Цели.
- Образовательные. Учить детей рассматривать пейзажную картину и устанавливать пространственно-временные связи. Развивать связную речь и обогащать словарь.
- Воспитательные. Учить внимательно слушать ответы товарищей.
- Коррекционные. Уточнить представление об образе жизни грачей и создать зрительный образ гнездования птиц.
Оборудование. Картина Алексея Саврасова “Грачи прилетели”, ветки берёзы, указка, смайлики с эмоциями, аудиозапись П.И. Чайковского “Времена года”.
Образовательные области: познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие.
Ход образовательной деятельности
Чтение стихотворения, настрой на картину:
Вот уже берёза на опушке
Прямо в снег роняет семена.
Подойдёшь, а на снегу веснушки,
Значит рядом прячется весна.
- Случайно ли я прочитала стихотворение или оно связано с этой картиной?
- Докажите, что стихотворение подходит к этой картине.
- Что за веснушки можно увидеть на снегу? (семена берёзы)
Педагог предлагает взять веточку на столе у каждого.
- Что за веточку я вам принесла?
- Как вы узнали берёзу? (тонкая веточка чёрного цвета, мелкие почки расположены поочерёдно)
- А где же на картине прячется весна? (грачи прилетели, проталины вокруг стволов снег растаял, потемнел)
- Послушайте стихотворение ещё раз...
- Скажите, какие строки подходят к этой картине?
- Какой день на картине? (пасмурный, серый)
- Какое настроение вызывает эта картина? (грустное)
- Кто на картине радуется приходу весны? (грачи)
- Какие это птицы? (крупные, крикливые т.д.)
- Почему вы думаете, что это грачи?
- Почему вы уверены, что это не скворцы? (белый ободок вокруг клюва, гнёзда из толстых прутьев)
- Покажите руками размер скворца, грача.
- Что делает этот большой грач?
- Если бы вы оказались около этих берёз, чтобы вы услышали? (крики грачей)
-Что на картине может прийти в движение? (деревья, птицы)
- Что здесь изменится летом? (зимой, весной, осенью)
- Выберете смайлик с эмоцией к этой картине. (грусть)
- Запомнили, как она называется? (“Грачи прилетели”)
- Кто её написал? (Саврасов)
- Послушайте музыку композитора Чайковского...
- Подходит эта музыка к картине?
Итог.
- Сегодня, дети, вы внимательно меня слушали, мы вместе побывали в мире прекрасного, познакомились с удивительным русским художником Саврасовым. А кому было очень интересно, можете сходить с родителями посмотреть и другие его картины в Третьяковскую галерею.
- Завтра, дети, прошу принести мне свои рисунки весны, как вы её видите, Мы устроим выставку ваших работ.