Интегрированный урок (математика + география) "Решение задач, посвященных проблеме лесных ресурсов России"
Разделы:
Математика,
География,
Конкурс «Презентация к уроку»,
Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (4 МБ)
Слайд 2
Цели:
- математика: научить применять знания на практике и действовать в нестандартной ситуации.
- география: познакомить учащихся со спецификой лесной промышленности России.
Задачи:
- обучения:
- повторить все действия с натуральными числами, единицы измерения площади и массы;
- применить знания при решении задач экологического содержания;
- ознакомить учащихся с лесопромышленным комплексом.
- развития:
- формирование навыков работы с компьютером, умения анализировать, размышлять, делать выводы;
- развить умение ориентироваться в нестандартной ситуации.
- воспитания: воспитывать бережное отношение к лесу, как богатству России и месту обитания фауны.
Слайд 3
Тип урока: изучение новой темы.
Вид урока: беседа, презентация, исследование.
Метод обучения:
беседа, рассказ (словесный), решение задач (практический), проблемный метод, исследовательский метод.
Форма обучения: фронтальная работа; индивидуальная (самостоятельная) работа.
Основные понятия: лесная промышленность, лес, целлюлозно – бумажный комбинат, экологические проблемы.
Средства обучения: локальная сеть + программа Microsoft Office Power Point + Интернет
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Слайд 4,5
Учитель математики: Ребята, сегодня мы проводим урок в рамках международного проекта "Образование для устойчивого развития", реализуемое с целью решения глобальных экологических проблем, в том числе проблемы охраны природы и леса на Земле. Цель данного проекта состоит в решении глобальных экологических проблем, реализации устойчивого развития человека и окружающей среды, понимания необходимости здорового образа жизни и охраны природы, заботе о ней.
3. Постановка и решение учебных задач
(Слайд 6)
Учитель географии:
«Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного Севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И сколько у тебя загадок и чудес!
Ты испокон веков сдружился с человеком,
Берет он для себя от «щедрости» твоей
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жилье, и мачты кораблей!»
Вс. Рождественский
(Слайд 7)
Лес – основа развития лесной промышленности. Общая площадь российских лесов и запас древесины в них составляют 22% мировых (8 млрд. куб. м, ежегодный прирост древесины – 0,8 млрд. куб. м, ежегодные заготовки – 0,1 млрд. тонн). На долю земель, покрытых лесом, в России приходится 45% территории. Это крупнейшие в мире запасы древесины. Российский лес имеет очень высокое качество. В России 90% лесов – здоровы, при этом почти 3/4 покрытой лесом территории занимают наиболее ценные хвойные леса (тайга). Поэтому ценность российской древесины не только в ее качестве, но и в экологической чистоте.
(Слайд 8)
Значение лесной промышленности
- По заготовке древесины Россия занимает 4 место в мире
- По производству пиломатериалов – 6 место
- По производству бумаги и картона – 13 место
Лес необходим для строительства сел и городов, фабрик и заводов, гидроэлектростанций. Производство бумаги и кинопленки, искусственного волокна и мебели, музыкальных инструментов и спортивного инвентаря не может обойтись без древесины. Древесина служит сырьем для получения массы ценных химических продуктов: спирта, кислот, канифоли. Высококачественный русский лес охотно покупают многие страны. Сегодня мы остановимся на производстве бумаги.
Учитель математики:
Проведем маленькое исследование и сделаем вычисления к следующей задаче. Решение задач.
(Слайд 9)
Задача 1. Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник "Математика” авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, М: "Мнемозина”, 2005, и сколько, чтобы издать тираж учебника?
Этапы работы над задачей:
1. Вычислить площадь одной страницы учебника (измерить на уроке)
2. Умножить площадь одной страницы на количество страниц в учебнике (посмотреть количество страниц, разделить на два)
3. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж)
3. Выразить результат в квадратных метрах.
4. В Интернете на сайте Российский экологический центр http://www.rusecocentre.ru найти какую площадь лесных угодий вырубают, чтобы получить 1000 м2 бумаги (ответ: на 1000 м2 требуется ¼ га леса)
5. Сколько вырубили леса, чтобы создать тираж учебника?
Решение.
Размеры одной страницы учебника 14 см на 21 см,
т.е. площадь равна 14 * 21=294 см2.
В учебнике 284страницы или 142 листа, значит площадь всех страниц учебника 294 * 142 = 41748 см2 = 4 м2 1748 см2.
На 1000 м2 нужно вырубить ¼ га = 2500 м2 деревьев, т.е. в 2,5 раза больше.
Значит на производство одного учебника требуется 10 м2 4370 см2.
На весь тираж в 120 000 экземпляров требуется
104370*120000 = 12524400000 см2 = 1252440 м2 леса = 125 га
Учитель географии: Какой вывод для себя вы сделали, решая эту задачу? (прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового)
Слайд 10
Давайте с вами найдем на карте:
- 5 крупных целлюлозно-бумажные комбинаты. (Архангельск, Краснокамск, Красноярск, Братск, Амурск).
- Лесопромышленные комплексы (Усть-Илимский, Братский, Архангельский, Сыктывкарский).
