Читательский проект “Книжная ярмарка” (далее – Проект) проходит в Прогимназии каждый год. Это настоящий праздник для всех учащихся с 1 по 4 класс, в процессе которого они не только читают, знакомятся с новыми книгами, интересными произведениями на уроках чтения, но и на занятиях дополнительного образования лепят из глины любимых сказочных героев, с большой любовью рисуют красочные пейзажи родного края по произведениям великих поэтов: А. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина, А.Майкова, А. Фета. На занятиях хорового пения изучают и исполняют песни из детских фильмов по мотивам прочитанных произведений, слушают романсы на стихи поэтов, создают свои мультфильмы и пишут сочинения.
Проект имеет свое Положение и Описательную обязательную часть. С ними можно познакомиться на сайте ГБОУ Гимназии “Свиблово” в учебном корпусе “Прогимназии”.
Формируемый в ходе Проекта навык чтения безусловно является универсальным инструментом в любой области знаний. Но прежде чем “разбудить” в учащихся желание читать, необходимо показать им, что чтение – интересный процесс, а не обязательства перед учителями и родителями. Поэтому педагогический коллектив Прогимназии, осознавая значимость навыков чтения на всех образовательных этапах, понимая, что навык чтения является “ключом” ко многим знаниям и фундаментом для формирования структуры личности, считает Проект неотъемлемой частью и ключевым звеном Образовательного плана. Этот уникальный по своей сути педагогический и дидактический инструментарий объединяет действия всех учителей в достижении образовательной цели и задач Прогимназии.
Сроки реализации проекта – первая четверть.
Участники проекта – параллели 1-4 классов.
Отрабатываемые вопросы, ресурсы и дидактические приемы побуждения детей к чтению, а также примерные направления Проекта представлены в форме презентации в приложении.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
1. Развить читательские умения и навыки, свойственные каждой возрастной группе, с целью достижения скорости чтения и восприятия прочитанного.
2. Расширить читательский кругозор по предметам не только филологического цикла, но и естественнонаучного.
3. Способствовать развитию учащихся от “пассивных читателей” к “активным читателям”, побудить к чтению и открытию для себя возможности именно чтением заполнить свободное время.
4. Привлекать детей к ежегодному участию в Проекте с целью создания благоприятного читательского фона в Прогимназии.
5. Усилить использование библиотечного фонда класса, Прогимназии и района с целью закрепления за учащимися и их наставниками навыков чтения и использования библиотек для получения знаний и личностного развития.
6. За время Проекта укрепить во всём педагогическом коллективе желание развивать навыки чтения у учащихся.
7. Систематизировать все дидактические механизмы для активизации навыков чтения.
8. Обучить детей читательскому планированию.
Весь материал по параллелям и фотоотчеты представлены на учительском пространстве ФГОС НОО МИОО http://1-4.mioo.ru/.
ПЛАН РАБОТЫ
Мероприятия | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Неделя детских книг | “Поиграем в сказку, отгадаем сказку” | “По дорогам русских народных сказок” | “Школа и школьники в рассказах и повестях” | “Книги для ума и сердца” |
Литературные мастерские | Говорящая книга” (Презентация прочитанной книги в программе “Photo Booth” |
- Сочиняем сказку. - Сочиняем загадки. “Кто такой или что такое?” |
- “Наши первые стихотворения”. - “Сочиним скороговорку, произнесем потешку” |
Поэтические фантазии “Раз-словечко! Два-словечко!” |
Викторины | “Сказки К.Чуковского” “Сплошные чудеса” |
- Мир энциклопедий и словарей - “По дорогам сказок” |
По произведениям книг- юбиляров: - А. Рыбаков “Бронзовая птица” - И. Станюкович “Максимка” |
- Карусель шоу затей “По страничкам
природы” - Интеллектуальная игра-викторина по книгам и кино “В мире приключений” |
КВН | Поиграем в сказку, отгадаем сказку! | Русские народные сказки | - Литературные головоломки- стенгазеты - КВН по сказкам А.Пушкина |
