Ход урока
1. Организационный момент.
- приветствие;
- проверка рабочего места;
2. Проверка д/з.
3. Чистописание.
Запишите букву «че»и её сочетания с другими буквами.Соблюдайте закономерность.
чч че чь чч ча чу чч чи ач
речь скрипач ночь дочь
Какая орфограмма объединяет слова: речь, скрипач, ночь, дочь?
Запишите слова, подчеркните орфограмму
(правописание мягкого знака на конце имён существительных после букв, обозначающих шипящие звуки)
4. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Отгадайте тему урока:
Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё …прилагательное
Итак, как называется тема нашего урока?
«Имя прилагательное»
Цель нашего урока – выявить знатоков по теме «Имя прилагательное».
А кто такие знатоки? (специалист)
Толковый словарь Ожегова.
знаток - человек, обладающий большими знаниями в чём-нибудь, тонким пониманием чего-нибудь. Тот, кто обладает большими познаниями в какой-либо. области.
Готовы?
- Что такое имя прилагательное?
- Что обозначают имена прилагательные?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
- Кто может объединить ответы и сказать, что же такое имя прилагательное?
- С какой частью речи всегда связаны имена прилагательные?
Существительное с прилагательным
Всегда дружат обязательно.
Работа в парах. Карточка №1.
К именам существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные:
- правильная речь;
- талантливый скрипач;
- тёмная ночь;
- хорошая дочь;
Работа в рабочих тетрадях.
- С. 109 №1
Подчеркнуть имена прилагательные. - №2
Дописать подходящие по смыслу имена прилагательные.
(взаимопроверка)
Работа с текстом.
Догадайтесь, о ком говорится в тексте.
В зоопарке ребята издали увидели огромное животное. У него широкие уши, длинный нос. Оно живёт в жарких странах.
Работа в тетрадях.
Выпишите словосочетания: существительное «плюс» прилагательное. Поставьте к прилагательным вопрос
Проверьте себя:
(самопроверка)
животное (какое?) огромное;
уши (какие?) широкие;
нос (какой?) длинный;
в странах (каких?) жарких;
Какая часть речи помогла нам отгадать животное.
- Сравните два текста. Найдите отличия.
Ветер дует в лицо. Облака плывут над рекой. Слышатся раскаты грома.
Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут над рекой. Доносятся сильные раскаты грома.
Какой текст помогает нам более образно представить картину природы и почему?
Запишите текст с именами прилагательными. Подчеркните их.
- Вспомните, в предложении, прилагательные являются какими членами предложения?
- Как подчёркиваются имена прилагательные в предложении?
Сделайте вывод. Для чего нужны имена прилагательные в речи?
Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой яркой, интересной, а также для точности описания предметов.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
На внимание. Если я называю имя существительное вы топаете, а если имя прилагательное – хлопаете. Задание понятно?
Гриб, здоровье, свежий, радостный, радость, сказка, рассказывать, солнечный, увлекательное, горячо, веселый, седьмой, солнце.
- А что вы можете сказать, про пары слов: солнце-солнечный, сказка-рассказывать?
- Что это за слова? (однокоренные)
- Какие слова называются однокоренными? Какие 2 условия должны выполняться?
Молодцы!
А сейчас я Вам предлагаю прослушать сказку и помочь её героям.
Работу будем выполнять в группах. Нам понадобиться 4 группы.
Сказка.
Однажды на солнечной лужайке собрались существительные: Небо, Солнце, Травка, Ручей и стали высказывать свои обиды на школьников, что те дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.
- Я во всех сочинениях голубое - вздыхало Небо.
- А ко мне привязалось слово зелёная - чуть не заплакала Травка.
- А я всегда яркое - сказало Солнце.
- А я только звонкий - сказал Ручей.
Помогите существительным Небо, Солнце, Травка и Ручей обрести новые имена прилагательные.
Работа в группах.
Небо (какое?) звёздное, безоблачное, ясное, хмурое, облачное, грозовое…
Травка (какая?) бархатистая, буйная, высокая, молодая, свежая, серебристая, степная….\
Солнце (какое?) светлое, тёплое, радостное, весеннее, лучистое, согревающее…
Ручей (какой?) чистый, прозрачный, игривый, быстрый, бурный, узкий, широкий…
Ребята, вот мы сейчас назвали очень много прилагательных. А как называются художественные определения предмета или действия? Вспоминаем уроки литературного чтения.
ЭПИТЕТЫ. Молодцы.
Самостоятельная работа.
Запишите текст, вставляя буквы на месте пропущенных орфограмм. ~ Подчеркните прилагательные.Выделенное слово разберите по составу.
День был жаркий и ясный. Над цв..тами порхали бесшумные бабо..ки. Д..ловито прон..сились трудолюбивые пчёлы. Безрогий к..злёнок р..звился на п..лянке.
Обратите внимание! ~ Прилагательное трудолюбивый образовалось путём соединения двух основ. Это сложное слово.
Давайте понаблюдайте за образованием имён прилагательных.
Труд – ~ любить ~ трудолюбивый
Жизнь – радость ~ жизнерадостный
Цель – устремлять ~ целеустремленный
Добро – желать ~ доброжелательный
6. Итог урока. Рефлексия.
- На уроке я повторил...
- Самым интересным было…
У предметов признаков не мало.
Надо лишь внимательными быть.
Чтобы речь наша красивой стала,
Прилагательные не забудь употребить!
7. Домашнее задание.
- с. 64 правило, упр. 110.