Открытый урок по теме "Знакомство с электронной таблицей Excel". 7-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 7


Тип урока: Изучения и первичное закрепление новых знаний

Цель: формирование представления об электронной таблице Excel; формирование умения создавать электронные таблицы.

Задачи урока:

  • дать понятие электронной таблицы, ячейки, формулы;
  • познакомить со структурой окна Excel ;
  • закрепить навыки работы в MS Excel.

Формы организации работы учащихся: фронтальная форма познавательной деятельности учащихся, работа в парах, индивидуальная работа по поставленной задаче

УУД:

  • Личностные действия: личная оценка урока, своей работы на нём.
  • Регулятивные действия: целеполагание, определение своих целей, составление плана работы на уроке, анализ хода и способа учебных действий, самоанализ и самоконтроль, контроль (проверка по шаблону), оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению),
  • Познавательные действия: умение мыслить, давать четкие ответы на поставленные вопросы, поиск и извлечение информации, переработка её, активизация мыслительной деятельности, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, сравнение, подведение под понятие,
  • Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение вступать в диалог, сотрудничество

Планируемый результат: Предметные: знать основные элементы окна Excel, компоненты компьютера и их назначение при работе с информацией, знать классификацию программного обеспечения, уметь работать с формулами в ЭТ, выполнять расчеты в ЭТ Excel..

Оборудование: Компьютер для учителя, компьютеры для учащихся, мультимедийный проектор, учебник, раздаточный материал (Дневник исследователя)

Учебно-методическое обеспечение: Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса/Л. Л. Босова. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 229 с.

Межпредметные связи: Информатика, математика, экология

Ход урока

I. Приветствие орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Желаю Вам успехов в работе сегодня на уроке! Сегодня на уроке мы будем работать в Дневниках исследователя. (Приложение 1.)

Давайте мы подпишем их.

На каждом этапе урока вы должны будете оценить себя, согласно таблице оценивания внутри дневника.

II. Постановка темы и целей урока.

А о чем сегодня пойдет речь определите именно вы, разгадав несложные ребусы. (Приложение 2.)

Ответы: Ячейка, Строка, Столбец, Данные

Что объединяют все эти слова?

Посмотрите на экран, перед вами таблицы.

Сравните два изображения назовите:

  • В чем сходство, а в чем различия (сходство –это таблицы, различия – построены в разных программах)
  • Какая программа из представленных вам известна, а какая нет? ( Word – текстовые редактор, Excel – неизвестна)

Давайте сформулируем тему нашего урока.

Молодцы, но точнее тема звучит так “Знакомство с электронной таблицей Excel”. Запишем ее в ДИ

А какова цель сегодняшнего урока?

Молодцы. Более четко цель звучит следующем образом: “познакомиться с ЭТ, и научиться в ней работать.”

III. Формулирование задач урока через прием толстые и тонкие вопросы.

Определим задачи нашего урока, для этого используя вопросительные слова в правой колонке, создать вопрос требующий односложного ответа, в левой –развернутого, ключевой фразой для составления вопроса используйте тему урока

 

Толстые вопросы Тонкие вопросы
В чём различия? Что?
Объясните как? Как?
  Кто?

Исходя из поставленных вами вопросов следует, что план исследования таков:

  • Введение понятия “электронные таблицы”.
  • Ознакомление с интерфейсом программы.
  • Введение понятия формулы.
  • Применение наших знаний на практике

Молодцы. Оцените себя на этом этапе урока , согласно таблице оценивания. Поставьте соответствующий балл в окошко для самооценки.

IV. Изучение нового.

Давайте сформулируем понятие “ электронные таблицы” для этого: из предложенных определений выберите то, которое на ваш взгляд более точно раскрывает смысл данного понятия :

А) Электронная таблица  — таблица, у которой ячейки прографки заполнены текстовыми данными

Б) Электронная таблица  - это программа для математической, статистической и графической обработки текстовых и числовых данных

В) Электронная таблица  особая форма передачи содержания, которую отличает от текста организация слов и чисел в колонки (графы) и горизонтальные строки.

Правильный ответ под буквой Б. Запишем определение в ДИ.

Сейчас поработайте в паре с информационным листком (Приложение 3)

В дневнике исследователя у вас дано диалоговое окно, ваша задача подписать название частей окна ЭТ, используя информационный лист.

Давайте проверку осуществим по шаблону:

Рисунок 1.

У нас осталось одно не подписанное окно.

  • Как вы думаете, что это?
  • Какой математический знак вы видите?

