Творческий проект как средство формирования УУД младших школьников

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет тот,
кто не научился учиться».

Э.Тоффлер

Любой школьный  проект учит детей учиться. Проектная деятельность имеет два аспекта:

  • для ученика – это возможность   творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;
  • для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на  формирование УУД у младших школьников.

Творческий проект играет важную роль в формировании регулятивных УУД, в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

Познавательные УУД у младших школьников очень хорошо формируются в групповой проектной  деятельности:  работа над проектом даёт возможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые энциклопедии, справочники, словари, книги; сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников, в том числе и в  сети Интернет.

Формируются коммуникативные УУД: организовывать взаимодействие в группе, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть  последствия коллективных решений; оформлять свои идеи и мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.    
Конечно же, важной особенностью проектной деятельности является личная заинтересованность учащихся в выбранной теме, то здесь фигурирует еще один вид УУД - личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника, развитие этических чувств, умение уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении, отвечать на незапланированные вопросы.

Хочу на примере из своей практики рассказать о создании творческого проекта «Занимашки о цифрах и числах».
Участники проекта  учащиеся 2 класса

Актуальность проекта

На  каждом уроке математике мы изучаем числа,  числа составляются из цифр. Мы продолжаем  учиться  считать, а чтобы это было интересным и увлекательным,  решили собрать занимательный материал (стихи, загадки, весёлые задачки,  пословицы и поговорки, крылатые выражения и многое другое).  Нам захотелось создать папку «Занимашки о числах и цифрах» для подготовки сообщений, устного счёта, физминуток  и т.д. на уроках математики и в условиях  внеурочной деятельности.

Презентация.

Этапы создания и реализации проекта

1. Организационный этап - распределение и выбор основных разделов чисел и цифр от 0 до 9 по инициативе детей.

2. Подготовительный этап - составление общего плана деятельности по разработке проекта, сбор занимательной информации о числах  и цифрах из разных источников.

3. Этап проектной деятельности – разработка основных разделов проекта чисел и цифр от 0 до 9, оформление промежуточных продуктов деятельности в виде иллюстрированных альбомов. Создание папки – общей части проекта.

4. Этап практического применения – защита данного проекта на научном школьном соревновании «Юниор».

Практическая значимость проекта

Вызвать познавательный интерес в изучении математики и формировать потребность у школьников пользоваться продуктами совместной проектной деятельности. Создание папки наших творческих работ привело к накоплению презентаций на темы: «Счёт народов», «Тайны чисел», «Праздник числа», «Письмо цифр» и т.д.

Защита нашего проекта. Начинается парад цифр! «Все числа главные, все цифры нужные!» Дети по очереди представляют свои иллюстрированные альбомы.

Делаем вывод: изучать математику нельзя обойтись без цифр,  которыми можно записывать любые числа, а лучше всего это делать в занимательной форме.

Таким образом,  проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.  Творческий проект действительно работает на формирование всех видов УУД. 

Информационные ресурсы сети Интернет.

  1. www.5ballov.ru.
  2. http://cito-web.yspu.org
  3. http//doob-054.narod.ru/project.html 
  4. imz.ucoz.ru›index/fogs/0-18
  5. u.wikipedia.org