Работа над репертуаром в младших классах фортепиано ДШИ. 2-й класс

Разделы: Музыка, Дополнительное образование

Класс: 2


Цель урока: гармоничное развитие музыкальных способностей и технических навыков ученика, углубление его исполнительского опыта.

Задачи урока:

  • обучающие: закрепление навыков грамотного прочтения текста, понятия о форме изучаемых произведений, фразировке, динамическом плане; формирование элементарных навыков анализа музыкального произведения;
  • развивающие: развитие мышления, навыка слухового контроля, ритмического чувства, совершенствование технических приёмов;
  • воспитательные: воспитание настойчивости, навыков самостоятельной работы, концентрации внимания, собранности во время концертного выступления, формирование веры в свои силы и возможности.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, закрепление и систематизация знаний и навыков, репетиция исполнения выученных пьес).

Форма урока: индивидуальная

Основные методы обучения, применяемые на уроке: объяснение, показ на инструменте, анализ текста и художественного содержания произведений, использование сравнений, подтекстовок, аналогий, репетиция концертного выступления.

Ожидаемый результат: грамотное и свободное прочтение учеником текста изучаемых произведений, ритмического рисунка; точное исполнение штрихов; усвоение свободных и рациональных движений; яркая передача характера пьес.

Содержание урока

1. Вступительное слово преподавателя о важности первоначального обучения игре на фортепиано, особенностях этого периода. Основные принципы, которыми я всегда руководствуюсь при работе над каждым произведением:

  • развитие мышления ученика,
  • выбор рациональных игровых приёмов, их взаимосвязь с содержанием произведений,
  • выбор конкретных методов и способов работы для данного ученика,
  • работа над воплощением художественного содержания.

2. Основная часть

Гаммы Фа мажор и ре минор. Работа над точностью аппликатуры, ровностью звука, активностью пальцев. Добиваемся хорошей работы каждого пальца, ровной мелодической линии. Играем с разными акцентами, с изменением динамики, штрихов. Хроматическая гамма в прямом и расходящемся движении, арпеджио каждой рукой отдельно. Обращаю внимание на хорошее звукоизвлечение, свободу рук, постановку 1 пальца, гибкое запястье.

 К. Черни. Избранные этюды (ред Г. Гермера), ч.1. Этюд №17 исполняется наизусть в среднем темпе. Продолжается работа над чёткостью звука, над исполнением гаммообразных пассажей, синхронностью звуков в аккордах, динамическим развитием.

Этюд № 23. Очень полезный этюд. Представлен разбор текста каждой рукой отдельно. Делаем анализ текста, находим знакомые элементы музыкальной ткани. Уточняем аппликатуру, штрихи, корректируем состояние игрового аппарата. Работаем над свободными и целесообразными игровыми движениями, точностью ритма, синхронностью в аккордах. Затем соединяем двумя руками вместе.

П.И. Чайковский. Детский альбом. Полька. Ученик играет двумя руками в медленном темпе. Работаем над голосоведением, чёткостью стаккато, стройностью аккордов, проведением мелодии в левой руке

И. Беркович. Вариации на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде». Репетиция исполнения выученного произведения. Работаем над умением собираться, чтобы показать концертный вариант исполнения, уточняем характер частей, темп, динамику.

Д. Львов-Компанеец. Неаполитанская песенка. Продолжается работа над исполнением мелодии, погружением в клавиатуру в басовой линии, мягкими и стройными аккордами, над отчётливостью штрихов, точностью и яркостью динамических оттенков, передачей задорного характера пьесы. Развитие умения держать единый темп.

И. Неймарк. Весёлый почтальон. Пьеса играется наизусть, достаточно уверенно. Проводится работа над технически трудными местами, артикуляцией, отчётливым звуком в 16-х. Особое внимание обращаю на развитие цепкости 2 пальца левой руки. Выравниваем темп в разных мотивах.

3. Подведение итогов урока.

Оценка работы ученика, результатов выполненных заданий, формулирование домашнего задания. В конце урока делаем его совместный анализ, подводим итоги – что получилось, что ещё надо доучить, на какие моменты он должен направить своё внимание. Ставлю оценку с учётом не только результатов, но и активности ученика, старания, внимательности. Из этого логично вытекает формулировка домашнего задания, чтобы его выполнение закрепляло приобретенные на уроке знания и навыки.

4. Заключение.