Фольклорные посиделки “Нет пищи краше простой русской каши” |
Литературные игры | “Своя игра” по мотивам сказок С.Маршака, С.Михалкова, А.Барто” | “Своя игра” | - Литературная тропа, посвященная “Дню
прогимназиста” - Игра “Какие они” - Конек-Горбунок |
“Остров книжных сокровищ” “Чтение-лучшее ученье” |
Конкурсы чтецов | “Золотая Осень” | “Осенняя коллекция” | “Край березовый, край Есенина!” | “Осенняя пора, очей очарованье...” |
Театрализованные постановки | Кукольный спектакль “Три котенка”, “Краски” В.Сутеев | Ставим сказку на новый лад “Курочка Ряба” | Инсценирование сказки А. Пушкина: “Сказка о попе и его работнике Балде” | Театрализованное представление по произведениям К.Чуковского: “Мы читаем детям сказку!” (для малышей) |
Лего-конкурсы | “Любимые герои” | “Мы любим сказки!” | Герои сказок А.Пушкиа | “Книги для ума и сердца” |
Творческие мастерские | Аппликации- иллюстрации прочитанных книг В.Сутеева, Б.Заходера. Плакат “Отгадай произведение В.Сутеева” | Создаем аппликацию к сказкам. Плакат “Отгадай сказку” |
Создаем аппликацию по техологии “квиллинг”: “Наши юбиляры – Гена и Чебурашка” | Мир оригами Пластилиновое чудо Сказочный сундучок Чудо-книжка малышка Литературные газеты |
Литературные олимпиады | “Сплошные чудеса” | “Устное народное творчество” | “Другая опера” | “Любимые книги- любимые писатели” |
Детские журналы и газеты | “В гостях у журналиста” | Юные корреспонденты | “В мире детского журнала” | Даже на нашей планете, журналы читают дети!” |
Конференции | Моя любимая книга | Мир книжных героев | “Книга и я” | Книга в моей семье |
Проекты | Детские презентации: “Детские писатели
Москвы” “Книга загадок: “Кто? Что?” |
“Русские народные сказки в пазлах” | “Былина и былинные богатыри”. “Возникновение книги на Руси” |
“Мои первые стихотворения”, “Добро и зло в народных сказках”, “Подвиги моих сверстников в Вов” |
Выставки работ | “Убежали, улетели, ускакали” (по стихотворениям К.Чуковского) | “По страницам любимых книг” | “Школа и школьники в рассказах и повестях” | “Поспешим друзья скорей, к книжке Воронковой на юбилей “Девочка из города”, “Старшая сестра” |
Для каждого класса был разработан список литературы по внеклассному чтению и каждый месяц проходят встречи в Читай-городе (урок внеклассного чтения):
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
В. Сутеев “Сказки”. С. Маршак “Вот какой рассеянный”. К. Чуковский “Муха-Цокатуха”, “Таракинище”, “Краденое солнце”. С. Михалков “Дядя Степа”. Н. Носов “Рассказы”. В. Катаев “Дудочка и кувшинчик”. В. Бианки “Как муравьишка домой спешил”. А. Гайдар “Чук и Гек”. |
Русские народные сказки: - Гуси-лебеди. - “Морозко”. - “Снегурочка”. - “Иван-царевич и серый волк”. - “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”. - “Мальчик с пальчик”. - “Финист Ясный Сокол”. - “Крошечка-Ховрошечка”. - “По-щучьему велению”. - “Царевна лягушка”. К.Чуковский “Доктор Айболит”, В.Драгунский “Денискины рассказы”. В. Бианки “Мышонок Пик”. Дж. Родарри “Приключение Чиполино”. П. Бажов “Серебряное копытце”. |
Н.Носов “Приключения Толи Клюквина”. Дж. Роддари “Волшебный голос Джельсомино”, “Джельсомино в Стране Лгунов”. М. Твен “Приключения Тома Сойера”. Р. Киплинг “Маугли”. А. Рыбаков “Кортик”. Братья Гримм “Сказки”. Л. Кассиль “Улица младшего сына”. |
Л. Воронкова “Старшая сестра” или
“Девочка из города”. С.Аксаков “Детские годы Багрова-внука”. Н.Сладков “Лесные тайнички”. В.Осеева “Васек Трубачев и его товарищи”. А. Линдгред “Калле Блюмквист-сыщик” Н. Гарин-Михайловский “Детство Темы”. Д.Григорович “Гуттаперчевый мальчик”. Д. Каверин “Два капитана”. |
Завершающим событием проекта является импровизированная книжная ярмарка в актовом зале, где учащиеся за принесенные раннее книги получают условные денежные единицы “Проши”, и на них выбирают ту книгу, которую хотели бы прочитать.
Таким образом, Проект с каждым годом становится более популярным среди учащихся не только одного учебного корпуса, но и всего комплекса ГБОУ Гимназия “Свиблово”.