Программное содержание.
Образовательные задачи:
- дать представление о профессии, трудовых действий и снаряжении пожарного;
- активизировать словарь по теме;
- развивать внимание, память, логическое мышление, речь;
- уточнить в каких случаях огонь является другом человека, а в каких врагом;
- воспитывать внимание к окружающим людям, умение вовремя прийти на помощь.
Коррекционные задачи:
- развивать зрительные функции фиксации, локализации предмета из множества, прослеживания.
Материалы к занятию:
- свеча, картинка с изображением пожарного, лабиринт с изображениями снаряжения пожарного, карточки с проблемными ситуациями.
Образовательные области:
- познавательное и речевое развитие.
Ход образовательной деятельности
Педагог загадывает загадки детям.
Загадки:
- Что, дотронувшись едва
Превращает в дым дрова? - Красный петушок
По жердочке бежит,
И жердочка горит. - Жевать – не жую,
А все пожираю. (огонь)
Ответы детей.
Наблюдение за горящей свечой
Педагог зажигает свечу.
Педагог: - Вам понравился огонь свечи? (ответы детей)
Беседа “Огонь – друг, огонь – враг”
Педагог: - Огонь – это явление неживой природы. Бывают разные случаи, когда огонь может быть как другом, так и врагом.
- Давайте, ребята, подумаем, когда огонь бывает другом? (Ответы детей.)
Педагог обобщает ответы детей:
- Огонь бывает другом тогда, когда с помощью огня готовят еду, огонь согревает, освещает, развлекает и подкрепляет ответы детей соответствующими картинками.
Педагог: - А когда огонь бывает врагом? (Ответы детей.)
Огонь бывает врагом тогда, когда он обжигает, сжигает дома, леса.
Беседа о службе “01”
Педагог: - Дети, а если беда уже случилась и огонь угрожает жизни человека, то по какому номеру телефона можно вызвать пожарных? (Ответы детей)
***
Знает каждый гражданин
Этот номер – 01.
Если к вам придет беда
Позвони скорей туда.
А если нету телефона,
Позови людей с балкона.
Игра “Горит – не горит”
Педагог: - Дети, а как вы думаете, какое главное свойство огня? Что он делает? (ответы детей - “горит”).
Педагог: - Правильно, главное свойство огня то, что он горит.
- А теперь давайте поиграем в игру “Горит – не горит”.
Педагог называет предметы, а дети поднимают карточку с огнем, если названный предмет горит (вода, песок, бумага, стекло, доска, ткань, глина, кукла, гвоздь, ветка и т.д.).
Беседа о профессии “пожарник”
Педагог: - Ребята, бывают такие случаи, когда небольшой огонек начинает злиться и превращается в пожар. Тогда кто к нам приходит на помощь? А чтобы вам легче было узнать, я загадаю загадку:
***
С огнем бороться мы должны,
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (пожарники)
Игра “Лабиринт”
Педагог: - У пожарных есть свои предметы – помощники, без которых их работа трудна.
Давайте, дети, пройдем по этому лабиринту и найдем этих помощников (каска, брансбойт, огнетушитель, пожарное ведро, пожарная лестница)
Педагог: - А теперь давайте подумаем, какими качествами характера должен обладать пожарный?
Дети: - Смелый, ловкий, сильный, бесстрашный, мужественный, храбрый, находчивый, решительный, осторожный, наблюдательный и т.д.
Педагог: - А теперь, посмотрим, какие вы ловкие.
Игра-эстафета “Ловкие пожарные”
Любая произвольная эстафета по наличию материала.
Стихи о пожарных
Педагог: - Давайте вспомним стихи о пожарных.
Дети читают заранее выученные стихи.
Игра “Вопросы и ответы”
Педагог: - А сейчас поиграем в игру “Вопросы и ответы”. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете: - “да” или “нет”:
- Играть со спичками полезно?
- Дымом можно задохнуться?
- Пожар можно погасить пирогами?
- Вода может гореть?
- Чтобы не задохнуться при пожаре, надо приложить к лицу влажное полотенце?
- При пожаре надо спрятаться под кровать?
- При пожаре надо спускаться вниз на лифте?
- При пожаре надо громко звать на помощь?
Итог:
Педагог: - А теперь давайте проверим, что вы знаете о профессии пожарного.
Дети получают сюжетные картинки с ситуациями из жизни пожарного и составляют предложения к ним.
Педагог: - Сегодня мы поговорили о профессии пожарного и о том, как надо обращаться с огнем.