Это знак формулы, а строка называется строкой формул. Подпишите

Давайте обратимся к видеофрагменту (Приложение 4)

Внимательно слушая автора видео, пронумеруйте команды алгоритма, который создан для работы с формулами в ЭТ Excel.

Щелкнуть мышкой на второй адресе ячейки

Поставить математический знак “*”

Щелкнуть мышкой на первый адрес ячейки

Нажать клавишу [Enter]

Ввести знак “=”

Практическая проверка в программе Excel. Выходит ученик и проработает алгоритм (Приложение 5)

Молодцы. Оцените себя на этом этапе урока , согласно таблице оценивания. Поставьте соответствующий балл в окошко для самооценки.

V. Практика: проведите исследование.

Внимание!

Сейчас мы проведем исследование на тему “Таблицы Excel как средство быстрого подсчета числовой информации”.

Выдвинем Гипотезу для нашего исследования, исходя из темы.

Гипотеза звучит следующим образом – таблицы Excel быстро подсчитывают числовую информацию

Цель нашего исследования будет звучать следующем образом: доказать, что ЭТ быстро подсчитывают информацию.

Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу и цель, будем использовать данные, которые были взяты с официального сайта федеральной службы государственной статистики.

Перед вами статистические данные Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, по видам экономической деятельности

В ваших дневниках исследователя есть образец таблицы с данными выбросов за последние 10 лет в РФ. Используя эти данные, вы сможете выполнить вычисления в Excel. У всех разные сферы экономической деятельности. Сейчас вы поработаете самостоятельно за компьютерами.

Ваша задача: запустить программу Excel, Создать таблицу по образцу, подсчитать сумму выбросов, подойти ко мне и назвать полученную сумму, которую занесем в проверочную таблицу (Приложение 6)

Перед исследованием не забудьте о ТБ, работая за компьютером.

Кто сообщил сумму, садятся на место.

Кто справился с поставленной задачей, подумайте над выводом по теме нашего исследования.

Чтобы доказать или опровергнуть нашу гипотезу, давайте найдем общую сумму отходов, просчитав ее столбиком, при этом я засеку, сколько времени вы на это потратите

Скажите сколько получилось???

А теперь посмотрим, за какое время мы сможем это выполнить в Excele.

Справились с этим нелегким заданием. Давайте сделаем вывод о нашем исследовании. Гипотеза подтверждена? Наша цель исследования достигнута?

Молодцы. Оцените себя на этом этапе урока, согласно таблице оценивания. Поставьте соответствующий балл в окошко для самооценки.

VI. Подведение итогов.

Ответим на несколько вопросов:

- как вы думаете , какая проблема скрывается в данной статистике?

- видите ли вы пути решения данной проблемы?

Выступают несколько учащихся.

В нашей стране вопросы экологии очень актуальны, и поэтому 2017 год в РФ объявлен годом экологии. Поэтому именно вы можете принять участие в различных проектах по экологии, которые будут проходить.

Сегодня на уроке мы убедились, что умение работать с электронными таблицами помогает людям в различных областях. А назовите еще области или профессии, в которых необходимо знание электронных таблиц?

В каких школьных предметах вы сможете применить ЭТ?

VII. Домашняя работа

В качестве домашней работы, я предлагаю вам ответить на вопрос: Есть ли более совершенные ЭТ для быстрого подсчета числовой информации?

Готовую работу отправьте мне на эл. почту по адресу proverka-dz@mail.ru

VIII. Рефлексия

Подсчитайте сумму ваших оценок за три этапа урока и выведите общую оценку за урок.

Посмотрите на экран и поднимите руки у кого 5. Пятерок у нас получилось -... . 4-..., 3-...

Вы оценили себя, давайте посмотрим насколько объективны ваши оценки.

На ваших ДИ есть QR-код. У каждой стороны написана буква. На экране у вас будут вопросы, вам достаточно поднять карточку вверх с правильным ответом (Вопросы созданы на сайте plickers.com)? при помощи смартфона я просканирую ваши ответы.

1. Я знаю как запустить программу Excel (Да, Нет)

2. Я знаю для чего она предназначена (Да, Нет)

3 Я могу производить вычисления с помощью формул в Excel (Да, Нет)

Вот такие же диаграммы можно строить и в excel, но это уже другой урок и другая тема. А наш урок подходит к концу, прощаться с вами не хочется.

ДИ вы оставляете себе, в них вы найдете основные ошибки в программе Excel. Они вам пригодится для дальнейшего изучения этой программы.

Может у вас остались еще вопросы, вы можете задать их. Спасибо вам за урок.