Тип урока: Изучения и первичное закрепление новых знаний
Цель: формирование представления об электронной таблице Excel; формирование умения создавать электронные таблицы.
Задачи урока:
- дать понятие электронной таблицы, ячейки, формулы;
- познакомить со структурой окна Excel ;
- закрепить навыки работы в MS Excel.
Формы организации работы учащихся: фронтальная форма познавательной деятельности учащихся, работа в парах, индивидуальная работа по поставленной задаче
УУД:
- Личностные действия: личная оценка урока, своей работы на нём.
- Регулятивные действия: целеполагание, определение своих целей, составление плана работы на уроке, анализ хода и способа учебных действий, самоанализ и самоконтроль, контроль (проверка по шаблону), оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению),
- Познавательные действия: умение мыслить, давать четкие ответы на поставленные вопросы, поиск и извлечение информации, переработка её, активизация мыслительной деятельности, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, сравнение, подведение под понятие,
- Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение вступать в диалог, сотрудничество
Планируемый результат: Предметные: знать основные элементы окна Excel, компоненты компьютера и их назначение при работе с информацией, знать классификацию программного обеспечения, уметь работать с формулами в ЭТ, выполнять расчеты в ЭТ Excel..
Оборудование: Компьютер для учителя, компьютеры для учащихся, мультимедийный проектор, учебник, раздаточный материал (Дневник исследователя)
Учебно-методическое обеспечение: Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса/Л. Л. Босова. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 229 с.
Межпредметные связи: Информатика, математика, экология
Ход урока
I. Приветствие орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Желаю Вам успехов в работе сегодня на уроке! Сегодня на уроке мы будем работать в Дневниках исследователя. (Приложение 1.)
Давайте мы подпишем их.
На каждом этапе урока вы должны будете оценить себя, согласно таблице оценивания внутри дневника.
II. Постановка темы и целей урока.
А о чем сегодня пойдет речь определите именно вы, разгадав несложные ребусы. (Приложение 2.)
Ответы: Ячейка, Строка, Столбец, Данные
Что объединяют все эти слова?
Посмотрите на экран, перед вами таблицы.
Сравните два изображения назовите:
- В чем сходство, а в чем различия (сходство –это таблицы, различия – построены в разных программах)
- Какая программа из представленных вам известна, а какая нет? ( Word – текстовые редактор, Excel – неизвестна)
Давайте сформулируем тему нашего урока.
Молодцы, но точнее тема звучит так “Знакомство с электронной таблицей Excel”. Запишем ее в ДИ
А какова цель сегодняшнего урока?
Молодцы. Более четко цель звучит следующем образом: “познакомиться с ЭТ, и научиться в ней работать.”
III. Формулирование задач урока через прием толстые и тонкие вопросы.
Определим задачи нашего урока, для этого используя вопросительные слова в правой колонке, создать вопрос требующий односложного ответа, в левой –развернутого, ключевой фразой для составления вопроса используйте тему урока
Толстые вопросы | Тонкие вопросы |
В чём различия? | Что? |
Объясните как? | Как? |
Кто? |
Исходя из поставленных вами вопросов следует, что план исследования таков:
- Введение понятия “электронные таблицы”.
- Ознакомление с интерфейсом программы.
- Введение понятия формулы.
- Применение наших знаний на практике
Молодцы. Оцените себя на этом этапе урока , согласно таблице оценивания. Поставьте соответствующий балл в окошко для самооценки.
IV. Изучение нового.
Давайте сформулируем понятие “ электронные таблицы” для этого: из предложенных определений выберите то, которое на ваш взгляд более точно раскрывает смысл данного понятия :
А) Электронная таблица — таблица, у которой ячейки прографки заполнены текстовыми данными
Б) Электронная таблица - это программа для математической, статистической и графической обработки текстовых и числовых данных
В) Электронная таблица особая форма передачи содержания, которую отличает от текста организация слов и чисел в колонки (графы) и горизонтальные строки.
Правильный ответ под буквой Б. Запишем определение в ДИ.
Сейчас поработайте в паре с информационным листком (Приложение 3)
В дневнике исследователя у вас дано диалоговое окно, ваша задача подписать название частей окна ЭТ, используя информационный лист.
Давайте проверку осуществим по шаблону:
Рисунок 1.
У нас осталось одно не подписанное окно.
- Как вы думаете, что это?
- Какой математический знак вы видите?
