Категория детей: 5-7 лет
Цели и Задачи:
- Развитие навыков рефлексии и метафорического мышления
- Помощь в осознании черт собственного характера
- Активизация мыслительных процессов
- Развитие слуховой ассоциативной памяти
- Развитие зрительного восприятия
- Развитие креативности и творческого мышления
- Положительный настрой на предстоящее обучение в школе.
Материалы:
1. Восемь картинок – макетов с изображением гномов (лицо не нарисовано)
2. “Волшебный камень”
3. Одна картина с изображением сказочного персонажа (Баба-Яга)
4. Изображение лесной школы
5. Елки, построенные из лего-конструктора
6. Избушка деревянная
7. Баба-Яга-кукла
8. Ковер-самолет
9. Следы резиновые
10. Карандаши
11. Ширма
Ход занятия
ВСТУПЛЕНИЕ-ПРИВЕТСТВИЕ:
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте сегодня поздороваемся по особенному: каждый из вас по очереди произнесет свое имя, а мы все вместе его повторим и прохлопаем. Я начну с себя: Е-ка-те-ри-на- Пав-лов-на
Дети повторяют имя и прохлопывают по слогам.
Далее ребенок произносит свое имя, остальные дети хором его повторяют. Затем следующий ребенок произносит свое имя и т. д.
РАЗМИНКА:
“Пересядьте те, кто...”
- Ребята, я хочу познакомиться с вами еще лучше, и узнать о вас еще больше. Сейчас я буду говорить фразу, и если это касается вас, то вы быстро встаете со своих стульчиков и постараетесь занять освободившиеся места
- Пересядьте те, у кого сегодня хорошее настроение...
- Пересядьте те, кто любит животных...
- Пересядьте те, у кого много друзей...
- Пересядьте те, кто ходил в зоопарк...
- Пересядьте только мальчики....
- Пересядьте только девочки...
- Пересядьте те, кто любит сказки...
- Молодцы, а теперь давайте займем те места, на которых вы сидели в начале занятия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
- Вот мы и немного познакомились.
- Ребята, я хочу рассказать вам невероятную историю, которая со мной недавно произошла. Прихожу я на работу, что вы думаете, вижу, сидят у меня в кабинете гномики, все такие разные. Сидят и разговаривают. Я у них спрашиваю: “Гномики, что вы здесь делаете?” А они мне говорят, что пришли ко мне в детский садик, чтобы найти себе друзей, ведь они скоро пойдут учиться в лесную школу.
- Ребята, а вы хотите познакомиться с гномами? (ответы детей).
Но гномы очень любят играть с детьми в прятки. Вот и сейчас они спрятались за ширмой. А чтобы их увидеть, надо с ними поиграть в слова.
“Простые аналогии”
- Послушай те внимательно первую пару слов человек – ребенок, между этими словами есть определенная связь. Какая?.... ( ответы детей), а вторую пару я скажу не полностью, только первое слово, а вы попробуете подобрать второе слово сами собака-...... (щенок)
Дети по очереди подбирают пару.
- Карандаш-бумага, мел-........(доска)
- Лес – деревья, клумба - ............(цветы)
- Картина – стена, ковер - ............(пол)
- Шкаф – одежда, пенал-..........(школьные принадлежности)
- Человек – рот, птица -..............(клюв)
- Птица – перья, рыба -..............(чешуя)
- Снег – зима, дождь -.................(осень)
- Солнце – день, луна - .................(ночь)
- Пальто – пуговица, ботинок -..........(шнурки)
“Такие разные гномы”
- Ребята, вы молодцы, поиграли в слова. А теперь ширма открывается. Посмотрите, сколько разных гномиков здесь.
Пожалуйста, выберете себе такого, который вам больше всего понравился. Дорисуйте ему лицо такое, какое хотите.
Дети садятся за столы и дорисовывают лица каждый своему выбранному гному и возвращаются на свои стульчики в круг.
- Какие разные гномики у вас получились. Ни одного похожего на другой. Познакомьте, пожалуйста меня с ними.
Дети отвечают по очереди на вопросы:
- кто ваш гномик – мальчик или девочка?
- где он живет?
- с кем он живет?
- сколько ему лет?
- есть ли у него друзья?
- что он любит делать?
- хочет ли он пойти в школу?
А теперь нам пора отправляться в сказочный лес, и нам в этом поможет волшебный камень.
“Волшебный камень”
- Ребята, посмотрите, вот он у меня в руках. Он тяжелый, прохладный, но у него есть много силы и тепло. Давайте передадим его по кругу и почувствуем его тепло и силу.
Дети стоят около своих стульчиков. Психолог, передавая камень, произносит слова:
Камень – камень, в сказку веди,
Не дай, камень ослабнуть в пути.
Для нас ты смелость и свет подари.
