Система игр и занятий по экологии с использованием ИКТ

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)

Загрузить презентацию (22 МБ)


Основные понятия

ИКТ - информационные и коммуникационные технологии, в состав которых входят различные цифровые технологии, с помощью которых можно создать, сохранить, распространить, передать определенную информацию или оказать услуги.
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме защиты окружающей среды, 2017 год указом президента был объявлен годом экологии в России. Особенно актуальным является приобщение к вопросам защиты природы подрастающего поколения. Работа по формированию компетенции детей в вопросах экологии, а так же любви и бережного отношения к природе наиболее эффективна в дошкольном возрасте. Именно в этот период жизни у ребенка закладываются основные принципы внутреннего восприятия мира и отношения к нему: эмпатия, сострадание, любовь, понятие добра и зла, основы нравственности и патриотизма.

Природа нашей донской земли красива, своеобразна, но в настоящее время мы являемся свидетелями безответственного и губительного отношения к флоре, фауне и ресурсам. Дети становятся не только свидетелями, но и участниками действий, ведущих к негативным последствиям, связанным с природой: свалка мусора, уничтожение животных, птиц, загрязнение водоемов, пожары в степи. Чтобы сохранить нашу Землю для будущих поколений, малышам с раннего возраста необходимо прививать любовь к Земле, своему краю в целом и воспитывать доброту и бережное отношение ко всему живому.

В нашем детском саду детей с раннего возраста знакомят с природой, учат заботиться о растениях и животных и восхищаться красотой окружающего мира. В уютном зимнем саду малыши могут не только полюбоваться растениями, помочь взрослым ухаживать за ними, но и послушать пение кенаров, полюбоваться рыбками. Традиционным для всех стало общение с лошадями и катание на повозках, запряженных лошадками, в соседнем парке. В старшем возрасте педагоги стараются привить на занятиях и в совместной деятельности желание заботиться о растениях и животных, и, конечно же, уделяют большое внимание бережному отношению к природным ресурсам, например, проводятся беседы, занятия, посвященные воде или экономному отношению к электричеству.

С внедрением в саду ИКТ работа по данной теме стала более разнообразной, интересной и понятной для современного поколения детей. Именно поэтому, наш коллектив поставил перед собой цель разработать систему разнообразных игр и занятий по экологии с использованием современных технологий.

 

Цель работы: приобщить детей к вопросам экологической культуры посредством использования современных интерактивных технологий (приложение)..

Задачи.

  1. Оптимизировать работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством использования ИКТ.
  2. Создать систему игр и занятий по экологии для детей дошкольного возраста с использованием современных интерактивных технологий.

На данном этапе, педагогами разрабатывается система занятий с использованием ИКТ в соответствии с задачами и требованиями ФГОС. Наибольший интерес у детей и взрослых вызвали комплексные занятия с участием нескольких специалистов (воспитателя, учителя-логопеда, дефектолога, психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя). Смена различных направлений и подходов в процессе таких занятий-развлечений, динамика и насыщенность материала дали наибольшую результативность и положительную оценку со стороны не только коллектива, но и родителей наших воспитанников.

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста старшей группы

Тема: «Земля-наш общий дом»

Предварительная работа:

  • Знакомство с творчеством Шишкина И.И., Левитана И.И., с работами художников и фотографов, посвященными природе.
  • Обобщение материала по темам «Растения», «Животные», «Природа», «Вода – это жизнь!», «Правила поведения на природе».
  • Расширение и активизация словаря по данной теме.
  • Проведения конкурса рисунков на тему «Земля – наш дом!»

Цель. Воспитывать в детях любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Задачи.

  1. Закрепить правила поведения на природе и основные правила бережного отношения к ресурсам планеты.
  2. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику, целостное восприятие образа предмета.
  3. Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным развернутым предложением.
  4. Формировать доброе, бережное отношение к окружающему миру, любовь к природе и её красоте, эмпатию.

Материал. Костюм Земли, музыкальный материал (для выхода Земли), материал для игр «Собери картинку» (репродукция картины Шишкина «Роща у пруда»), игра «Подбери по цвету».

Ход занятия

Ведущая: - Дорогие взрослые и ребята, приглашаем Вас на наше занятие.

Сегодня у нас необычный гость!

Звучит музыка, к детям выходит девочка в костюме Земли. К платью прикреплен различный мусор.

Земля

- На мне реки и моря,
Лес, равнины и поля,
Страны, люди, города….
ВСЕ ЖИВОЕ – ЭТО Я,
Я ВЕЛИКАЯ ЗЕМЛЯ!

