Реализация государственной образовательной политики по модернизации общего образования неразрывно связана с использованием современных инструментов мобильного и смешанного обучения, распространения эффективных педагогических практик, направленных на достижение высоких образовательных результатов на базе онлайн-сервисов.
Для создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в концепции российского образования в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» планируется обеспечить развитие дистанционного образования, которое признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ» [1].
Под дистанционным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [2].
Сейчас уже невозможно представить себе учебный процесс в современной школе без использования средств информационно-компьютерных технологий, электронных учебников и без тренажерной базы образовательных порталов.
Каждый год информационные технологии предоставляют новые средства для образовательного процесса, которые дополняют традиционные учебные пособия, аудио и видео курсы, электронные приложения, рабочие тетради. На данный момент уже существует достаточно много готовых электронных ресурсов, которые учитель может применять в своей профессиональной деятельности.
Предметом описания в данной статье выступает использование образовательных ресурсов портала ЯКласс в организации мобильной среды обучения. ЯКласс представляет собой образовательный интернет-ресурс. На наш взгляд, ЯКласс можно сравнить с электронным учебником, который обеспечивает возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или раздел на уровне знаний, умений. Электронный учебник или курс обычно содержит три составляющие:
1) в нём представлен теоретический материал;
2) даются тренировочные упражнения, с помощью которых информация переходит в разряд знаний и навыков;
3) контролирующая часть содержит домашние работы, тренировочные тесты, проверочные работы, последние на портале невидимы ученикам, их может использовать учитель.
Также, ЯКласс имеет сходства с компьютерным тренажёром. Компьютерный тренажёр – это программа, предназначенная для выработки у учащегося устойчивых навыков действий и обеспечивающая выполнение необходимых для этого функций преподавателя [3].
ЯКласс позволяет ученику вспомнить или изучить теоретический материал, практически отработать и выполнить различные виды заданий. Например, вписать букву, цифру, слово или словосочетание, добавить окончание, распределить слова по группам, изменить предложение, составить вопрос, есть задания множественного выбора и со свободно конструированным ответом. Разные типы заданий могут комбинироваться, усложняя, таким образом, задачу. Это позволяет эффективно организовать работу, в том числе, и самостоятельную, индивидуализировать процесс обучения: то есть учащийся имеет возможность отрабатывать правила в индивидуальном темпе, выбирая необходимый уровень и сложность заданий, а также их количество. Разноуровневые задания дают возможность сделать подготовку по предмету дифференцированной. Мобильный портал незаменим, если ученик заболел, не может посещать школу, если занятия в школе отменены, например, во время карантина.
Рассказывая о работе в ЯКлассе, невозможно не упомянуть о системе ТОПов, которые вносят соревновательный эффект. На наш взгляд, это позволяет повысить интерес к основным школьным предметам и активизировать познавательную деятельность учащихся. Можно посмотреть топ учащихся в классе, топ классов в школе и топ школ. Чтобы стать лидером класса, ребятам необходимо выполнить правильно как можно больше заданий. Причём, задания можно выполнять по разным предметам, что стимулирует детей изучать и повторять разнообразный материал. Динамичные рейтинги лидеров класса и школ добавляют обучению элементы игры. Когда заходишь на сайт, можно видеть ТОП дня и раздел «Сейчас решают».
С 1 сентября 2016 года в МОУ СШ № 24 осуществляется электронное обучение с использованием ресурсов образовательного интернет портала ЯКласс, с которым у школы заключено соглашение о сотрудничестве. Электронное обучение реализуется на основании положения об организации электронного обучения с использованием образовательного интернет ресурса ЯКласс, утверждённого решением педагогического совета от 29 августа 2016 года.
Работе в штатном режиме предшествовала большая деятельность по апробации данного интернет ресурса. С декабря 2014 года классные коллективы и педагоги школы принимали активное участие в апробации учебного контента и образовательных возможностей ЯКласс. На сегодняшний день можно констатировать достаточную успешность данного проекта:
- наша школа одна из первых в Волгоградской области включилась в образовательный проект ЯКласс;
- школа вошла в ТОП 50 самых активных школ России, использующих в образовательной деятельности ЯКласс (лучший результат 7 место в 2014-2015 учебном году);
- 14 педагогов получили сертификат «Апробатор мобильного обучения» и подтвердили профессиональную компетентность в освоении возможностей интернет сервисов портала ЯКласс для дистанционной поддержки учебной деятельности;
- четыре педагога имеют сертификат «Пользователь мобильного обучения»;
- два педагога удостоены сертификата «Мастер мобильного обучения»;
- ученик 10 класса вошел в 100 лучших «Асов Якласса» 2016 года;
- школа получила сертификат «Центр компетенций мобильного обучения».
20 февраля 2017 года при поддержке инновационного центра «Сколково» в школе был проведён межмуниципальный семинар «Мобильная среда обучения: Успешность – Природосообразность – Результативность». На форум приехали представители муниципальных образований Волгоградской области. Восемь педагогов провели мастер-классы, на которых представили свой опыт по обучению учеников русскому и английскому языкам, математике и информатике. На семинаре присутствовал руководитель образовательного проекта «Гарант качества знаний» Ю.Б. Яковлев, который высоко оценил опыт работы школы на портале ЯКласс, наградил победителей марафона ЯКласс среди учеников и учителей.
На сегодняшний день порядка 700 учеников образовательного учреждения охвачены данным проектом. Это позволило школе войти в топ-50 лучших школ России по дистанционному обучению. По словам руководителя школьного проекта «Мобильная среда обучения», директора по развитию компании «Якласс» (компания-резидент инновационного центра «Сколково») Юрия Яковлева, школа № 24 в вопросах организации дистанционного образования является лучшей в Волгоградской области.
