ЦЕЛЬ: закрепление знаний о правописании падежных окончаний существительных 3-го склонения; развивать умения классифицировать слова; учить детей отстаивать свою точку зрения; прививать умения работать аккуратно.
ОБОРУДОВАНИЕ: слайды, иллюстрация с изображением весны; аудиозапись музыки Чайковского “Времена года. Апрель”.
ПЛАН
I. Индивидуальная работа у доски:
а) Дописать однокоренные существительные:
яростный –___ (ярость); честный – __(честь);
радостный –___ (радость); прелестный –__ (прелесть); гордый- ___(гордость).
Найти лишнее слово.
б) Морфологический разбор слова: на ветв( )
в) Разобрать предложение по членам предложения:
На з.леных л.сточках блестели, переливались капли росы.
г) Выписать по картине существительные 3-х склонений.
II. Чистописание.
Кк ка ке ку кл км кг кю
– Что знаете об этой букве?
Рассыпалось слово, соберите его (на доске запись): к а е л п ь (капель).
Что скажете об этом слове?
Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? (3 склонение существительных).
III. На доске запись:
Виселая звонкая в апрели звинит копель!
Что это? (Предложение, но с ошибками). Что еще можно сказать о нем?
Найти все ошибки. Запишите предложение и сделайте любой разбор предложения.
Проверка работы.
- Проверка у доски работы а).
- Предлагается группа слов:
- Ветка, ночка, тепло, речка.
- Что объединяет эти слова?
- Образовать однокоренные существительные 3-го склонения,
- если можно.
- ( ветвь, ночь, оттепель, речь - нельзя).
- Как могут измениться эти существительные? (По числам и вопросам).
- Как называется изменение по вопросам? (Склонение).
- Просклонять слово: ветвь.
- Проверка.
VI. Составить предложение со словом “ветвь” в любом косвенном падеже и записать.
VII. Проверка у доски заданий б), г).
VIII. Игра “Кто найдет больше слов существительных 3 склонения, заменив 1 букву”.
Боль- роль- моль- голь- соль.
IX. Сгруппировать существительные 3 склонения с предлогами.
Сидел на ветви
звенел в тиши
добрался до ели
слетел с сирени
поселился на березе - лишнее
выступил с речью
встретил с радостью
Проверка.
X. Много говорили о весне на уроке.
Составьте свой рассказ о весне, используя существительные 3 склонения:
Сирень, ветвь, ель, ночь, тишь, радость, капель.
Во время письма звучит музыка Чайковского “Времена года. Апрель”.
Проверка работ. Итог урока.
Домашнее задание: Определить в своем рассказе падежи существительных 3 склонения.