Урок повторения, обобщения и систематизации знаний по теме "Сера и ее соединения". 11-й класс

Разделы: Химия

Класс: 11


Цели:

  • Образовательные: характеризовать строение и свойства серы как химического элемента и простого вещества, строение молекулы сероводорода и прогнозировать восстановительные свойства, подтверждать их уравнениями соответствующих реакций. Описывать физиологическое действие сероводорода и первую помощь при отравлении им. Характеризовать оксиды серы как типичные кислотные оксиды и подтверждать эту характеристику уравнениями соответствующих реакций. Характеризовать состав, классификационную принадлежность и свойства разбавленной серной кислоты в свете ОВР. Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент.
  • Развивающие: способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, речи, наблюдательности, развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, ставить проблему и искать пути ее разрешения.
  • Воспитывающие: способствовать формированию коммуникативной компетентности учащихся, воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешную творческую и исполнительскую деятельность: увлеченность, наблюдательность, сообразительность, четкость и уважительность.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений, урок взаимообучения

Форма работы на уроке: индивидуальная, фронтальная

Методы обучения: поисковый, исследовательский, репродуктивный, беседа

Используемые педагогические технологии: проблемно-диалогическое обучение, критическое мышление, дифференцированное обучение, ИКТ.

Средства обучения:

  • периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
  • таблица растворимости кислот, оснований, солей;
  • электрохимический ряд напряжений металлов;
  • презентация “Сера и ее соединения”
  • Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, коллекция минералов, Учебная литература:
  • Химия. 11 класс, авторы – О.С.Габриелян, Г.Г. Лысова – М.: Дрофа, 2014-397.
  • Сборник “Мастер-класс учителя химии. Выпуск 2. Химия элементов. В.Г.Денисова, Э.С.Ларина+СД

Оборудование и реактивы:

  • На столах учащихся: H2SO4(р), Мg, CuO, NaOH(P) ф/ф, BaCl2, спиртовка, спички, зажим для пробирок, пробирки

Ход урока

1. Организационный этап

а) взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, создание положительной мотивации на восприятие знаний;

б) формулирование цели урока

2. Обобщение учебного материала

Фронтальная беседа (вставить пропущенные слова-устно)

Все химические элементы разделяют на ... в зависимости от строения и свойств их атомов.

Если для атомов... характерны сравнительно большие радиусы и небольшое число электронов на внешнем уровне (1 e - 3e), то речь идет о ..., а если атомам свойственны небольшие радиусы и число электронов на внешнем энергетическом уровне от 4 до 8, то это характерно для ....

Среди 110 известных сегодня химических элементов, из них 88 элементов-..., а 22 элемента - ... и в периодической системе расположены по диагонали В—At и над ней.

Свойства простых веществ, образуемых неметаллами, отличаются большим разнообразием. Судите сами: водород Н2, кислород и озон 02 и 03, фтор F2, хлор С12, азот N2 — ... при обычных условиях, бром Вг2 — ..., а бор, углерод (алмаз, графит), кремний, фосфор (красный и белый), сера (пластическая и ромбическая), селен, теллур, йод 12, астат — ...вещества.

Если для подавляющего большинства металлов характерен серебристо-белый цвет, то окраска неметаллов — простых веществ охватывает все цвета спектра: ... (красный фосфор, красно-бурый жидкий бром), ... (сера), ... (лор — желто-зеленый газ), ... (пары йода).

Температуры плавления неметаллов лежат в очень широком интервале: от 3800 °С у графита до -210 °С у азота. Эта особенность свойств неметаллов является следствием образования ими двух типов кристаллических решеток: ... (02, N2, галогены, белый фосфор и др.) и ... (алмаз, графит, кремний, бор и др.). Разным строением кристаллических решеток объясняется и явление .... Например, элемент фосфор образует простое вещество с молекулярной кристаллической решеткой — белый фосфор, молекулы которого имеют состав Р4, и простое вещество с атомной кристаллической решеткой — красный фосфор Р.

Вторая причина аллотропии связана с ... простых веществ. Типичный пример — простые вещества, образуемые кислородом: обычный кислород ... и озон ...

Работа по карточкам (самостоятельно) - Особенности строения атомов элементов VI А группы и характер свойств.

  • к элементам VI А группы относятся..............................
  • на внешнем энергетическом уровне атомы этих элементов содержат..................
  • поэтому могут принимать недостающие ........... и проявлять степень окисления, равную.........
  • в таких реакциях они выступают в качестве.........
  • но атомы этих элементов электроны не только принимают, но и ............., выступая при этом в качестве .............
  • в таких реакциях их степень окисления может быть равной.......... (исключение - .........)
  • неметаллические или окислительные свойства элементов VI А группы сверху вниз..........
  • следовательно, самым сильным окислителем среди элементов данной подгруппы будет......
  • а окислительными и восстановительными свойствами обладает элемент........