- Лесные порты (Архангельск, Игарка, Онега, Нарьян-Мар).
Слайд 11
По характеру использования все леса подразделяются на три группы. К первой группе относятся леса, имеющие природоохранное назначение (рекреационное, почво- и водоохранное, заповедное и т.д.). На долю лесов этой группы приходится 22% лесопокрытой площади. С целью улучшения состояния здесь проводятся выборочные санитарные рубки и рубки ухода. Вторая группа (8%) – леса, выполняющие защитные функции, но в ограниченной мере эксплуатируемые. Рубки в этой группе лесов проводятся лишь в объеме годичного прироста.
Третья группа (70%) – леса преимущественно эксплуатационного назначения. Здесь могут вестись сплошные рубки леса.
Лесные ресурсы в России размещены неравномерно: большая их часть сосредоточена на востоке страны, в малонаселенных районах.
Слайд 12
Учитель математики:
Мы с ребятами из группы … проводили мини-исследование такого плана: они прошлись после уроков по колледжу и собрали весь бумажный мусор, взвесили его и получили следующий результат:
за день школьники выбрасывают 1 250 г бумаги.
И мы выяснили что школ в Калининском районе Санкт-Петербурга ….. учеников ….
Давайте продолжим исследование.
Задача 2.
Сколько в нашем колледж остается бумаги на столах за день после уроков, если выбрасывается около 1 250 г. бумаги? Сколько за 210 учебных дней?
1. Сколько выброшенной бумаги приходится в день на одного ученика?
2. Прикинуть сколько может быть оставлено бумаги в школах района за один день и за весь учебный год?
3. Выразить массу выброшенной бумаги в кг., т. (Каждый раз нужно разделить на 1 000)
4. Посчитать какая часть выпущенной бумаги будет потрачена с пользой. На сайте Энциклопедии кругосвет http://www.krugosvet.ru (Бумага и прочие писчие материалы. Производство, стр.3) бумаги производится в нашей стране около 6 000 тонн.
Решение.
На столах после уроков остается 1250 г бумаги, в нашей школе 450 учеников. Значит, на одного ученика выброшенной бумаги приходится 1 250 : 450 = 2,8 (г).
Зная, что в районе 16 918 учеников, посчитаем сколько бумаги выбросят в мусор за один день по всем школам
16 918 * 2,8 = 47 370,4 (г).
В учебном году 210 учебных дней, за это время будет выброшено 47 370,4 * 210 = 9 947 784 (г).
Выразим массу выброшенной бумаги в кг., и т.,
9 947 784 г : 1 000 = 9 947, 784кг;
9 947, 784 кг : 1 000 = 9, 947 784 т.
В нашей стране за год производится 6 000 т. Значит бумаги потрачено пользой.
6 000т – 9, 947784т = 5 990, 052216т ~ 5 990т. Слайд 20
Слайд 13
Учитель географии:
Но Лес можно и нужно рубить. Человек пока что не в состоянии обойтись без изделий из древесины. Но при использовании леса, необходимо помнить два основных правила.
Во-первых, лес можно рубить не везде.
Во-вторых, для сохранения лесов на место вырубленного дерева нужно посадить новое.
Для этого обязательно выполняться нехитрая цепочка действий: посадка леса - его выращивание - рубка леса - посадка.
Только так мы можем сохранить свой лес.
Учитель математики:
Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они "работают” как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли.
Еще одна группа учеников в качестве домашнего задания должна была ответить на такие вопросы:
- Какова площадь школьного участка?
- Какую площадь занимают деревья?
- Сколько детей обучается в школе?
Продолжим их исследование.
Задача 3. Сколько квадратных метров зеленых насаждений приходится на одного ученика?
Решение.
Общая площадь участка 150 ар (соток) = 15000м2. Деревьями и кустарниками засажено 50 ар =5000 м2. В нашей школе обучается 450 человек, значит, на одного ученика приходится 5000 : 450 примерно 11,1 м2 насаждений.
Учитель географии:
Вы решили столько задач, давайте поговорим о проблемах в лесной промышленности:
1. Истощение запасов древесины в Европейской части России;
2. Экологические.
- сплав леса, когда древесина и кора разлагаются и отравляют реки;
- отходы в районах лесозаготовки;
- вырубка леса у берегов рек приводит к обмелению рек;
- сбросы в водоемы жидких отходов Целлюлозно-Бумажного Комбината.
3. Вывод.
Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.
4. Итог урока.
Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит лес людям, а взамен требует только одного – бережного обращения с ним. Во многих странах приняты законы об охране природы, в том числе и растений, создаются охраняемые природные территории: заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов животных и растений, так называемые Красные книги. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его – это долг каждого российского человека.
5. Домашнее задание.
Математика: составить задачу экологического содержания, используя материал СМИ, средства Интернет.
География: провести исследование по вычислению площади зеленых насаждений на одного члена семьи в частном секторе и во дворах многоэтажных домов.
Слайд 32
6. Выставление оценок за работу на уроке и за выполнение творческих заданий.
Слайд 33
Приложение
- http://chkola100.ucoz.ru/prilozhenie2.ppt
- http://chkola100.ucoz.ru/prilozhenie_1.ppt