Техника выполнения тестовых упражнений ВФСК ГТО: первое знакомство в начальной школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)


Целью внедрения ВФСК ГТО является улучшение физического состояния детей и взрослых, приобщение их к здоровому образу жизни. Работа по внедрению нового комплекса ГТО в систему образования способствует формированию нового человека, всестороннему развитию личности, является источником бодрости, здоровья, активной позиции в здоровом образе жизни. Успех работы по внедрению комплекса ГТО в школы должен быть обусловлен всесторонней пропагандой с использованием всех средств и методов. Поэтому заинтересовывать учащихся в систематических занятиях физической культурой и спортом необходимо с самого раннего возраста.

Большое внимание в работе учителями физической культуры с начальными классами уделяется игровой и соревновательной деятельности. Для системного воздействия на физическое совершенствование учащихся использовать  ее необходимо  в урочных и внеурочных формах. В течение учебного года в нашей гимназии проводятся  традиционные спортивные соревнования для каждой параллели по разделам программы (например, «Легкоатлетическая эстафета», «Веселые старты с элементами гимнастики», «Легкоатлетическое троеборье», «Пионербол», «Мини-футбол» и др.).

В связи с внедрением в 2016 году комплекса ГТО в школы г. Калининграда в план нашей работы включены  спортивные соревнования «Мы готовы к ГТО!» для параллели 2-х классов на основе легкоатлетического троеборья, но испытания взяты из обязательной программы комплекса ГТО 1 ступени (Приложение 1 сценарий спортивного праздника).

В проведении соревнований была задействована вся параллель 2-х классов (девять классов). Для испытаний взяты 3 обязательных дисциплины из комплекса ГТО: сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девочки), подтягивание из виса на перекладине (мальчики), челночный бег 3х10м и прыжок в длину с места; также в соревнования были добавлены теоретические вопросы по истории ГТО в форме карточек на отдельной станции (Приложение 2).

Из-за большого количества классов в параллели соревнования проводились в 3 дня. Испытание проходили все учащиеся 2-х классов, отнесенные к основной группе здоровья. Дети, освобожденные от нагрузки на уроке, участвовали в качестве болельщиков и помощников.
Каждые наши соревнования начинаются с комплекса ОРУ. Затем учащиеся класса были разделены на две группы: мальчики и девочки. Каждая из шести команд выполняла задание на своей станции. Переход команд к следующей станции осуществлялся  по кругу, команды следовали за капитаном в колонне по одному.

Подсчет результатов проводился по оценочной таблице, за основу были взяты 10 лучших результатов (5 мальчиков и 5 девочек) по каждому виду испытаний.

Все необходимые документы для соревнований (Приложения 3, Приложения 4) разработаны учителями кафедры физической культуры гимназии №40.

По результатам соревнований и подведения итогов в командном и личном зачете был определен уровень физической готовности учащихся к сдаче норм ГТО уровня золотого значка 1 ступени. Учащиеся, выполнившие нормативы уровня золотого значка 1 ступени, были награждены личной грамотой (Приложение 5).

Все спортивные соревнования обязательно завершаются награждением с вручением кубков, медалей, грамот (Приложение 6).

По результатам первого этапа внутригимназических соревнований была сформирована сборная команда гимназии №40, в которую вошли учащиеся, показавшие наилучшие результаты в трех дисциплинах комплекса ГТО 1 ступени. Сборная команда гимназии  выступила на втором этапе спортивных соревнований «Мы готовы к ГТО!» между школами-партнерами МАОУ гимназии №40 и на региональном Зимнем Фестивале ГТО среди учащихся 54 образовательных учреждений Калининградской области 1–6 ступени ВФСК ГТО, который проводился в декабре 2016 года. На обоих мероприятиях команда заняла общекомандное 1 место. В личном зачете двое учащихся сборной команды по сумме баллов всех испытаний заняли 1 и 2 место на Фестивале ВФСК ГТО.

Опыт проведения таких соревнований позволяет проводить их не только на школьном уровне, но и на уровне школ-партнеров. Ведь, проведя соревнования на школьном уровне и видя результаты учащихся в соревновательных условиях, учителю физической культуры легко сформировать конкурентноспособную команду.

Подобные спортивные соревнования позволяют

Учителям:

  • Охватить большое количество учащихся на разных ступенях обучения. В гимназии они проводились на 1, 4 и 5 ступени комплекса ГТО;
  • Провести отбор для учета и сопровождения одаренных детей;
  • Увидеть уровень физической подготовленности учащихся в  условиях соревновательной деятельности;
  • Мотивировать учащихся к более серьезному и внимательному изучению техники выполнения упражнений.

Учащимся:

  • Убедиться в значимости общеразвивающих упражнений (разминки) как залогу  более успешного выполнения упражнений;
  • Стимулировать потребность в регулярной физической активности для улучшения собственных результатов (ежедневная зарядка, занятия в спортивных секциях);
  • Повысить собственную самооценку и развить способность  к анализу  как успеха, так и неуспеха на соревнованиях. 
  • Мотивировать учащихся к систематическим занятиям физической культурой и сдачей комплекса ГТО можно и в урочной форме занятий, например,  используя третий час физической культуры как модуль «Подготовка к сдаче комплекса ГТО». С текущего учебного года такой модуль внедрен для параллели третьих классов гимназии №40.

Опыт работы показывает, что замечательно стимулирует учащихся, причем на всех ступенях обучения, пример родителей. Многие спортивные праздники необходимо проводить для родителей или совместно родитель – ребенок  – учитель («Пионербол», волейбол, настольный теннис, велопробеги, «Легкоатлетический марафон», «Веселые старты», «Спортивное ориентирование», «Плавание», «Стрельба из пневматического оружия» и многие другие). В текущем учебном году в нашей гимназии стартовал семейный спортивный праздник «Мы готовы к ГТО», в котором участвовали от каждого класса сборные команды: папа, мама, девочка и мальчик.

Для достижения стойкого спортивного результата вся эта работа должна быть системной. Стремление к физическому совершенствованию и здоровому образу жизни должно стать для ребенка не редким праздником, а образом жизни, в котором он постоянно работает над собой, имея возможность регулярно анализировать свои успехи и ошибки. В нашей  гимназии на методической кафедре  физической культуры давно сложился опыт преемственности таких мероприятий. С 1 класса лучше стимулировать детей с помощью  спортивных праздников и соревнований, стараясь задействовать большее количество участников. В первых классах для учащихся в группах продленного дня организована секция (внеурочные занятия) ОФП для подготовки к сдаче норм ВФСК ГТО. Среди учащихся всех параллелей вторых классов гимназии №40 в апреле проводится спортивный праздник «Мы готовы к ГТО». Учащимся третьих и четвертых классов в программу курса «Физическая культура» введен модуль «Подготовка к ГТО». Для повышения мотивации учащихся третьих и четвертых классов проводятся спортивные соревнования «Мы готовы к ГТО!» между школами-партнерами гимназии №40, а также привлекаются родители учащихся для совместных спортивных соревнований «Мы готовы к ГТО!».  Многие наши спортивные мероприятия являются общегимназическими, т.е. общими для всех ступеней обучения.

Практический опыт МАОУ гимназии №40 г.Калининграда по подготовке и мотивации к выполнению норм ВФСК ГТО был представлен на областных семинарах учителей и руководящих работников Калининградской области, а также на Всероссийской научно-практической конференции «Эффекты внедрения ВФСК ГТО» (г.Саратов 2016 г.) (Приложение 7 и Приложение 8).