В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. попросту говоря, обучение общению на иностранном языке.
В условиях роста интереса к жизни, культуре других стран, появившейся возможности эти страны посетить наиболее востребованной методикой преподавания иностранных языков из множества существующих является коммуникативный метод, при котором устное общение – основа обучения. При этом из 4 аспектов речевой компетенции (говорения, аудирования, чтения и письма) основной акцент делается именно на говорении и восприятии на слух, а письменная речь оказывается в тени. Упражнений, направленных на формирование грамматических и, особенно, орфографических навыков часто недостаточно. Вместе с тем, человек, пусть даже безупречно владеющий устной речью, но не умеющий грамотно писать, не может считаться образованным.
Известно, что при выполнении заданий ОГЭ и ЕГЭ наибольшее затруднение вызывают разделы «Лексика и грамматика» и «Письмо». При выполнении лексико-грамматических заданий чаще выявляется незнание грамматики, а в случае создания самостоятельного текста при написании личного письма и при рассуждении на заданную тему более распространены орфографические ошибки. Источником орфографических ошибок нередко бывает омонимия и ее частный случай – омофония. Ученик, привыкший к звуковой форме слова, не может выбрать правильную орфографическую и грамматическую форму на письме.
Поясню это на примере. Во французском языке существуют слова mais (но) и mes (мои). Фонетическая разница в произношении этих слов незначительная, и ученики воспринимают их звучание как одинаковое, что приводит к подмене одного слова другим.
Во избежание подобных ошибок я использую упражнения, созданные мною самостоятельно или найденные в сборниках упражнений по орфографии. Выполнению этих упражнений предшествует обычно разбор предложений по членам и установление принадлежности спорных слов к определенной части речи.
Например, в предложениях C’est Nicolas. и Nicolas sait nager. cлова с’est и sait произносятся одинаково, но, в первом случае, это сочетание указательного местоимения се с глаголом est – être (подлежащее и сказуемое), а во втором – форма глагола savoir (сказуемое).
Распространенной ошибкой бывает опущение надстрочных знаков:
à - предлог и а - форма глагола avoir, où - «где» и ou - «или».
Не всегда различают указательное прилагательное се и возвратное местоимение se, притяжательное прилагательное son и глагол être в форме 3 лица множественного числа – sont, союз et и глагольную форму est. Ниже предлагаются отдельные примеры используемых мною упражнений для преодоления указанных трудностей. Они могут быть применены на продвинутом этапе обучения, в 9–11 классах.
Упражнения:
I. Complétez avec a ou à.
Exemple : Jean n’a pas beaucoup d’amis.
- Vous savez …… qui est ce chien?
- Il me reste un exercice …… faire.
- Qui …… pris mon sac ?
- C’est …… vous de jouer, Hubert.
- Il y …… une personne qui vous demande.
- Ce film n’est pas facile …… comprendre.
- La maison la plus proche est …… deux kilomètres.
- Nous commençons …… travailler en septembre.
Corrigés : 1. à 2. à 3. a 4. à 5. a 6. à 7. à 8. à
II. Soulignez l’élément qui convient.
Exemple : Il n’pas dit ou/où il allait.
- Du vin blanc ou/où du vin rouge ?
- D’ou/où venez-vous ?
- Je ne sais pas ou/où il est.
- Par ou/où êtes-vous entré ?
- Jusqu’ou/où avez-vous marché ?
- Nous irons à la mer ou/où à la montagne ?
- C’est la ville ou/où je suis né.
- Au cas ou/où il pleuvra, je ne viendrai pas.
Corrigés: 1. ou 2. où 3. ou 4. où 5. où 6. ou 7. où 8. où
III. Remplacez les points par ce ou par se.
- Un petit tablier rouge …… gonflait mollement à la brise. (M. Genevoix)
- Et donc, …… matin de septembre, il …… sentais joyeux. (E. Pérochon)
- Le soleil …… couche en …… moment et l’ombre est tombée sur nous. (Lamartine)
- Il est très beau …… gros bouchon rouge qui flotte. (E. Pérochon)
Corrigés: 1. se 2. ce, se 3. se, ce 4. ce
IV. Remplacez les points par ces ou par ses.
- Le coq fait le beau et gonfle …… plumes. (J. Renard)
- La pluie tombait avec violence, …… rafales étaient glacées. (M. Genevoix)
- Vous avez déjà fait …… exercices d’orthographe ?
- Je n’aime pas cet auteur, je trouve que …… livres sont mal écrits.
- À 30 ans, il habite encore chez …… parents
Corrigés: 1. ses 2. ces 3. ces 4. ses 5. ses
V. Remplacez les points par c’est ou par s’est.
- Ce film raconte l’histoire d’un homme qui …… transformé en animal.
- Il n’a jamais vu cela, il ne sait pas ce que …… .
- Tu crois que …… possible ?
- Le téléphone portable que …… offert Laurent ne marche plus.
- Delphine …… levée de bonne heure.
Corrigés: 1.s’est 2.c’est 3.c’est. 4.s’est 5.s’est
VI. Упражнение может быть в виде небольшого диктанта:
Le garçon est capable, mais paresseux.
Je mets mes chaussures jaunes.
Mais oui, tu as raison !
Je suis mécontent de mes compétences.
Mais où sont mes amis ?Le grand-père dort dans son fauteuil.
L’enfant brosse son vêtement.
Les mécaniciens sont à l’ouvrage.
Le chasseur appelle son chien.
Les bateaux sont au port.
Les promeneurs sont dans la forêt.
Armelle prend son cartable.
Les automobilistes sont en panne.
В заключение, можно предложить учащимся в качестве диктанта текст, включающий материал всех указанных упражнений.
Antoine s’est perdu dans la forêt. Ses jambes sont fatiguées, son corps a mal. Il a peur. Qui sait où aller? C’est un problème à résoudre! Est-ce qu’il faut crier, aller à l’aventure ou se résigner à son sort et passer la nuit sur la terre? La situation est difficile, mais il faut agir! ”Mes parents m’attendent” – pense-t-il.
При желании, любой преподаватель может продолжить эту историю.
Литература.
- Isabelle Chollet, Jean-Michel Robert. Orthographe. 450 nouveaux exercices. CLE International/SEJER, 2004
- E. Bled, O. Bled. Cours d’orthographe. Hachette, 1985
- Jeanine et Jean Guion. Apprendre l’orthographe. Hatier Paris. 1991