Основные понятия
ИКТ - информационные и коммуникационные технологии, в состав которых входят различные цифровые технологии, с помощью которых можно создать, сохранить, распространить, передать определенную информацию или оказать услуги.
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме защиты окружающей среды, 2017 год указом президента был объявлен годом экологии в России. Особенно актуальным является приобщение к вопросам защиты природы подрастающего поколения. Работа по формированию компетенции детей в вопросах экологии, а так же любви и бережного отношения к природе наиболее эффективна в дошкольном возрасте. Именно в этот период жизни у ребенка закладываются основные принципы внутреннего восприятия мира и отношения к нему: эмпатия, сострадание, любовь, понятие добра и зла, основы нравственности и патриотизма.
Природа нашей донской земли красива, своеобразна, но в настоящее время мы являемся свидетелями безответственного и губительного отношения к флоре, фауне и ресурсам. Дети становятся не только свидетелями, но и участниками действий, ведущих к негативным последствиям, связанным с природой: свалка мусора, уничтожение животных, птиц, загрязнение водоемов, пожары в степи. Чтобы сохранить нашу Землю для будущих поколений, малышам с раннего возраста необходимо прививать любовь к Земле, своему краю в целом и воспитывать доброту и бережное отношение ко всему живому.
В нашем детском саду детей с раннего возраста знакомят с природой, учат заботиться о растениях и животных и восхищаться красотой окружающего мира. В уютном зимнем саду малыши могут не только полюбоваться растениями, помочь взрослым ухаживать за ними, но и послушать пение кенаров, полюбоваться рыбками. Традиционным для всех стало общение с лошадями и катание на повозках, запряженных лошадками, в соседнем парке. В старшем возрасте педагоги стараются привить на занятиях и в совместной деятельности желание заботиться о растениях и животных, и, конечно же, уделяют большое внимание бережному отношению к природным ресурсам, например, проводятся беседы, занятия, посвященные воде или экономному отношению к электричеству.
С внедрением в саду ИКТ работа по данной теме стала более разнообразной, интересной и понятной для современного поколения детей. Именно поэтому, наш коллектив поставил перед собой цель разработать систему разнообразных игр и занятий по экологии с использованием современных технологий.
Цель работы: приобщить детей к вопросам экологической культуры посредством использования современных интерактивных технологий (приложение)..
Задачи.
- Оптимизировать работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством использования ИКТ.
- Создать систему игр и занятий по экологии для детей дошкольного возраста с использованием современных интерактивных технологий.
На данном этапе, педагогами разрабатывается система занятий с использованием ИКТ в соответствии с задачами и требованиями ФГОС. Наибольший интерес у детей и взрослых вызвали комплексные занятия с участием нескольких специалистов (воспитателя, учителя-логопеда, дефектолога, психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя). Смена различных направлений и подходов в процессе таких занятий-развлечений, динамика и насыщенность материала дали наибольшую результативность и положительную оценку со стороны не только коллектива, но и родителей наших воспитанников.
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста старшей группы
Тема: «Земля-наш общий дом»
Предварительная работа:
- Знакомство с творчеством Шишкина И.И., Левитана И.И., с работами художников и фотографов, посвященными природе.
- Обобщение материала по темам «Растения», «Животные», «Природа», «Вода – это жизнь!», «Правила поведения на природе».
- Расширение и активизация словаря по данной теме.
- Проведения конкурса рисунков на тему «Земля – наш дом!»
Цель. Воспитывать в детях любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.
Задачи.
- Закрепить правила поведения на природе и основные правила бережного отношения к ресурсам планеты.
- Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику, целостное восприятие образа предмета.
- Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным развернутым предложением.
- Формировать доброе, бережное отношение к окружающему миру, любовь к природе и её красоте, эмпатию.
Материал. Костюм Земли, музыкальный материал (для выхода Земли), материал для игр «Собери картинку» (репродукция картины Шишкина «Роща у пруда»), игра «Подбери по цвету».
Ход занятия
Ведущая: - Дорогие взрослые и ребята, приглашаем Вас на наше занятие.
Сегодня у нас необычный гость!
Звучит музыка, к детям выходит девочка в костюме Земли. К платью прикреплен различный мусор.
Земля
- На мне реки и моря,
Лес, равнины и поля,
Страны, люди, города….
ВСЕ ЖИВОЕ – ЭТО Я,
Я ВЕЛИКАЯ ЗЕМЛЯ!
