Учебник: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан
Тема урока: “Что изображают на карте”
Тип урока: урок “открытия новых знаний”
Технологическая особенность урока: проблемно-диалогическое обучение
Цели урока:
- Образовательный аспект: Создать условия для формирования, осознания и осмысления знаний о способах изображения географических объектов на карте.
- Развивающий аспект: Создать условия для развития у школьников умения сравнивать, анализировать изображения географических объектов, устанавливать причинно-следственные связи между понятиями, логически излагать мысли.
- Воспитательный аспект: Воспитывать культуру поведения при построении коммуникации в парах и группах.
Технологическая карта урока. (Приложение 1).
Презентация к уроку.
Раздаточный материал (Приложение 3).
Планируемые результаты
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Формировать мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности Формировать потребность к достижению согласия и сотрудничества при работе в группе, паре. формировать понимание значимости решения учебной задачи |
Познавательные УУД Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Представлять информацию в виде схемы. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Ориентироваться на развороте учебника. Регулятивные УУД Высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД Развивать умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение согласовывать позиции и находить общее решение, работать в паре и в группе. |
Умение определять изображение суши и
воды на карте. Различать на карте географические объекты. Определять по разнице цветов какой из сравниваемых по карте объектов выше или ниже над уровнем моря. Умение читать географическую карту. |
КОНСПЕКТ УРОКА
№ | Этап урока | Содержание этапа |
1 | Создание проблемной ситуации.
Выдвижение версий. |
- Ребята, поднимите руку, кто из вас
любит вместе с родителями и друзьями
путешествовать? Как вы путешествуете обычно,
пешком или на каком-то транспорте? Кто помогал
родителям собирать вещи в путешествие? - Сегодня Лена и Миша (картинки на доске), наши друзья, решили отправиться в туристическое путешествие. Что вы им посоветуете взять с собой в дорогу: план, глобус или карту? Объясните своё мнение? (Слово КАРТА на доску к Лене и Мише) - У Лены и Миши есть к вам ещё один вопрос. Какое снаряжение им пригодится в дороге. - Рассмотрите картинки (картинки с изображением снаряжения на доске), что им хочется взять с собой? (Что для чего нужно?) - Как им понять, что из этих вещей нужно в пути, а что нет? (посмотреть на карте) - А у вас в жизни может возникнуть подобная проблема? Когда? При каких обстоятельствах? |
2 | Актуализация знаний | - Давайте мы с вами попробуем
разобраться в проблеме Лены и Миши и помочь им
собраться в путешествие. - Вы предположили, что карта может дать информацию Лене и Мише, какие вещи им нужны в дороге. Давайте вспомним, что мы знаем. ЗАДАНИЕ НА ДОСКЕ: - Разделите предложенные слова на 3 группы по каким-либо признакам. Объясните, почему так считаете? КАРТА, ГЛОБУС, МОДЕЛЬ, ШАР, ИСКАЖЕНИЕ, ПЛОСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, ГОРЫ, СУША, ОКЕАН, ОЗЕРО, РАВНИНА Группы: Глобус, модель, шар. Карта, плоское изображение, искажение. Суша, горы, равнина, океан, озеро. Над какими группами слов мы можем поставить табличку “ЗНАЮ,МОГУ”? (глобус и карта). - Что такое глобус? - Что такое карта? - Изображают ли на карте деревья, траву, песок? Почему нет? - Что объединяет слова 3-й группы? (Участки земной поверхности, их можно найти на карте и глобусе). - Над какой группой слов я могу поставить табличку “УЗНАЮ”? Что вы хотите узнать об этом? |
3 | Составление плана решения проблемы СЛАЙД 2. |
- Вспомните, какие вещи Лена и Миша
хотят взять с собой в путешествие. В чём проблема
ребят? - Ребята, вы считаете, что Лене и Мише нужно взять в дорогу карту. Вот эта карта той местности, куда они отправляются. (на слайде пустая карта). - Вас ничего не удивило? (карта не цветная, ничего не понятно). - Могут ли Лена и Миша совершить путешествие по такой карте? - Определите тему урока. - Тема нашего урока “Что изображают на карте”. - Соотнесите слова 3-го столбика, карту на слайде и тему урока и спланируйте, что нам надо сегодня узнать, чтобы помочь Лене и Мише решить проблему. |
