Актуальность.
- Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
- Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Необходимо с дошкольного возраста вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.
- Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект “Зеленая аптека”. Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, дети узнают, о их целебных свойствах, как обычные растения могут помочь здоровью человека.
Цель проекта:
- создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений,
- сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать и анализировать.
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
- Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных травах.
- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Образовательные:
- Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
- Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Вовлекать в природоохранную деятельность.
- Направленность: комплексная (разные виды детской деятельности).
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Этапы осуществления проекта.
1. Организационный:
- подбор методической и художественной литературы;
- изготовление пособий, карточек;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
- разработка НОД, определение тематики бесед;
- выбор объектов для экскурсии;
- разбивка “аптекарского огорода” на территории ДОУ;
- подготовка семян к посадке.
2. Реализация проекта.
Работа с детьми.
Ознакомление с художественной литературой:
Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.
- Чтение легенд, сказок, стихов, загадок, пословиц, поговорок, примет о лекарственных растениях.
- В.Бианки “О травах”
- Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни”
- Б.Заходер этюд “Дождик и зернышко”.
Речевая деятельность:
Цель: Обогащение словаря, развитие связной речи.
- Дидактическая игра “Четвертый лишний”, “Я знаю пять цветов”, “Цветочные названия”, “Путешествие на луг” и другие.
- Составление рассказов и сказок о лекарственных растениях.
НОД по экологии:
Цель: Воспитание нравственных качеств у ребенка.
- “Лекарственное растение рядом”.
- “Наш верный друг – чистотел”.
- “Шесть волшебных сил”.
- “Зеленая аптека на службе человека”.
- Викторина “Знатоки лечебных трав”.
Игры и беседы по экологии:
Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.
- Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”.
- Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”, “Мама, папа, я - моя цветочная семья”.
Экскурсии: На луг. В сквер.
Цель: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в парке (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Экспериментальная деятельность.
- “Живые семена”. Цель: познакомить детей с разнообразием семян, дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращиванию.
- “Семена проснулись”. Цель: дать представление о состоянии семени, готового к посадке; познакомить с ролью и значением корня для растения.
- “Узнаем какая земля”. Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая).
- “Готовим землю”. Цель: учить подготавливать почву к посеву семян; познакомить с процессом посадки.
- “Первые проростки”. Цель: провести наблюдение и познакомить детей с появлением первых листочков (семядолей). Развивать внимание, мышление, умение замечать изменения в природе, умение радоваться результатам своего и чужого труда.
- “Вода и растения”. Цель: выявить насколько вода необходима для растений.
- “Солнце и растения”. Цель: определить роль солнечного света в жизни растений.
- “Человек и растение”. Цель: выяснить насколько растение нуждается в уходе: влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений, о необходимости удобрений для роста растений.
Рисование:
Цель: развитие графических навыков, образного мышления.
- “Наши друзья – лекарственные растения”,
- Декоративное рисование “Цветочная дорожка”,
- Портрет “Растение улыбается”,
- Выставка рисунков “Волшебные растения”.
Аппликация:
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление сенсорных эталонов.
- Коллективная работа “Полянка одуванчиков”,
- “Мой любимый цветок”.
Лепка:
Цель: развитие мелкой моторики, воображения.
- Лепка барельефа “Цветок-это чудо”,
- Коллективная работа “Лекарственных трав хоровод”, “Цветочная корзинка”.
Релаксация:
Цель: регуляция циклов мышечного напряжения и расслабления.
- Упражнение “Я цветок”, “Я бутон”, “Цветы и ветерок”,
- Этюд “Дождик и цветок”,
- Игра-упражнение “Цветок – имя”,
- Физкультминутка “Мой цветок”,
Физкультурно-оздоровительная деятельность:
Цель: Воспитание потребности вести здоровый образ жизни.
- Физкультминутка “Цветы”,
- Подвижная игра “Цветы и дождик”,
- Упражнение на дыхание “Аромат цветов”, “Одуванчик”,
- Гимнастика “Цветы-Волшебники”.
Работа с родителями:
1. Консультация “Лекарственные травы и здоровье ребенка”.
2. Беседа за круглым столом “Самый полезный чай!” и дегустация лекарственных растительных чаёв (из опыта родителей)
3. Проведение КВН “Знатоки лекарственных трав”.
Заключительный.
- Матер-класс для родителей и детей по изготовлению куклы “Кубышка-травница”, наполненной травой милисы и мяты.
- Выставка ароматизированных подушечек.
- Презентация проекта.
Предполагаемый результат:
В ходе реализации данного проекта дети узнают не только названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества. Путем исследования познакомятся со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности.
В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства эмпатии, коммуникативных навыков, направленных не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.