Кроме того, в рамках мероприятия для гостей форума были организованы четыре творческие лаборатории, в которых на примере интернет-портала «Якласс» участники обсудили вопросы мобильной среды обучения, создания нового предмета и проверочных работ, организации учебной деятельности учащихся в период их временного отсутствия с помощью онлайн-сервисов и создания индивидуального образовательного маршрута.
Отметим положительные моменты при работе с сайтом ЯКласс:
- возможность для реализации дистанционного обучения (более того, все, что ученик не понял на уроке, он может прочитать и отработать дома);
- ЯКласс облегчают труд учителя: меньше затрат при подготовке или проверке работ. Данная система помогает учителю проводить проверочные, тестовые и контрольные работы, решает проблему списывания, помогает проводить диагностику знаний учащихся;
- родители всегда могут отслеживать успехи ребенка;
- учащийся, работая на сайте, не боится ошибаться, зная, что у него будет возможность пройти необходимое задание столько раз, сколько потребуется, чтобы понять (если это не контрольная работа). Количество попыток не ограничено и двойку за это ему никто не поставит;
- ЯКласс развивает навыки работы с информационными технологиями как у учителя, так и у школьника и позволяет им общаться на одном языке;
- доступ к расширенному функционалу ЯКласс+ позволяет преподавателю автоматизировать процесс подготовки и проверки заданий, внедрить индивидуальные траектории обучения, реализовать эффективный мониторинг успеваемости и мгновенно создавать отчёты;
- система ЯКласс тестирования позволяет не только учителю отслеживать уровень знаний ученика, но и ученику увидеть собственный результат, сравнивая их с результатами одноклассников. Такой самоанализ необходим, так как он помогает ученику включиться в осознанную учебную деятельность;
- систему ЯКласс можно использовать не только для итоговых тестирований по теме, но и для проверки домашнего задания.
Как у любого ресурса, у ЯКласса есть направления для развития и совершенствования. Некоторые задания недостаточно корректно сформулированы, но есть специальная опция, где можно заявить разработчикам заданий об ошибке. Кроме того, отвечая на вопросы тестов, ученику необходимо учитывать все пунктуационные знаки, точки, вопросительные знаки и т.д., соблюдать пробелы, т.к. без них даже правильный по смыслу ответ засчитывается как неверный. Но, с другой стороны, данный факт учит учеников правилам дисплейной коммуникации, также, учитель всегда может проверить задание вручную.
Создатели данного ресурса предлагают разработки по основным школьным предметам, но предметы «Литература», «История», «Обществознание» пока не представлены. Материал, представленный в предмете «Английский язык» не учитывает основные авторские линии учебников, допущенные к использованию в учебном процессе и включённые в Федеральный перечень учебников. Учебный материал не распределён по классам, а только по возрастным группам (5-9, 10-11 классы), не учитывает использование разных программ педагогом. Например, грамматический материал, представлен, во-первых, не в полном объёме, а во-вторых, лексическая наполняемость заданий по грамматике не учитывает уровень обучения и не всегда соотносится с учебником. Однако, наш взгляд, данный момент является, скорее положительной стороной, чем недостатком, потому что учесть все авторские линии учебников невозможно, да и ненужно. Современные учебники почти всегда содержат электронное приложение или электронную версию учебника, и нет смысла дублировать материал ещё и на портале.
На портале представлены задания на формирование и развитие лексических и грамматических навыков в большом количестве. Есть задания на развитие аудитивных умений, аудио файлы высокого качества, свободно открываются. Некоторые задания на развитие умения читать в разных стратегиях представлены информационными текстами, содержащими сведения, известные большинству, поэтому многие задания по чтению можно выполнить, не читая сам текст, а просто руководствуясь своими знаниями, кругозором.
Разработчики портала постоянно работают над пополнением разделов, учитывают недостатки и своевременно исправляют их. Совсем недавно в предмете «Английский язык» появился раздел для начальной школы, добавлены несколько заданий по словообразованию. На данный момент на портале отсутствуют задания на формирование навыков и умений устной речи, а это особенно важно при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по английскому языку. Также, раздел подготовки к ЕГЭ представлен только тремя предметами, хотелось бы увидеть здесь тренажёр для имитации устной части экзамена по английскому языку. Думается, разработчики портала будут учитывать это при дальнейшем наполнении разделов. Отметим, что пополнения по разделам всех учебных предметов происходят ежедневно.
Безусловно, дистанционное образование не решает всех проблем образования, однако в ряде случаев посредством новых информационных технологий мобильная среда обучения на портале ЯКласс позволяет решить ряд важных проблем образования. Педагогическая целесообразность использования электронных средств обучения может быть обусловлена возможностью снижения затрат на достижение образовательных результатов, с одной стороны, и развития новых и совершенствования существующих форм и методов организации образовательного процесса, с другой стороны.
Список литературы.
1. Лобачев, С.Л., Солдаткин, В.И. Российский портал открытого образования // Интернет-порталы: содержание и технологии: сб. науч. ст. / редкол.: А. Н. Тихонов; ГНИИ ИТТ «Информика». – М.: Просвещение, 2004. – Вып. 1. – с. 182-218.
2. Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. – М.: Изд. ИНТ, 2004.
3. Стариченко Б.Е. Компьютерные технологии в образовании: Инструментальные системы педагогического назначения: учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997.