Это знак формулы, а строка называется строкой формул. Подпишите
Давайте обратимся к видеофрагменту (Приложение 4)
Внимательно слушая автора видео, пронумеруйте команды алгоритма, который создан для работы с формулами в ЭТ Excel.
Щелкнуть мышкой на второй адресе ячейки
Поставить математический знак “*”
Щелкнуть мышкой на первый адрес ячейки
Нажать клавишу [Enter]
Ввести знак “=”
Практическая проверка в программе Excel. Выходит ученик и проработает алгоритм (Приложение 5)
Молодцы. Оцените себя на этом этапе урока , согласно таблице оценивания. Поставьте соответствующий балл в окошко для самооценки.
V. Практика: проведите исследование.
Внимание!
Сейчас мы проведем исследование на тему “Таблицы Excel как средство быстрого подсчета числовой информации”.
Выдвинем Гипотезу для нашего исследования, исходя из темы.
Гипотеза звучит следующим образом – таблицы Excel быстро подсчитывают числовую информацию
Цель нашего исследования будет звучать следующем образом: доказать, что ЭТ быстро подсчитывают информацию.
Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу и цель, будем использовать данные, которые были взяты с официального сайта федеральной службы государственной статистики.
Перед вами статистические данные Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, по видам экономической деятельности
В ваших дневниках исследователя есть образец таблицы с данными выбросов за последние 10 лет в РФ. Используя эти данные, вы сможете выполнить вычисления в Excel. У всех разные сферы экономической деятельности. Сейчас вы поработаете самостоятельно за компьютерами.
Ваша задача: запустить программу Excel, Создать таблицу по образцу, подсчитать сумму выбросов, подойти ко мне и назвать полученную сумму, которую занесем в проверочную таблицу (Приложение 6)
Перед исследованием не забудьте о ТБ, работая за компьютером.
Кто сообщил сумму, садятся на место.
Кто справился с поставленной задачей, подумайте над выводом по теме нашего исследования.
Чтобы доказать или опровергнуть нашу гипотезу, давайте найдем общую сумму отходов, просчитав ее столбиком, при этом я засеку, сколько времени вы на это потратите
Скажите сколько получилось???
А теперь посмотрим, за какое время мы сможем это выполнить в Excele.
Справились с этим нелегким заданием. Давайте сделаем вывод о нашем исследовании. Гипотеза подтверждена? Наша цель исследования достигнута?
Молодцы. Оцените себя на этом этапе урока, согласно таблице оценивания. Поставьте соответствующий балл в окошко для самооценки.
VI. Подведение итогов.
Ответим на несколько вопросов:
- как вы думаете , какая проблема скрывается в данной статистике?
- видите ли вы пути решения данной проблемы?
Выступают несколько учащихся.
В нашей стране вопросы экологии очень актуальны, и поэтому 2017 год в РФ объявлен годом экологии. Поэтому именно вы можете принять участие в различных проектах по экологии, которые будут проходить.
Сегодня на уроке мы убедились, что умение работать с электронными таблицами помогает людям в различных областях. А назовите еще области или профессии, в которых необходимо знание электронных таблиц?
В каких школьных предметах вы сможете применить ЭТ?
VII. Домашняя работа
В качестве домашней работы, я предлагаю вам ответить на вопрос: Есть ли более совершенные ЭТ для быстрого подсчета числовой информации?
Готовую работу отправьте мне на эл. почту по адресу proverka-dz@mail.ru
VIII. Рефлексия
Подсчитайте сумму ваших оценок за три этапа урока и выведите общую оценку за урок.
Посмотрите на экран и поднимите руки у кого 5. Пятерок у нас получилось -... . 4-..., 3-...
Вы оценили себя, давайте посмотрим насколько объективны ваши оценки.
На ваших ДИ есть QR-код. У каждой стороны написана буква. На экране у вас будут вопросы, вам достаточно поднять карточку вверх с правильным ответом (Вопросы созданы на сайте plickers.com)? при помощи смартфона я просканирую ваши ответы.
1. Я знаю как запустить программу Excel (Да, Нет)
2. Я знаю для чего она предназначена (Да, Нет)
3 Я могу производить вычисления с помощью формул в Excel (Да, Нет)
Вот такие же диаграммы можно строить и в excel, но это уже другой урок и другая тема. А наш урок подходит к концу, прощаться с вами не хочется.
ДИ вы оставляете себе, в них вы найдете основные ошибки в программе Excel. Они вам пригодится для дальнейшего изучения этой программы.
Может у вас остались еще вопросы, вы можете задать их. Спасибо вам за урок.