Задачи:
Образовательные:
- обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
- уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
- закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека
Развивающие:
- развивать внимание, память
- улучшать общую моторику и координацию движений
- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы
Речевые:
- отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
- активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, непогода, слякоть, осадки, облачность, золотой, перелетные, зимующие
- обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные
Воспитательные:
- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
- воспитывать чувство любви к родной природе
- воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным
Индивидуальная работа:
- включать в работу малоактивных детей.
Дидактический материал:
- иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы;
- дидактические игры: «С какого дерева листок», «Назови листок»
Предварительная работа:
- Рассматривание картин, чтение и заучивание стихотворений и песен, рисование Осени; дидактические игры.
Методы и приемы, использованные на занятии:
- информационно-рецептивный метод,
- словесный метод,
- наглядный метод,
- практический метод,
- игровой метод.
Ход занятия
Загадка про осень
Пусты поля
Мокнет земля
Дождь польвает
Когда это бывает?
Я предлагаю вам сегодня отправиться в гости к Осени, а в пути расскажем нашим гостям все, что мы о ней знаем.
- Получите билеты, и согласно билетам занимайте места.
- Сейчас проверим, все ли сели на свое место?
Замечательно отправляемся в путь.
Звучит мелодия «Осень» (классика)
Вот и первая остановка. Мы с вами у осени в гостях.
В царстве неживой природы.
Неживая природа, что мы относим к неживой природе?
Неживая природа осенью.
- Когда приходит осень?
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)
- Назовите признаки осени в неживой природе?
Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее).
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной)
- Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью а иногда, как нынче в октябре уже выпадает снег.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда). Снег
Давайте поиграем в такую игру я начну, вы продолжайте
Если осенью идет дождь, то она – дождливая.
Если дует ветер – то она ветреная.
Если осенью тепло – то она теплая.
Если сентябрь – то осень ранняя.
Если сыро – то она сырая.
Если ноябрь – то осень поздняя.
Если пасмурно – то она пасмурная.
Стихотворение
Ребенок.
Льет холодный дождик
Вечером и днем
Мокрые деревья
Под моим окном.
Рано утром птицы
Больше не поют,
По стеклу дождинки
Слезками текут
- Мы и не заметили как оказались на следующей станции которая называется
Растительный мир
- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточно, листья меняют свой цвет и начинается листопад.)
Знаменитый русский поэт - А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений. Вот одно из них.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Ребята, Расскажите стихотворение про осень
«Осень длинной тонкой кистью…»
- Я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру «Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек., можно хором.
дуб – дубовый
клён – кленовый
осина - осиновый
липа - липовый
берёза – берёзовый
ива - ивовый
Молодцы! Правильно.
Посмотрите, с нашей березки опали листья.
Листья с цифрами, давайте разложим их по порядку каждый возьмите по одному листику.
- Как называется явления, когда падают листья? (листопад)
- Стихотворение «Листопад»
Песня «Листопад»
Животный мир осенью
- Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей?
(Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук, другие делают запасы на зиму, такие как белка.)
- (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
Физкультминутка
Жил в лесу колючий ежик, был клубочком и без ножек,
Не умел он хлопать – хлоп-хлоп-хлоп,
Не умел он топать – топ-топ-топ,
Не умел он прыгать – прыг-прыг-прыг,
Только носом двигать – шмыг-шмыг-шмыг,
А ребятки в лес пришли, ежика в лесу нашли,
Научили его хлопать – хлоп-хлоп-хлоп,
Научили его топать – топ-топ-топ,
Научили его прыгать – прыг-прыг-прыг,
Быстро ноженьками двигать…(дети выполняют движения по тексту)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени?
- Стихотворение «Осень непогодушка тополь пожелтел…
- Как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
- Почему же они улетают? (осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком ,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
Дети по картинкам называют птиц.
Дидактическая игра «Улетают – не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач, , голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
- Молодцы! Очень внимательны.
«Отгадайте загадку!»
- Я маленькая птичка
Зовут меня...
- Какая эта птица, перелетная или нет? Чем особенна эта птица?
Д/у «Лесное эхо»
- Давайте расскажем об осени лесным эхом.
Эхо лесное спросить хочу.
Ау, ау, ау.
Куда это листья пропали?
Опали, опали, опали.
Птички - певички давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели.
Белки и зайцы про вас мы не знаем?
Линяем, линяем, линяем.
Так что же твориться в лесу, спросим?
Осень, осень, осень.
Человек осенью (следующая остановка)
- О чем мы будем говорить теперь? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Как мы трудимся осенью?
- Какие работы выполняются? (Нижнюю часть ствола дерева белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью, в садах , плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Какие еще работы выполняются осенью? (в садах собирают урожай: яблоки, груши, с огородов убирают овощи.)
- А как трудятся на полях? (убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы.)
- Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады.)
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.
«Мы корзиночки несем хором песенку поем…»
Ребята, наше путешествие подходит к концу.
Мы сегодня были с вами в гостях у красавицы Осени
- Ребята, подумайте и скажите: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
- Чьи ответы вам понравились больше всего?
- Спасибо за хорошую работу.
Посмотрите, Осень щедро одарила нас подарками.
РЕЖИМ ДНЯ
- 8.00 – 8.50 -- ПРИЕМ ДЕТЕЙ, КОММУНИКАЦИЯ, ТРУД/ ПОЗНАНИЯ
- 8.50 – 9.00 -- УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА
- 9.00 – 9.30 -- ЗАВТРАК
- 9.30 – 11.00-- СОЦИАЛИЗАЦИЯ
- 9.30 – 11.00 – СОВМЕСТНАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСМЛОГО И ДЕТЕЙ
- 11.00 – 12.10 – ПРОГУЛКА: ПОЗНАНИЕ, НАБЛЮДЕНИЕ, ТРУД, БЕЗОПАСНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА,СОЦИАЛИЗАЦИЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- 12.10 – 12.40 – ОБЕД
- 12.40 – 13.00 – ПОДГОТОВКА КО СНУ
- 13.00 – 15.00 -- ДНЕВНОЙ СОН
- 15.00 – 15.50 – ЗДОРОВЬЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СОВМЕСТНАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
- 15.50 – 16.20 – ПОЛДНИК
- 16.20 – 17.00 – КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
- 17.00 – 17.45 -- ПРОГУЛКА: БЕЗОПАСНОСТЬ, КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
- 17.45 – 18.00 – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