Эпиграф урока

“Сила науки во множестве фактов,
цель - в обобщении этого множества”.
Д.И. Менделеев

Итак, сегодня на уроке наша задача- обобщить знания о строении, свойствах и применении веществ, образованных элементом VI A группы - серой и ее соединениями.

“В полночный час
С горящего вулкана
Возьми немного серы,
Смерть дарящей,
И мелкий порошок
Ее смешай с составом чудотворным.
Для ран бальзам получишь,
Краски для картины,
И дымом едким нечисть всю убьешь”
(древнеримский поэт и философ Тит Лукреций Кар)

Узнай вещество по описанию:

Это вещество - один из неметаллов, известных человеку с древнейших времен. Ее использовали для религиозных обрядов, поджигали при различных церемониях и ритуалах; ею чернили оружие, употребляли для изготовления косметики и лекарств, жгли для отбелки тканей и борьбы с насекомыми, использовали для изготовления черного пороха.

Итак, речь идет о сере (презентация 1 + вопросы)

О значении серы и ее соединений (презентация 2 + вопросы)

Узнай вещество по описанию:

Это вещество – высокотоксичное и крайне ядовитое. Вдыхание вызывает головокружение и головную боль, разрушает гемоглобин в крови, который является переносчиком кислорода. Но купание ваннах с этим веществом вызывает легкое раздражение кожи, расширяет кровеносные сосуды, оказывает целительное действие при ревматизме, заболеваниях кожи.

“Я всюду есть - но понемножку.
Черню серебряную ложку;
Когда испорчено яйцо,
Я тоже сразу налицо,
Я отбиваю аппетит
И очень сильно ядовит”

О каком веществе идет речь? Это сероводород (презентация 3+ вопросы )

Узнай вещество по описанию:

Это вещество тоже - ядовитый газ, но применяется он широко. Оно – прекрасное дезинфицирующее средство, им окуривают склады, овощехранилища, чтобы уничтожить микроорганизмы и плесень. На консервных заводах этим газом обрабатывают фрукты и овощи для их обеззараживания.

Повышение содержания этого газа в атмосфере ведет к аллергическим заболеваниям, к образованию кислотных дождей. Кислотные осадки приводят к закислению почв, пресных водоемов, гибели лесов, ценных видов рыб, ускоряет процесс коррозии металлических конструкций. Кислотный дождь разрушает памятники мировой архитектуры.

“Когда пирит в печи горит,
То в горле от меня першит.
А мой гидрат планете всей
Грозит кислотностью дождей”

О каком веществе идет речь? Это сернистый газ (презентация 4+ вопросы )

Узнай вещество по описанию:

Это вещество стало известно химикам после XI в. В сочинениях Альберта Великого содержится упоминание о получение этого вещества при нагревании железного купороса. “Купоросный спирт” “Купоросное масло” в России получали в небольших количествах в аптеках. Еще ее называли “матерью всех кислот”

“Я растворю любой металл.
Меня алхимик получал
В реторте глиняной простой.
Слыву я главной кислотой...
Когда сама я растворяюсь
В воде, то сильно нагреваюсь”

О каком веществе идет речь? Это серная кислота (презентация 5+ вопросы)

Лабораторная работа по изучению свойств разбавленной серной кислоты(см Приложение)

Проверка уровня обученности - работа с учебником

Параграф 26, стр 286-292 (уравнения реакций + ОВР)

а) 3S + 2 KClO3 =3SO2 + 2KCl — стр 286

б) 2H2S + 4Ag + O2 =2Ag2S + 2H2O — стр 287

в) SO2 + 2H2S = 3S + 2H2O — стр 289

г) 3SO3 + 2H2S = 4SO2 + H2O — стр 290

д) BaCl2 + H24 = BaSО4 + 2HCl — стр 290

Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуациях – “Химическая игротека” - ноутбуки на столах или работа с компьютером+интерактивная доска-для проверки классом

а) “Крестики-нолики” + уравнения реакций

б) Виртуальная лаборатория + уравнения реакций

Тест по свойствам серы и ее соединений (см. Приложение)

Домашнее задание

Параграф 26, стр 292 упр 4 (генетическая связь, ОВР, ионные реакции)

Подведение итогов урока (рефлексия)

Смайлики желтого цвета выдает учитель за каждый правильный ответ или правильно выполненное задание, их в результате ученик должен набрать 8 и собрать кристаллическую решетку серы (пластическую или кристаллическую)