Проект "Зеленая аптека"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (12 МБ)


Актуальность.

  • Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
  • Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Необходимо с дошкольного возраста вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.
  • Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект “Зеленая аптека”. Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, дети узнают, о их целебных свойствах, как обычные растения могут помочь здоровью человека.

Цель проекта:

  • создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений,
  • сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи:

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
  • Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Развивающие:

  • Развивать умение сравнивать и анализировать.
  • Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
  • Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных травах.
  • Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Образовательные:

  • Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
  • Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
  • Формировать навыки исследовательской деятельности.
  • Вовлекать в природоохранную деятельность.
  • Направленность: комплексная (разные виды детской деятельности).

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. 

Этапы осуществления проекта.

1. Организационный:

  • подбор методической и художественной литературы;
  • изготовление пособий, карточек;
  • работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
  • разработка НОД, определение тематики бесед;
  • выбор объектов для экскурсии;
  • разбивка “аптекарского огорода” на территории ДОУ;
  • подготовка семян к посадке.

2. Реализация проекта.

Работа с детьми.

Ознакомление с художественной литературой:

Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.

  • Чтение легенд, сказок, стихов, загадок, пословиц, поговорок, примет о лекарственных растениях.
  • В.Бианки “О травах”
  • Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни”
  • Б.Заходер этюд “Дождик и зернышко”.

Речевая деятельность:

Цель: Обогащение словаря, развитие связной речи.

  • Дидактическая игра “Четвертый лишний”, “Я знаю пять цветов”, “Цветочные названия”, “Путешествие на луг” и другие.
  • Составление рассказов и сказок о лекарственных растениях.

НОД по экологии:

Цель: Воспитание нравственных качеств у ребенка.

  • “Лекарственное растение рядом”.
  • “Наш верный друг – чистотел”.
  • “Шесть волшебных сил”.
  • “Зеленая аптека на службе человека”.
  • Викторина “Знатоки лечебных трав”.

Игры и беседы по экологии:

Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.

  • Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”.
  • Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”, “Мама, папа, я - моя цветочная семья”.

Экскурсии: На луг. В сквер.

Цель: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в парке (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Экспериментальная деятельность.

  1. “Живые семена”. Цель: познакомить детей с разнообразием семян, дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращиванию.
  2. “Семена проснулись”. Цель: дать представление о состоянии семени, готового к посадке; познакомить с ролью и значением корня для растения.
  3. “Узнаем какая земля”. Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая).
  4. “Готовим землю”. Цель: учить подготавливать почву к посеву семян; познакомить с процессом посадки.
  5. “Первые проростки”. Цель: провести наблюдение и познакомить детей с появлением первых листочков (семядолей). Развивать внимание, мышление, умение замечать изменения в природе, умение радоваться результатам своего и чужого труда.
  6. “Вода и растения”. Цель: выявить насколько вода необходима для растений.
  7. “Солнце и растения”. Цель: определить роль солнечного света в жизни растений.
  8. “Человек и растение”. Цель: выяснить насколько растение нуждается в уходе: влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений, о необходимости удобрений для роста растений.

Рисование:

Цель: развитие графических навыков, образного мышления.

  • “Наши друзья – лекарственные растения”,
  • Декоративное рисование “Цветочная дорожка”,
  • Портрет “Растение улыбается”,
  • Выставка рисунков “Волшебные растения”.

Аппликация:

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление сенсорных эталонов.

  • Коллективная работа “Полянка одуванчиков”,
  • “Мой любимый цветок”.

Лепка:

Цель: развитие мелкой моторики, воображения.

  • Лепка барельефа “Цветок-это чудо”,
  • Коллективная работа “Лекарственных трав хоровод”, “Цветочная корзинка”.

Релаксация:

Цель: регуляция циклов мышечного напряжения и расслабления.

  • Упражнение “Я цветок”, “Я бутон”, “Цветы и ветерок”,
  • Этюд “Дождик и цветок”,
  • Игра-упражнение “Цветок – имя”,
  • Физкультминутка “Мой цветок”,

Физкультурно-оздоровительная деятельность:

Цель: Воспитание потребности вести здоровый образ жизни.

  • Физкультминутка “Цветы”,
  • Подвижная игра “Цветы и дождик”,
  • Упражнение на дыхание “Аромат цветов”, “Одуванчик”,
  • Гимнастика “Цветы-Волшебники”.

Работа с родителями:

1. Консультация “Лекарственные травы и здоровье ребенка”.

2. Беседа за круглым столом “Самый полезный чай!” и дегустация лекарственных растительных чаёв (из опыта родителей)

3. Проведение КВН “Знатоки лекарственных трав”.

Заключительный.

  • Матер-класс для родителей и детей по изготовлению куклы “Кубышка-травница”, наполненной травой милисы и мяты.
  • Выставка ароматизированных подушечек.
  • Презентация проекта.

Предполагаемый результат:

В ходе реализации данного проекта дети узнают не только названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества. Путем исследования познакомятся со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности.

В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства эмпатии, коммуникативных навыков, направленных не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.