускаются кувшинки? Хотите увидеть? Возьмите заготовки цветов в руки и подойдите к нашим прудам.

Опыт №2.

В: Чудо начинается. Аккуратно опустите бутоны кувшинок в пруд.

В: Что мы наблюдаем? Что произошло! (Они раскрываются)

В: А из-за чего раскрылись бутоны кувшинок? (помогают родители).

(Слушаем выводы участников)

В: правильно, это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

В: Вдруг, набежали тучи, и пошел дождь.

Лунтик побежал по песчаному берегу и спрятался от дождя, и вы бегите за свои места.

Опыт №3. (влажные салфетки лежат рядом с лейками)

В: Ребята, а как вы думаете, что такое песок? Из чего он состоит? (ответы детей)

В: Посмотрите, перед вами песочек. Потрогайте его, какой он? (слушаем ответы).

В: А сейчас, я предлагаю вам провести исследования свойств песка:

В: Пощупайте песок, какой он - мягкий, рассыпчатый,

  1. Опустите формочку в лоток с песком, надавите, что получилось? (ямка, углубление)
  2. Полейте лейкой песок, опустите формочку в лоток с песком, надавите, что мы видим? (силуэт формочки, четкий, подробный, рисунок). Какой у нас песок – мокрый.

В: Как вы думаете, что тяжелее 1 стакан мокрого песка или один стакан сухого? Узнаем?

Взвешиваем песок.

 Дети насыпают сухой песок в 2 емкости и в одну из них добавляют воду.

В: Молодцы, действительно мокрый песок нельзя сыпать, но зато он может принимать любую нужную форму, и мокрый песок, тяжелее сухого.

Физкультминутка.

Когда Лунтик поднял голову вверх, то он увидел … Что он увидел??? (ответы - Радугу)

В: Когда появляется радуга? Из каких цветов состоит радуга? Сколь цветов Радуги, сосчитаем.

В: Молодцы!

А давайте сделаем радугу и подарим ее Лунтику. Потому что ее нет на Луне.

Опыт №4.

Перед вами пластиковый стакан и полоски из салфетки, салфетка, вода, фломастеры.

Возьмите стакан с водой. Теперь, ребята, возьмите салфетку, отступите немножко от края несколько сантиметров и ставьте большие точки каждым цветом фломастера. Должна образоваться линия из цветных точек. А те взрослые, которые превратились в детей будут помогать ребятам. А поможет нам в этом пословица. «Каждый охотник желает знать. где сидит фазан». Затем поместите свои полоски в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был в воде.

В: А почему у вас получилась радуга, а у родителей нет?

В: Как вы думаете, почему произошло такое чудо?

(Если дети затрудняются ответить, помогают родители)

Воспитатель подводит итог: Конечно, салфетка мягкая и воде не составляет труда найти себе путь чтобы подняться вверх.

Рефлексия:

Воспитатель берет в руки игрушку Лунтика, благодарит всех за прекрасное путешествие по сказке.

Участники путешествия, передавая по кругу игрушку, произносят добрые слова, впечатления от совместной встречи, стоя в кругу.

Воспитатель:

Всем спасибо говорим, от души благодарим,
Чтобы все вы не скучали, нашу сказку вспоминали,
Вот медаль вам от друзей,
Получай ее скорей!

(воспитатель награждает участников памятными медальками)