Ведущая: - Что Земля с тобой случилось?

Земля:

- Больно, трудно мне дышать.
Гор моих уж не видать.
Всюду мусор, грязь…
Беда! Везде грязная вода…

Ведущая: - Ребята, почему заболела наша Земля? (потому что люди бросают мусор, вырубают деревья, уничтожают животных, загрязняют отходами реки)

Ведущая: - Чем же мы можем помочь тебе Земля? Подскажи!

Земля: - Я предлагаю поиграть со мной и самим догадаться, как можно помочь мне.

Ведущая обращает внимание детей на доску.

Земля: - Вот первая подсказка. (Слайд 2)

Первая игра «На природе»

Ведущая: - Мы с Вами отправились на природу…..

1 часть.

Ведущая: - Посмотрите внимательно на картинку: что необходимо сделать перед тем как покинуть эту полянку? (убрать мусор) Правильно, убрать мусор после себя. Что мы соберем? Давайте проверим! (по щелчку исчезает мусор).

2часть. (Слайд 3)

Ведущая: - А сейчас, скажите что необходимо сделать перед тем как покинуть эту полянку? Да, необходимо затушить костер перед уходом. (по щелчку исчезает костер). А какое еще вы знаете правило? Конечно, костры нельзя разжигать в не предназначенных для этого местах.

Ведущая обращает внимание на доску, на которой символически изображены правила поведения на природе. (Слайд 4)

Ведущая: - Ребята, что необходимо сделать, когда Вы находитесь на природе и собираетесь домой (необходимо убирать за собой мусор, не оставлять горящий костер)

Во время игры, педагог незаметно снимает с Земли мусор.

Ведущая: - Ребята, посмотрите, какая стала красивая наша Земля.
На ней нет мусора, ее одежда стала чистой. – Земля, чем еще мы можем помочь тебе?

Земля: - Молодцы, вот Вам вторая подсказка.


Вторая игра «Собери картинку»

Детям предлагается собрать картинку.

Ведущая: - Ребята, вы узнали картину? Кто ее написал? (Слайд 5). Какие чувства вызывает у вас эта картина? Что показал художник в своей работе? (красоту родной природы)

Ведущая: - Что же у нас было на картинке? Да, растения. (Слайд 6). Вы помните, что лес - это легкие нашей планеты? Необходимо беречь растительный мир Земли.

Земля: - А сейчас я предлагаю немного отдохнуть!

Физкультминутка: «Лошадки» (Слайд 7). Звучит музыка, под которую нужно выполнить определенные движения.

Земля: - Вот еще одна подсказка!

Третья игра «Классификация»

Ведущая обращает внимание на доску с изображением животных, птиц, насекомых. (Слайд 8).

Ведущая: - Нам необходимо найти и назвать сначала животных, потом птиц и насекомых. (дети называют) Давайте проверим! (Слайд 9) Правильно!

Необходимо бережно относиться ко всему живому на Земле. (Слайд 10)

Земля: -Вот ещё подсказка.

Четвертая игра «Подбери по цвету»

(Слайд 11)

Ведущая: - Что вы видите на доске? Что с этими кранами не так? (Предлагается настольная игра «Подбери по цвету»). Подберите к водопроводным кранам подходящий вентиль.

Ведущая: - Молодцы ребята, справились с заданием. А теперь назовите все цвета (красный кран, желтый кран) (Слайд 12) Что еще мы можем сделать, чтобы сохранить нашу планету? (Слайд 13) Правильно, бережно относиться к воде.

Ведущая:

- Дорогая Земля,
Мы будем беречь тебя и всю природу,
Экономить свет и воду,
И костры не разжигать,
За собою убирать
Только ты не болей, выздоравливай скорей!
Ты у нас одна такая добрая и красивая!

Земля:

- Мне дышать спокойней, легче,
Реки стали бесконечней,
Чище воздух и вода
Пусть же будет так всегда.

Ведущая: -Спасибо тебе Земля, мы рады были с тобою поиграть.

Звучит музыка, Земля уходит.

Ведущая: - Давайте с Вами повторим все правила бережного отношения к природе.

Игра пятая «Что такое хорошо, что такое плохо» (Слайд 7)

Ведущая: - Дети были на прогулке в парке. На какой картинке ребята поступиливерно? Почему?

Подведение итога занятия.

Литература.

    1. Лопатина Л.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Санкт-Петербург, 2014.
    2.  От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
    3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
    4. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М., 2008.