4 | Открытие нового знания СЛАЙД 3 |
- Друзья прислали Лене и Мише письмо с
описанием места, послушайте: “Это небольшой живописный остров, со всех сторон окружённый океаном. Поверхность острова – это равнина. Однако в центре острова возвышаются 2 горы. У подножия этих гор расположились 2 озера. Интересно, что маленькое озеро намного глубже большого. С вершины одной из гор стекает бурная река и впадает в большое озеро”. - Какие возникают вопросы? (как изобразить на карте то, что описано в рассказе?). |
СЛАЙД 4 | - Я предлагаю вам поработать в группах
и разобраться, как на карте изобразить участки
поверхности земли, описанные в рассказе. РАБОТА В ГРУППАХ: - У вас на партах конверты. В каждом конверте вы найдёте прямоугольник определённого цвета, карточку с заданием, Карту путешествия Лены и Миши, рассказ-описание местности. Вам нужно выполнить задание, используя текст учебника и раскрасить ту часть карты, которая вам задана. ПРОВЕРКА РАБОТЫ В ГРУППАХ: Уч-ся вывешивает карту на доску и рассказывает, каким цветом на карте изображают ту часть поверхности, которая им была задана. На слайде появляется закрашенная часть карты. ВЫВОД: цветной прямоугольник вывешивается на доске около слова в 3 столбике. Суша Горы – коричневый Равнина – зелёный, жёлтый. Озеро – голубой Океан – синий - Как обозначить высоту на карте? - Как обозначить глубину водоёма на карте? |
|
СЛАЙД 5 | - Ребята, посмотрите, у нас появилась на
доске шкала высот. (прикрепить на доску
нарисованную шкалу и таблички со словами). - О чём она может нам рассказать? - Откройте учебник на стр. 128-129 “Карта полушарий”, найдите Шкалу высот, рассмотрите и ответьте на мой вопрос. - В каких единицах измеряют высоту? В метрах. - Каким цветом обозначают на карте самые низкие участки поверхности, а самые высокие? - А относительно чего измеряют эту высоту участка земной поверхности? - Найдите ответ на стр. 91 в тексте учебника. (над уровнем моря). ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
|
5 | Выражение решения проблемы и
применение нового знания
СЛАЙД 7. |
СЛАЙД 6. - Итак, карта путешествия для Лены и Миши готова! - Какое снаряжение вы им посоветуете взять в дорогу? - Поставьте красный магнит около снаряжения, которое нужно Лене и Мише в путешествии (к картинкам, изображающим снаряжение дети прикрепляют красный магнит). 1) РАБОТА В ПАРАХ: Лена и Миша хотят проверить как вы, ребята поняли “Что изображают на карте” и дают вам задания - На партах есть карточки с рисунками географических объектов и их изображением на карте. Посовещайтесь с соседом и подберите к каждому рисунку его изображение на карте. |
СЛАЙД 8. | ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ 2) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (индивидуально) - Используя полученные знания, выполните № 4 на стр. 30 рабочей тетради. ВЗАИМОПРОВЕРКА В ПАРАХ по слайду. - Что понадобится путешественникам на всём протяжении пути? 3) Работа с картой полушарий с. 128-129 учебник и картой на доске. - Покажите на карте географические объекты: МОРЕ, ГОРЫ, ОЗЕРО, ОКЕАН. (записать их названия в рабочей тетради с.29, №2) |
|
6 | Итог. Рефлексия. СЛАЙД 9. |
- О чём после сегодняшнего урока вы
можете сказать “ЗНАЮ, МОГУ?” - Могут ли пригодиться вам в вашей жизни эти знания? При каких обстоятельствах? - Давайте и мы с вами создадим по итогам урока свою шкалу высот. - Те, кто считает, что всё поняли на уроке и научились вы достигли самой высокой высоты, вы встанете на носочки и поднимете руки высоко-высоко, как будто хотите дотянуться до гор. - Те, у кого остались какие-то вопросы, не всё понятно – вы останетесь сидеть за партой. - Покажите нам свою личную шкалу высот по итогам сегодняшнего урока. |
7 | Домашнее задание | - Домашнее задание у вас будет
творческого характера. Раскрасьте карту,
придумав условные знаки и с их помощью изобразив
на карте город и речной порт. Рабочая тетрадь с. 29, №1. |