Цель: развивать познавательный интерес к предмету, выяснить степень усвоения учащимися знаний по изученному курсу биологии.
Оборудование: таблички с названиями команд «Артерии», «Вены»; табличка «жюри», конверты с изображением органов, разрезанные на фрагменты (сердце, почки); тексты заданий для этапов (7 этап, 8 этап, 9 этап); таблица «Скелет»; презентация «Анатомия + » (Приложение 1).
В данной игре могут принимать учащиеся как из одного класса, так и из параллельных классов. Состав команд определяется заранее.
Ход мероприятия
Учитель: Дорогие ребята! В этом году вы завершаете изучение новой для вас науки – анатомии. Все отрасли современной биологической науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга.
Сегодня в ходе командной игры мы проверим, насколько хорошо вы изучили свой организм. При выполнении заданий вы покажете свои знания, не только по биологии, но и по другим предметам.
Игра будет проходить по этапам. В каждом этапе по несколько вопросов. За правильный ответ на вопрос команда получает фишку с изображением человечка. (Приложение 2).
1 этап: «Анатомия + анатомия»
(разминка) слайд 2
Учитель: Команды отвечают по очереди на вопросы
1 команда: В сосуде водица, ею нельзя напиться. Что это такое? (Кровь)
2 команда: В какую сеть нельзя поймать рыбу? (Капиллярную)
1 команда: Какое дерево растет в легких? (Бронхиальное дерево)
2 команда: Оно много меньше нас, а работает всяк час. Что это такое? (Сердце)
Учитель: определите по содержанию загадки, о какой ткани идет речь.
1 команда:
Клетки друг к другу плотно лежат,
Врагов в организм пропускать не спешат.
Только межклеточное вещество
Развито здесь слабее всего.
(Эпителиальная ткань) слайд 3
2 команда:
За сокращение ткань отвечает,
В стенка х сосудов она залегает,
Клетки похожи на веретено,
В центре одно лишь имеют ядро.
(Гладкая мышечная ткань) слайд 4
Учитель. Ученые, прославившие свои имена определенным вкладом в науку, заслужили благодарность всего человечества. Следующий этап.
2 этап: «Анатомия + история науки»
слайд 5
1 команда: Какое понятие объединяет этих людей? (портреты Э. Дженнера и И.И. Мечникова) слайд 6 . (Иммунитет)
2 команда: Что общего между этими учеными? (портрет И.И. Мечникова и И.П. Павлова) слайд 7 . (первые русские лауреаты Нобелевской премии Павлов И.П.– 1904 г., за физиологию пищеварения, И.И. Мечников– 1908 г. за фагоцитарную теорию иммунитета)
Учитель: Химический анализ показывает, что живое и неживое построено из одних и тех же элементов.
3 этап: «Анатомия + химия»
слайд 8
1 команда: Назовите химический элемент, который является основным структурным элементом костной ткани ?(кальций)
2 команда: Какой химический элемент участвует во всех стадиях свертывания крови? (кальций)
1 команда: Какое органическое соединение является основным строительным материалом клетки?(белки)
2 команда: Какого вещества больше всего в клетке? (вода)
4 этап: «Анатомия + технология»
слайд 9
Учитель: Командам нужно собрать изображение органа из фрагментов, назвать его синонимом, используя термины, связанные с предметом технология. (Изображение органов: сердце и почки) (Приложение 3)
1 команда собирает изображение органа сердца (синоним «мотор») слайд 10
2 команда собирает изображение органа почки (синоним «фильтр») слайд 11
Учитель комментирует изображение на слайдах стихами
о сердце
В груди у каждого из нас
И день, и ночь, и всякий час
Мотор стучит чудесный
Конечно всем известный.
о почках
Две близняшки, две сестренки
Соль и лишнюю водичку
Аккуратно собирают
– Их обязанность такая.
Нас избавят почки дружно
Профильтруют то, что нам не нужно!
5 этап: «Анатомия + математика»
слайд 12
Учитель: Человеческое общество не может существовать без чисел. Их значение невозможно переоценить, причем не только в современном обществе, основанном на цифровых технологиях. Числа отражают и направляют человеческую деятельность, пожалуй, они являются фундаментальным инструментом цивилизации.
1 команда: Какой % от массы тела составляет кровь? (7%)
2 команда: Какой % от объема крови составляет плазма?(60%)
1 команда: Сколько пар костей образует тазовую кость? (3 парных кости – седалищная, лобковая, подвздошная).
2 команда: Сколько парных костей образует мозговой отдел черепа?(2, 2 теменные и 2 височные)
1 команда: Сколько изгибов имеет позвоночник человека? (4, 2 лордоза, 2 кифоза) слайд 13
2 команда: Сколько отделов выделяют в позвоночнике человека? (5, шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый) слайд 14
6 этап: «Анатомия + грамматика»
слайд 15
Учитель: Из-за одной буквы ласточка может превратиться в китообразное и оказаться в море (касатка – косатка). А что будет, если в слове мы поменяем место расположения ударения?
