Занятие "Здравствуй, Гном!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Категория детей: 5-7 лет

Цели и Задачи:

  • Развитие навыков рефлексии и метафорического мышления
  • Помощь в осознании черт собственного характера
  • Активизация мыслительных процессов
  • Развитие слуховой ассоциативной памяти
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие креативности и творческого мышления
  • Положительный настрой на предстоящее обучение в школе.

Материалы:

1. Восемь картинок – макетов с изображением гномов (лицо не нарисовано)

2. “Волшебный камень”

3. Одна картина с изображением сказочного персонажа (Баба-Яга)

4. Изображение лесной школы

5. Елки, построенные из лего-конструктора

6. Избушка деревянная

7. Баба-Яга-кукла

8. Ковер-самолет

9. Следы резиновые

10. Карандаши

11. Ширма

Ход занятия

ВСТУПЛЕНИЕ-ПРИВЕТСТВИЕ:

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте сегодня поздороваемся по особенному: каждый из вас по очереди произнесет свое имя, а мы все вместе его повторим и прохлопаем. Я начну с себя: Е-ка-те-ри-на- Пав-лов-на

Дети повторяют имя и прохлопывают по слогам.

Далее ребенок произносит свое имя, остальные дети хором его повторяют. Затем следующий ребенок произносит свое имя и т. д.

РАЗМИНКА:

“Пересядьте те, кто...”

- Ребята, я хочу познакомиться с вами еще лучше, и узнать о вас еще больше. Сейчас я буду говорить фразу, и если это касается вас, то вы быстро встаете со своих стульчиков и постараетесь занять освободившиеся места

  • Пересядьте те, у кого сегодня хорошее настроение...
  • Пересядьте те, кто любит животных...
  • Пересядьте те, у кого много друзей...
  • Пересядьте те, кто ходил в зоопарк...
  • Пересядьте только мальчики....
  • Пересядьте только девочки...
  • Пересядьте те, кто любит сказки...

- Молодцы, а теперь давайте займем те места, на которых вы сидели в начале занятия.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

- Вот мы и немного познакомились.

- Ребята, я хочу рассказать вам невероятную историю, которая со мной недавно произошла. Прихожу я на работу, что вы думаете, вижу, сидят у меня в кабинете гномики, все такие разные. Сидят и разговаривают. Я у них спрашиваю: “Гномики, что вы здесь делаете?” А они мне говорят, что пришли ко мне в детский садик, чтобы найти себе друзей, ведь они скоро пойдут учиться в лесную школу.

- Ребята, а вы хотите познакомиться с гномами? (ответы детей).

Но гномы очень любят играть с детьми в прятки. Вот и сейчас они спрятались за ширмой. А чтобы их увидеть, надо с ними поиграть в слова.

“Простые аналогии”

- Послушай те внимательно первую пару слов человек – ребенок, между этими словами есть определенная связь. Какая?.... ( ответы детей), а вторую пару я скажу не полностью, только первое слово, а вы попробуете подобрать второе слово сами собака-...... (щенок)

Дети по очереди подбирают пару.

  • Карандаш-бумага, мел-........(доска)
  • Лес – деревья, клумба - ............(цветы)
  • Картина – стена, ковер - ............(пол)
  • Шкаф – одежда, пенал-..........(школьные принадлежности)
  • Человек – рот, птица -..............(клюв)
  • Птица – перья, рыба -..............(чешуя)
  • Снег – зима, дождь -.................(осень)
  • Солнце – день, луна - .................(ночь)
  • Пальто – пуговица, ботинок -..........(шнурки)

“Такие разные гномы”

- Ребята, вы молодцы, поиграли в слова. А теперь ширма открывается. Посмотрите, сколько разных гномиков здесь.

 Пожалуйста, выберете себе такого, который вам больше всего понравился. Дорисуйте ему лицо такое, какое хотите.

Дети садятся за столы и дорисовывают лица каждый своему выбранному гному и возвращаются на свои стульчики в круг.

- Какие разные гномики у вас получились. Ни одного похожего на другой. Познакомьте, пожалуйста меня с ними.

Дети отвечают по очереди на вопросы:

- кто ваш гномик – мальчик или девочка?

- где он живет?

- с кем он живет?

- сколько ему лет?

- есть ли у него друзья?

- что он любит делать?

- хочет ли он пойти в школу?

А теперь нам пора отправляться в сказочный лес, и нам в этом поможет волшебный камень.

“Волшебный камень”

- Ребята, посмотрите, вот он у меня в руках. Он тяжелый, прохладный, но у него есть много силы и тепло. Давайте передадим его по кругу и почувствуем его тепло и силу.

Дети стоят около своих стульчиков. Психолог, передавая камень, произносит слова:

Камень – камень, в сказку веди,
Не дай, камень ослабнуть в пути.
Для нас ты смелость и свет подари.
И сказку новую нам оживи!