Ведущая: - Что Земля с тобой случилось?
Земля:
- Больно, трудно мне дышать.
Гор моих уж не видать.
Всюду мусор, грязь…
Беда! Везде грязная вода…
Ведущая: - Ребята, почему заболела наша Земля? (потому что люди бросают мусор, вырубают деревья, уничтожают животных, загрязняют отходами реки)
Ведущая: - Чем же мы можем помочь тебе Земля? Подскажи!
Земля: - Я предлагаю поиграть со мной и самим догадаться, как можно помочь мне.
Ведущая обращает внимание детей на доску.
Земля: - Вот первая подсказка. (Слайд 2)
Первая игра «На природе»
Ведущая: - Мы с Вами отправились на природу…..
1 часть.
Ведущая: - Посмотрите внимательно на картинку: что необходимо сделать перед тем как покинуть эту полянку? (убрать мусор) Правильно, убрать мусор после себя. Что мы соберем? Давайте проверим! (по щелчку исчезает мусор).
2часть. (Слайд 3)
Ведущая: - А сейчас, скажите что необходимо сделать перед тем как покинуть эту полянку? Да, необходимо затушить костер перед уходом. (по щелчку исчезает костер). А какое еще вы знаете правило? Конечно, костры нельзя разжигать в не предназначенных для этого местах.
Ведущая обращает внимание на доску, на которой символически изображены правила поведения на природе. (Слайд 4)
Ведущая: - Ребята, что необходимо сделать, когда Вы находитесь на природе и собираетесь домой (необходимо убирать за собой мусор, не оставлять горящий костер)
Во время игры, педагог незаметно снимает с Земли мусор.
Ведущая: - Ребята, посмотрите, какая стала красивая наша Земля.
На ней нет мусора, ее одежда стала чистой. – Земля, чем еще мы можем помочь тебе?
Земля: - Молодцы, вот Вам вторая подсказка.
Вторая игра «Собери картинку»
Детям предлагается собрать картинку.
Ведущая: - Ребята, вы узнали картину? Кто ее написал? (Слайд 5). Какие чувства вызывает у вас эта картина? Что показал художник в своей работе? (красоту родной природы)
Ведущая: - Что же у нас было на картинке? Да, растения. (Слайд 6). Вы помните, что лес - это легкие нашей планеты? Необходимо беречь растительный мир Земли.
Земля: - А сейчас я предлагаю немного отдохнуть!
Физкультминутка: «Лошадки» (Слайд 7). Звучит музыка, под которую нужно выполнить определенные движения.
Земля: - Вот еще одна подсказка!
Третья игра «Классификация»
Ведущая обращает внимание на доску с изображением животных, птиц, насекомых. (Слайд 8).
Ведущая: - Нам необходимо найти и назвать сначала животных, потом птиц и насекомых. (дети называют) Давайте проверим! (Слайд 9) Правильно!
Необходимо бережно относиться ко всему живому на Земле. (Слайд 10)
Земля: -Вот ещё подсказка.
Четвертая игра «Подбери по цвету»
(Слайд 11)
Ведущая: - Что вы видите на доске? Что с этими кранами не так? (Предлагается настольная игра «Подбери по цвету»). Подберите к водопроводным кранам подходящий вентиль.
Ведущая: - Молодцы ребята, справились с заданием. А теперь назовите все цвета (красный кран, желтый кран) (Слайд 12) Что еще мы можем сделать, чтобы сохранить нашу планету? (Слайд 13) Правильно, бережно относиться к воде.
Ведущая:
- Дорогая Земля,
Мы будем беречь тебя и всю природу,
Экономить свет и воду,
И костры не разжигать,
За собою убирать
Только ты не болей, выздоравливай скорей!
Ты у нас одна такая добрая и красивая!
Земля:
- Мне дышать спокойней, легче,
Реки стали бесконечней,
Чище воздух и вода
Пусть же будет так всегда.
Ведущая: -Спасибо тебе Земля, мы рады были с тобою поиграть.
Звучит музыка, Земля уходит.
Ведущая: - Давайте с Вами повторим все правила бережного отношения к природе.
Игра пятая «Что такое хорошо, что такое плохо» (Слайд 7)
Ведущая: - Дети были на прогулке в парке. На какой картинке ребята поступиливерно? Почему?
Подведение итога занятия.
Литература.
-
-
Лопатина Л.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Санкт-Петербург, 2014.
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
- Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М., 2008.