1 команда: С ударением на первом слоге – часть живого организма, на втором превращается в музыкальный инструмент.(òрган – оргáн) слайд 16
2 команда: С ударением на первом слоге – небольшие лесные зверьки с пушистыми хвостами, на втором слоге – превратились в органические вещества.(бéлки – белкù) слайд 17
1 команда: С ударением на первом слоге – столярный инструмент, на втором слоге – мелкие членистоногие, возбудители чесотки. (клéщи – клещú) слайд 18
2 команда: С ударением на первом слоге – мельчайшее отверстие на поверхности кожи, с ударением на втором – продолжительный период времени. (пóра – порá) слайд 19
Учитель: С помощью предложенных подсказок отгадайте название биологических объектов или биологические термины, являющиеся многозначными словами.
1 команда. Не только тайна, но и вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками. (секрет)
2 команда. Не только ряд одинаковых по размеру, ровных предметов, наложенных один на другой, но и часть ноги. (стопа)
1 команда: Не только на лице, но и на спортивном снаряде по которому взбираются вверх. (щёки) слайд 20
2 команда: Не только во рту, но и у колокола. (язык, язычок) слайд 21
1 команда:
Если правильно прочтешь,
На лице его найдешь.
А прочтешь наоборот
– Он тебе приснится, вот!
(нос-сон)
2 команда:
Найти меня – простое дело,
Как не хитри:
Я с «Б» – всегда снаружи тела,
А с «К» – внутри.
(бровь-кровь)
1 команда:
По первой кровь бежит, струится,
Вторая – Австрии столица.
(вена– Вена)
2 команда:
В первой, во рту, наши зубы растут,
А по второй – пароходы плывут.
(десна – Десна)
7 этап: «Анатомия + иностранный язык»
слайд 22
Учитель:Термины, которые мы используем, чаще всего имеют иностранное происхождение, биология не является исключением.
1 команда: В названии какой из спортивных игр фигурирует часть человеческого тела?
а) бейсбол;
б) баскетбол;
в) гандбол;
г) волейбол
(гандбол, «hand»– в переводе с английского языка – рука) слайд 23
2 команда: Название какой части человеческого тела фигурирует в названии спортивной игры футбол?
а) колено;
б) голова;
в) ступня;
г) голень
(ступня, «foot»– в переводе с английского языка – ступня) слайд 24
Учитель: Что необходимо для того, чтобы как можно дольше сохранить здоровье и работоспособность? Как правильно жить? Для того, чтобы решить эти проблемы, необходимо знать, как устроен организм человека, как он функционирует, что для него полезно, а что вредно.Чтобы быть здоровым необходимо не только получить научные знания, но и уметь применять их в жизни. Здоровье человека во многом зависит от него самого. Следующий этап.
8 этап: «Анатомия + медицина»
слайд 25
1 команда: Рана загрязнена землей. Для предотвращения заболевания столбняком одни предлагают сделать прививку, а другие – ввести лечебную сыворотку. Кто из них прав? (В организм вводится лечебная сыворотка. Готовые антитела, содержащиеся в ней, не дадут болезни развиться).
2 команда: Пациент жалуется врачу, что у него больной желудок. Очевидно, у вас больные зубы. Нужно лечить желудок и зубы. Почему так сказал врач? (Потому ,что плохими зубами нельзя хорошо пережевать пищу, а желудку «выполнять работу за зубы» очень трудно. Поэтому заболевания желудка часто бывают связаны с заболеваниями зубов).
1 команда: Инъекцию какого гормона необходимо вводить в кровь больного сахарным диабетом? (инсулин)
2 команда: Человек заболел микседемой (слизистый отек). С нарушением функции какой железы и какого гормона это связано? (щитовидная железа и ее гормоны)
9 этап: «Анатомия + фольклор»
слайд 26
Учитель:Часто в фольклоре мы встречаем выражения с использованием биологических терминов. Давайте попробуем разобрать несколько фольклорных тем.
1 команда: Французы, говоря об отменном здоровье, вспомнят «лилию с розой». А что в этом случае упомянут русские? (кровь с молоком)
2 команда: Японцы говорят: что одной руке не под силу, двумя легко сделать. А о каких органах человека в этом случае говорим мы? (одна голова хорошо, а две лучше).
1 команда: Что сделано из золота у трудолюбивого умельца? (руки)
2 команда: Что сделано из золота у доброго и отзывчивого человека? (сердце)
1 команда: Что кладут на полку очень бедные и голодные люди? (зубы)
2 команда: Что теряет безрассудно влюбленный человек? (голову)
Учитель: по фразе, изложенной научным языком определите русскую пословицу
(тексты дают командам)
1 команда :Сильная боязнь имеет большие органы зрения. (У страха глаза велики)
2 команда: Центральный орган кровообращения не подчиняется распоряжениям. (Сердцу не прикажешь)
Учитель: Говорят, что смех продлевает жизнь. Давайте и мы тоже посмеёмся, только со смыслом. Следующий этап.
10 этап: «Анатомия + юмор»
слайд 27
1 команда: Не зверь, не преступник, не птица, а век свой в клетке томится.(сердце в грудной клетке)
2 команда: Какая часть лодки есть на лице? (нос)
1 команда: Как называется орган мудрости во рту? (зуб)
2 команда: Что общего у нашего мозга и Земли? (есть кора и полушария) слайд 28
1 команда: Какая «наезжанная дорога» есть в организме?(пищеварительный или желудочно-кишечный тракт)
2 команда: Какое яблоко не растет на яблоне?(глазное яблоко)
Учитель: все этапы командами пройдены. Слово жюри для определения победителя игры.
Награждение и поздравление победителей.
слайд 29