После того, как камень возвращается к психологу, он говорит:

- Давайте проверим, передал ли нам камень немного своей силы и тепла.

Встаньте около своих стульчиков.

Покажем, какой камень крепкий, как солнышко теплое и как заборчик многогранное.

“Солнышко, камешки, заборчики”

Дети попеременно сжимают кулачки (камешки), разжимают пальцы в разные стороны (солнышко), соединяют пальцы (заборчики).

Один-два раза упражнение проводится по показу, затем только по словесной инструкции.

- Молодцы, теперь мы готовы к путешествию! Садитесь.

“Пары слов”

-Р ебята, в сказочном лесу нам пригодится хорошая память. Сейчас я скажу несколько пар слов, которые вам надо запомнить:

  • Король-замок
  • Черепаха-ключик
  • Цветок-дюймовочка
  • Баба-Яга – курица
  • Поросенок – дом
  • Колобок – мячик
  • Снежная королева – лед

Дети, чтобы легче было запомнить слова дают ассоциации, которые с ними связаны.

“Полет на ковре-самолете”

- Ребята, Давайте встанем на ковер-самолет, он нас быстро домчит до места.

Дети встают все вместе на ковер, стараются, чтобы всем хватило на нем места. Для этого придется встать близко друг к другу, держаться за руки.

- Вот мы и на месте. Ой, а чья это избушка? (ответы и предложения детей)

Там живет Баба-Яга.

Из избушки ведущий вынимает куклу Бабу-Ягу.

- Чую-чую русским духом запахло. Это кто ко мне пожаловал и зачем? (ответы детей).

- Мы идем в лесную школу. Покажи нам дорогу.

-Хорошо, но только разгадайте мою загадку. Мне в лесу скучно живется, даже поговорить не с кем. Я нарисовала свой портрет.

Баба-Яга показывает детям картину со своим изображением, где очень много нелепиц.

“Нелепицы”

- Ребята, Баба-Яга решила с нами пошутить, посмотрите, как много в ее рисунке неверного изображения. Давайте попробуем найти все.

 Что нарисовано неправильно?

Дети по очереди выполняют задание ( вместо платка – корона, вместо ступы – вертолет, вместо черного кота – черная собака, вместо черного ворона – попугай, вместо избушки на курьих ножках – дворец на ногах, вместо метлы – скипетр, вместо лаптей - туфелька).

Баба-Яга говорит:

- Ну раз уж вы догадались и об этой моей хитрости, тогда открою вам секрет, что школа находится очень близко, рукой подать. Идите прямо по моим следам и дойдете.

Дети идут по следам и доходят до лесной школы.

 

-Ребята, чтобы открылись ворота надо вспомнить слова, которые мы запоминали в начале занятия. При этом психолог называет первое слово, а ребенок вспоминает, какое слово было вторым.

Король-..........................замок

Черепаха-........................ключик

Цветок-...........................дюймовочка

Баба-Яга – ......................курица

Поросенок – ....................дом

Колобок – .......................мячик

Снежная королева – ..........лед

- Ребята, давайте отправим наших гномиков в школу. И скажем им: “До скорой встречи”

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-ПРОЩАНИЕ:

- На этом наше сегодняшнее путешествие заканчивается. Пора возвращаться в наш детский сад. Давайте встанем в круг, посмотрим друг на друга.

Мы славно потрудились,
Немало мы узнали,
И. в сказке побывали,
И дружно поиграли.

Дети передают по кругу волшебный камень

Камень – камень, сказка прошла.
Нам много чудесного преподнесла.
Скорее домой нас проводи
И что узнали мы в нас сохрани!

- Я хочу, чтобы у вас осталась капелька тепла от нашего волшебного камня и сегодня каждый из вас заберет с собой его частичку.

Каждому ребенку остается на память маленький камушек.

- Мне было очень приятно и интересно сегодня с вами играть.

Ребята, а вам понравилось путешествие? Если да, то покажите вот так (дети показывают жестом), если нет, то покажите вот так ( дети показывают жестом)

- До свидания!

Литература

1. А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик “ Планета чудес” С-П 2008г.

2. Е.В. Белинская “Сказочные тренинги” С-П 2008г.

3. И.Е.Кулинцова “Коррекция детских страхов с помощью сказок” С-П 2008г.

4. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А.

5. Шарохина В.Л. “Психологическая подготовка детей к школе”

6. Яковлева Н. “Психологическая помощь дошкольнику”

7. Останкова Ю.В. “Система корекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе”

8. Мазепина Т.Б. “Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах, тестах”

9. Тихомирова Л.Ф. “Познавательные способности детей 5-7 лет”

10. Коноваленко С.В. “Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет”

11. Заводнова Н.В. “Развитие логики и речи у детей”