«Не для школы, а для жизни мы учимся».
(древняя мудрость)
Литература всегда занимала центральное место в воспитании и развитии духовной, нравственной, гармоничной, целостной личности, формировала гуманистическое мировоззрение и гражданское сознание. В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. Необходимо искать пути активизации чтения.
Одна из основных задач современного образования:
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к творчеству писателей и самостоятельному литературному творчеству;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность.
Одна из основных особенностей курса: формирование иентереса к книге посредством включения в систему чтения уроков внеклассного чтения и рекомендательных списков литературы по темам и итогам года.
1) Литературные игры
В последнее время тема формирования у учащихся интереса к чтению и книге стала звучать всё чаще. Педагоги, психологи и родители снова заговорили о том, чтобы вернуть интерес ребёнка к самостоятельному чтению книг. Практика жизни показывает, что не только телевидение и Интернет конкурируют с книгой и не только в этом причина отсутствия интереса к чтению у детей младшего школьного возраста. Причина лежит глубже. Дело в том, настоящее чтение – это труд души, к которому чаще всего школьники не готовы. Анализ, рассуждения, рефлексия не являются областью интересов младших школьников, поэтому необходимо к чтению книг приучать тактично, без нажима, как бы исподволь, зачастую в игровой форме.
А) Викторины
В 1-2 классах проводит учитель или библиотекарь. С 3 класса учащиеся начинают самостоятельно (или с помощью родителей, что играет немаловажную социальную роль) составлять викторины к заданному литературному произведению, проводят её с помощью учителя, а затем и самостоятельно.
Б) Кроссворды
Составление кроссвордов увлекательное, но трудное задание, во время которого решаются многие задачи по формированию читательской грамотности. Это и внимательное прочтение произведения; поиск нужной информации; зашифровка данной информации в одно слово и орфографическая грамотность.
В) КВНы, Поле чудес, Своя игра, Что? Где? Когда?
Стать участником игр, которые так полюбились телезрителям мечтают многие школьники. Но чтобы победить в игре, посвящённой литературному произведению, нужно его внимательно прочитать и использовать полученную информацию для ответов на вопросы.
Учитель должен открыть перед ребёнком тайну чтения, удивить его так, чтобы ребёнку захотелось прочитать о том или ином факте. Педагог должен уметь рассказывать о книгах увлекательно, он сам должен быть настоящим читателем.
2) Библиотечные уроки
Проблема детского чтения существует давно. На современного человека обрушились потоки информации: читай что угодно, а дети вообще в растерянности: как сориентироваться, как не пройти мимо главного? Свою посильную помощь оказывает библиотека. Школьники зачастую приходят в библиотеку и спрашивают комиксы, детективы, проходя мимо хороших книг. Задача библиотекаря состоит в том, чтобы научить читать хорошую литературу, привить к ней интерес различными формами работы.
В нашей школе налажен тесный контакт как со школьным библиотекарем, так и с городской детской библиотекой. Библиотекой разработана программа для каждого класса начальной школы:
- в 1 классе – ученики знакомятся с огромным количеством различных печатных изданий (книги, журналы и т.д.);
- во 2 классе - знакомятся с миром природы;
- в 3 классе – с мировой художественной литературой,
- 4 класс посвящён краеведческому материалу.
Раз в месяц каждый класс посещает городскую детскую библиотеку, где интересные встречи проводят квалифицированные библиотекари. К этому занятию весь класс читает литературу на заданную тему.
Библиотекари готовы удовлетворить любые запросы учителей, учеников и их родителей. Очень интересно и плодотворно прошли занятия во 2 классе при работе над проектом «О чём может рассказать библиотека».
Проект выполнялся в два этапа:
- 1 этап – библиотекари рассказали и показали структуру библиотеки;
- 2 этап – ребята сами побывали в роли библиотекарей и выполнили различные виды работы, которые выполняют библиотекари в повседневной жизни: работали с каталогами; расставляли книги в книгохранилище; помогали читателю сориентироваться на библиотечных полках и найти нужную книгу; поработали со словарями и с периодичной литературой.
3) Инсценирование
На основе коммуникативно-деятельностного подхода, что соответствует современным требованиям к уроку и способствует формированию не только познавательных мотивов, но и ряда важных качеств личности – самостоятельности, инициативности, деловитости, ответственности, готовности к дальнейшему образованию.
В связи с этим становится актуальным коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока.
Примером такого сотрудничества может послужить проект «Кукольный театр своими руками». Прежде, чем выполнять кукол, учащиеся в команде обсуждали выбор литературного произведения для инсценирования; распределяли роли; готовили текст; репетировали. В ходе этой работы, мы узнали, что даже в самых простых сказках, пришедших от наших Предков скрыт смысл - представление о душевной и физической красоте человека; представления о ведущей роли образования, труда и значение творчества в жизни человека и общества, об их нравственных основах; умение видеть красоту труда и творчества.
Метод инсценирования очень часто используем при подготовке внеклассного чтения. Что помогает наиболее ярко представить героев и их поступки и доставляет огромное удовольствие как артистам, так и зрителям.
4) Аннотации
Приступая к работе с книгой, большое внимание уделяем библиографическим сведениям: что включает в себя предисловие, какое значение имеют мелкий шрифт (петит), курсив, аннотация, как пользоваться библиографическими указателями.
Работа с книгой требует не только умения разобраться в содержании, отобрать существенное, главное в идейно-тематическом богатстве произведения, но и дать ему определённую оценку, сделать из прочитанного необходимые выводы.
Учащиеся необходимо научить определять точку зрения автора, высказывать своё отношение к прочитанному, увязать прочитанное с вопросами современной ему общественной жизни. Как решить эти вопросы?
Оценку произведения в начальной школе мы учим давать через написание аннотаций. Ученики узнают, какими могут быть аннотации, затем сами выполняют работу по их написанию. Дети указывают библиографические признаки книги, дают краткое изложение содержания, указывают, для кого данная книга предназначается.
5) Отзыв
Не менее интересным заданием является работа по написанию отзыва. Отзыв - это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением. Целью отзыва является рекомендация книги другим читателям. Прочитав отзыв, дети должны подумать, какая интересная книга, нужно обязательно прочитать ее. В то же время, отзыв о прочитанной книге - это свободное сочинение, что способствует не только глубокому анализу произведения, но и развивает речь.
Письма
Письмо Деду Морозу, письма ветеранам - это творческая деятельность обучающихся, которая способствует повышению читательской грамотности.
Вся эта работа помогает:
- формировать дружный, умеющий организовывать совместную работу для достижения единой цели, коллектив;
- создавать положительный микроклимат в классе и в школе;
- нравственному развитию учащихся;
- удовлетворённости родителей и детей воспитательным процессом;
- участие воспитанников в массовых мероприятиях школы, города, района, области, страны;
- занятие призовых мест в конкурсах, олимпиадах и т.п. воспитательной направленности.
«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами». (И.Г. Песталоцци)