И сказку новую нам оживи!
После того, как камень возвращается к психологу, он говорит:
- Давайте проверим, передал ли нам камень немного своей силы и тепла.
Встаньте около своих стульчиков.
Покажем, какой камень крепкий, как солнышко теплое и как заборчик многогранное.
“Солнышко, камешки, заборчики”
Дети попеременно сжимают кулачки (камешки), разжимают пальцы в разные стороны (солнышко), соединяют пальцы (заборчики).
Один-два раза упражнение проводится по показу, затем только по словесной инструкции.
- Молодцы, теперь мы готовы к путешествию! Садитесь.
“Пары слов”
-Р ебята, в сказочном лесу нам пригодится хорошая память. Сейчас я скажу несколько пар слов, которые вам надо запомнить:
- Король-замок
- Черепаха-ключик
- Цветок-дюймовочка
- Баба-Яга – курица
- Поросенок – дом
- Колобок – мячик
- Снежная королева – лед
Дети, чтобы легче было запомнить слова дают ассоциации, которые с ними связаны.
“Полет на ковре-самолете”
- Ребята, Давайте встанем на ковер-самолет, он нас быстро домчит до места.
Дети встают все вместе на ковер, стараются, чтобы всем хватило на нем места. Для этого придется встать близко друг к другу, держаться за руки.
- Вот мы и на месте. Ой, а чья это избушка? (ответы и предложения детей)
Там живет Баба-Яга.
Из избушки ведущий вынимает куклу Бабу-Ягу.
- Чую-чую русским духом запахло. Это кто ко мне пожаловал и зачем? (ответы детей).
- Мы идем в лесную школу. Покажи нам дорогу.
-Хорошо, но только разгадайте мою загадку. Мне в лесу скучно живется, даже поговорить не с кем. Я нарисовала свой портрет.
Баба-Яга показывает детям картину со своим изображением, где очень много нелепиц.
“Нелепицы”
- Ребята, Баба-Яга решила с нами пошутить, посмотрите, как много в ее рисунке неверного изображения. Давайте попробуем найти все.
Что нарисовано неправильно?
Дети по очереди выполняют задание ( вместо платка – корона, вместо ступы – вертолет, вместо черного кота – черная собака, вместо черного ворона – попугай, вместо избушки на курьих ножках – дворец на ногах, вместо метлы – скипетр, вместо лаптей - туфелька).
Баба-Яга говорит:
- Ну раз уж вы догадались и об этой моей хитрости, тогда открою вам секрет, что школа находится очень близко, рукой подать. Идите прямо по моим следам и дойдете.
Дети идут по следам и доходят до лесной школы.
-Ребята, чтобы открылись ворота надо вспомнить слова, которые мы запоминали в начале занятия. При этом психолог называет первое слово, а ребенок вспоминает, какое слово было вторым.
Король-..........................замок
Черепаха-........................ключик
Цветок-...........................дюймовочка
Баба-Яга – ......................курица
Поросенок – ....................дом
Колобок – .......................мячик
Снежная королева – ..........лед
- Ребята, давайте отправим наших гномиков в школу. И скажем им: “До скорой встречи”
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-ПРОЩАНИЕ:
- На этом наше сегодняшнее путешествие заканчивается. Пора возвращаться в наш детский сад. Давайте встанем в круг, посмотрим друг на друга.
Мы славно потрудились,
Немало мы узнали,
И. в сказке побывали,
И дружно поиграли.
Дети передают по кругу волшебный камень
Камень – камень, сказка прошла.
Нам много чудесного преподнесла.
Скорее домой нас проводи
И что узнали мы в нас сохрани!
- Я хочу, чтобы у вас осталась капелька тепла от нашего волшебного камня и сегодня каждый из вас заберет с собой его частичку.
Каждому ребенку остается на память маленький камушек.
- Мне было очень приятно и интересно сегодня с вами играть.
Ребята, а вам понравилось путешествие? Если да, то покажите вот так (дети показывают жестом), если нет, то покажите вот так ( дети показывают жестом)
- До свидания!
Литература
1. А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик “ Планета чудес” С-П 2008г.
2. Е.В. Белинская “Сказочные тренинги” С-П 2008г.
3. И.Е.Кулинцова “Коррекция детских страхов с помощью сказок” С-П 2008г.
4. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А.
5. Шарохина В.Л. “Психологическая подготовка детей к школе”
6. Яковлева Н. “Психологическая помощь дошкольнику”
7. Останкова Ю.В. “Система корекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе”
8. Мазепина Т.Б. “Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах, тестах”
9. Тихомирова Л.Ф. “Познавательные способности детей 5-7 лет”
10. Коноваленко С.В. “Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет”
11. Заводнова Н.В. “Развитие логики и речи у детей”