Коррекционная образовательная деятельность по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения старшей группы. Тема: "Посуда"

Разделы: Коррекционная педагогика


Образовательные задачи:

  • Формировать обобщающее понятие “посуда”. Учить различать посуду по назначению, по материалу.

Коррекционные задачи:

  • Развивать зрительное и слуховое внимание и тонкие дифференцировки по слуху, по цвету, по форме. Упражнять в узнавании различных эмоций.

Оборудование:

  • Предметы посуды в объёмном и плоскостном цветном и силуэтном исполнении;
  • схемы лица Федоры; аудиозаписи.

Образовательные области:

  • Познавательное и речевое развитие.

Ход образовательной деятельности

Педагог прикрепляет к доске картинку с изображением Федоры:

- Дети, сегодня к нам пришла Федора из известной сказки К.Чуковского. Вспомните, как называется сказка? (“Федорино горе”)

- По выражению лица Федоры вам будет понятно, как вы справляетесь с заданием.

Формирование обобщающего понятия “посуда”

На доске картинки с предметами посуды и одна лишняя.

Педагог: - Дети, что здесь лишнее? Почему?

- Для чего нужна посуда?

Упражнение на слуховое внимание и дифференцировку звуков окружающей действительности

Педагог: - Попробуйте узнать, когда бывают слышны такие звуки?

Дети слушают аудиозапись и узнают звуки окружающей действительности:

  • звуки моющейся посуды (слышны звуки льющейся из крана воды и металлических ложек в мойке);
  • звук ложки, ударяющейся о стенку кружки при размешивании сахара в чае;
  • звук металла, когда скребут по подгоревшей сковородке;
  • свист кипящего чайника,
  • звук бурлящей воды при кипении бульона
  • звук ножа, когда его точат и т.д.

На доске появляется картинка, где Федора грустит, если ответ неправильный, либо картинка, где она улыбается, если ответ правильный.

Различение видов посуды по материалу

- Дети, из чего может быть сделана посуда? (деревянная, металлическая и т.д.)

Педагог: - Детки, ну-ка, снова “ушки на мокушки”, просит вас Федора! Узнайте на слух материалы, из которых может быть сделана посуда.

Раздаются звуки ударов металлических, деревянных, фаянсовых предметов посуды.

На доске появляется картинка, где Федора грустит, если ответ неправильный, либо картинка, где она улыбается, если ответ правильный. Когда дети угадывают, Федора “улыбается”, предметы посуды из угаданного материала появляются на столе.

Составление описательных рассказов о посуде по картинке-схеме

На доске появляется картинка-схема с алгоритмом описания посуды. Педагог предлагает нескольким детям составить описательный рассказ о предмете посуды, который он выбрал среди посуды, выставленной на столе.

Во время выполнения задания Федора смотрит на детей удивлённо. В конце широко улыбается.

Различение видов посуды по назначению

На демонстрационном столе появляется три карты с 9-ю клетками 3*3, где клетка в центре занята предметом посуды (кухонной, столовой, чайной), задающим признак группировки посуды в пустых клетках.

Педагог: - Ой, какой беспорядок на столе! Смотрите, как не довольна Федора! Что она делает? (сердится). Скорее расставьте посуду по местам!

Дети выполняют задание.

Педагог: - Какую посуду вы собрали на этой карте?

Дети: - Кухонную.

Педагог: - А здесь?

Дети: - Столовую.

Педагог: - А здесь?

Дети: - Чайную.

Федора улыбается.

Узнавание предметов в цветном изображении. Дифференцировка предметов посуды по оттенку цвета

Педагог: - Расставьте чашки по светлоте от самой тёмной к самой светлой.

Дети выполняют задание. Федора грустит, если ответ неправильный, либо улыбается, если ответ правильный.

Узнавание предметов в силуэтном изображении Дифференцировка предметов по форме.

Педагог: - Посмотрите, как испугалась Федора. Она услышала, как что-то разбилось. Что это? (дети узнают по кускам силуэта, что этот ваза.У Федоры разбилась ваза! Пусть каждый из вас соберет разбившуюся вазу из частей.

Узнавание предметов в контурном изображении

Педагог: - Смотрите, дети, как рассердилась Федора! У неё посуда в беспорядке! Она не знает, где что находится. Помогите Федоре! Обведите предметы на зашумлённой картинке разным цветом, чтобы она смогла узнать их и поставить на место.

В конце задания дети определяют, что Федора смеётся.

Дидактическое упражнение “Чудесный мешочек”

Педагог: - Федора сказала мне, что сегодня она многому научилась у вас и хочет сделать вам маленькие подарки.

Дети обследуют на ощупь картонные шаблоны посуды, которые могут расписать в свободное время.