За годы своей работы в классе фортепиано ДШИ я пришла к выводу о необходимости выполнения целого ряда методических и педагогических рекомендаций, от которых зависит успех работы преподавателя. Хочется обратить внимание на некоторые из них. Перед тем, как задать ученику новое произведение, необходимо самому педагогу сделать его тщательный анализ, определить основные исполнительские, технические, художественные задачи, которые предстоит решить ученику, выявить трудности, выбрать способы их преодоления. Всё это поможет ставить перед учеником конкретные, точные, понятные задачи и цели, не позволяя ему бездумно и формально проигрывать изучаемое произведение.

Каждый ученик, каждый урок, каждое разучиваемое произведение на всём протяжении работы над ним требуют постоянного наблюдения, осмысления, чёткой формулировки очередной задачи, которая должна быть своевременной и с учётом индивидуальности ученика. Каждый урок должен стать небольшим шагом в его развитии, необходимым и логичным звеном в процессе его обучения, содержать информацию и практические задания для закрепления старых навыков и приобретения новых.

Уже при разборе текста каждой рукой стараюсь приучать ученика делать его анализ, насколько это возможно для его возраста и развития и независимо от его продвинутости. Определяем тональность, запоминаем ключевые знаки, размер, находим ладовые особенности, типы фактуры, штрихи, форму, деление на фразы и т.д.

Ученики с удовольствием находят фрагменты гамм, знакомые аккорды, арпеджио, интервалы, которые они уже встречали в других пьесах. Полезно проанализировать созвучия по вертикали, определить аккордовые и неаккордовые звуки. Такой анализ очень эффективен, т.к. он помогает разбирать нотный текст более грамотно, разнообразит и оживляет достаточно скучный этап изучения пьесы и делает его более интересным для ученика. Внимательно следим за аппликатурой. Я требую, чтобы она точно выполнялась и была логически обоснованной.
Разбираем ритмические особенности произведения, заостряем внимание на смене длительностей, точно выдерживаем длинные ноты и мелкие длительности, паузы, уточняем пунктирный ритм и т. д. Трудные места учим отдельно. Здесь использую самые различные методические приёмы: объяснение, показ, тактирование, прохлопывание, дирижирование, дробление крупных долей, напевание мелодии, счет вслух, графическое изображение на бумаге ритмического рисунка, проигрывание его на инструменте на одной клавише и на нескольких, всевозможные вычленения и повторения трудного рисунка.

Внимательно разбираем штрихи, которые используются в произведении. Напоминаю, что штрихи помогают воплощению определённого художественного образа.

С первых проигрываний начинаем приспосабливать руки к исполнению разбираемого текста, определяем игровые движения, которые нам будут помогать интересно и ярко играть. Контролируем свободу и пластичность игрового аппарата. Эта работа также требует большого и постоянного внимания.

Для большей результативности использую совокупность различных дидактических методов: объяснительно-иллюстративный, показ на инструменте, придумываю многочисленные упражнения на преодоление конкретной проблемы и многие другие. Широко использую ассоциации со знакомыми образами, явлениями природы, даже небольшими литературными сюжетами.

Для учащихся младших классов художественное содержание произведения раскрывается не только через звучащую музыку, но и через слово. Поэтому часто использую подтекстовку, что способствует более осмысленному и эмоциональному исполнению. Выразительная декламация с выявлением смысловых кульминаций, особенностей ритма помогает определению характера пьесы и отдельных построений, их динамического плана, нахождению кульминационных точек, цезур, смен дыхания и более точной интерпретации произведения. Иногда придумываем вместе с учеником подтекст в рифму, тогда, к нашему общему удовольствию, получается песенка.

Очень важно тщательно проработать все этапы разучивания, не переходить слишком рано к следующему, а только после хорошего освоения предыдущего. Очень важно учитывать индивидуальные особенности ученика. С первых уроков следует его ориентировать на достижение одной из важнейших целей освоения учебного репертуара - максимальное раскрытие образной стороны изучаемых произведений, достижение яркости художественного образа.

Используемая литература.

  1. Алексеев А.Д «Методика обучения игре на фортепиано». Москва «Музыка» 1978.
  2. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». Издательство «Композитор. Санкт-Петербург» 2005.
  3. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. – Л.: Советский композитор, 1973.
  4. Милич В. Воспитание ученика-пианиста. М., «Кифара», 2002.
  5. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – М.: Просвещение, 1984.
  6. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез или я - детский педагог. – СПб.: «Союз художников», 2002.