Цель: создать условия для развития фантазии и творческих способностей детей средствами математики на основе выявления субъективного опыта детей.
Задачи:
- закреплять знание числового ряда, чисел последующего и предыдущего, знание геометрических фигур, умение ориентироваться на плоскости листа,
- развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, взаимосвязи целого и частей;
- развивать умение работать в компании, парами и индивидуально, осознавая конечный результат деятельности;
- побуждать к игровому общению со сверстниками;
- воспитывать чувство сплочённости.
Оборудование: сундучок, накрытый тканью, карта с цифрами и стрелками, напечатанные цифры, размещенные в зале, листы бумаги, простые карандаши, волшебная палочка, кубики с цифрами, талоны с геометрическими фигурами, символы геометрических фигур, два обруча (синий и красный), логические блоки Дьенеша. полоски для постройки моста, палочки, монетки с цифрами, дерево, музыкальное сопровождение, палочки Кюизенера, схемы, разрезные картинки, мультимедиа.
Вводная часть
Игровая мотивация: дети входят в зал. На полу стоит сундучок, прикрытый тканью (дети присаживаются на коврик полукругом)
Игра «Да-нет»
Воспитатель: Вы хотите знать, что находится под тканью? Вы будете задавать мне вопросы, но я могу отвечать только да или нет. Подсказка – это неживой предмет.
Дети задают вопросы: это мяч, это кукла, это игрушка? Если дети долго не могут угадать, то дается подсказка о форме, цвете, материале.
- Правильно, это сундучок.
После правильного ответа, воспитатель снимает ткань.
Основная часть
Воспитатель: На волшебном сундучке (коробке), в ряд расположены цветные палочки Кюизенера – числа. (Кодовый замок). Подберите шифр в кодовом устройстве: подберите цифры, которые обозначает каждая палочка .(дети разгадывают шифр и находят конверт с письмом).
Воспитатель читает: «Жила-была принцесса в красивом замке. Вдруг небо покрылось тучами, подул сильный ветер, подхватил принцессу и унес ее к Бабе Яге, а замок превратил в руины».
- Но на этом сказка-то не может закончится. Нужна наша помощь. Что же нам нужно сделать? (ответы детей).
Давайте с вами с помощью волшебной палочки вспомним, в каких сказках живет Баба Яга? (дети передают волшебную палочку и называют сказки, где встречается этот персонаж).
Воспитатель: (возвращается к сундучку) Ребята, в сундуке еще что-то есть, давайте посмотрим.
Дети находят карту и рассматривают её.
Воспитатель: Что это? Что вы видите на карте?
(символы, знаки, цифры, стрелки, направление, задания).
Для чего нужна карта? (дети отвечают)
Воспитатель: обобщает: цифры обозначают задания, а стрелки - направления движения.
Выполнив все задания на карте, мы спасем принцессу.
По карте дети определяют путь к первому заданию. Дети проходят по направлению стрелок, ориентируясь в пространстве (влево, вправо, вперед, назад)
1 задание.
Воспитатель: я вам предлагаю получить талоны, (детям раздаются талоны с геометрическими фигурами: круг, треугольник, квадраты, прямоугольник, овал, ромб), вам надо будет объединиться в пары по фигурам, выбрать символ вашей геометрической фигуры, взять бумагу с карандашами и выбрать место.
На слайде на некоторое время появляется изображение геометрических фигур. Дети должны посмотреть, запомнить как расположены фигуры (символ) этой пары и воспроизвести их так же на листе бумаги (ориентировка в пространстве). Показывают 3 слайда, каждое задание дети выполняют на разных листах. После выполнения, пары меняются листами. Слайды появляются, дети оценивают правильность выполнения задания друг у друга.
- Нам нужно двигаться дальше. Следуя карте, дети проходят к следующему заданию (ориентировка в пространстве).
2 задание «Игра с двумя обручами»
Воспитатель: давайте встанем в круг и проговорим по кругу слова: красный, синий, желтый, объединиться по цветам в компании, выбрать посыльного. Посыльный тот, у кого больше пуговиц на одежде. Воспитатель кладет на пол два обруча так, что образуются три отдельных области (пересечения). Посыльный получает задание.
- внутри красного обруча захотели жить фигуры обладающие двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые),
- внутри синего обруча - фигуры обладающие двумя общими признаками: цветом (синие) и формой (треугольные),
- в области пересечения двух обручей поселяются фигуры, обладающие двумя общими признаками: цветом (желтые) и формой (квадратные),
Воспитатель: посмотрите, какие фигуры лежат вне обоих обручей? (дети совещаются и перечисляют дружным хором)
Следуя карте, дети проходят к следующему заданию (ориентировка в пространстве).
3 задание «Волшебное дерево» На дереве висят кружочки с цифрами. Дети срывают по 1 монетке, называют «соседей числа». За правильный ответ дети хлопают в ладоши.
Воспитатель: Ну что ребята двигаемся дальше. Следуя карте, дети проходят к следующему заданию (ориентировка в пространстве). А вот и избушка Бабы Яги, но впереди у нас опять препятствие.
4 задание.
Воспитатель: чтобы нам добраться до избушки нужно выложить мост. Возьмите полоски для постройки моста, сосчитайте гвоздики на ней, выложите из палочек цифру, соответствующей количеству гвоздиков, постройте мост в порядке возрастания. Дети берут полоску, считают, выкладывают мост от 1 до 10. (если детей больше, можно повторить полоски, выкладывать с одинаковыми цифрами друг за другом).
Воспитатель: а вот и избушка Бабы Яги. Но вход завален камнями (высыпать кубики с цифрами). Предлагаю вам разделиться на компании по картинкам (разрезные картинки). Выбирайте посыльного по считалке («эстафета считалок» т.е. ребенок начинает считалку, когда палец замирает на ребенке, тот ребенок не выбывает, а наоборот, принимает эстафету и сам становится считающим, а прежний (начинающий) выбывает из круга. Новый начинает свою считалку. Расчет идет до тех пор, пока не останется один человек - посыльный). Посыльный получает задание.
Нужно разобрать камни, для этого выберите камни с числом,
- 1 компания - которое идет после 5,
- 2 компания - которое стоит перед числом 4,
- 3 компания - между числом 7 и 9,
- 4 компания - перед числом 10
Дети разбирают камни
Выходит Баба Яга
Баба-Яга: Ох и добрались вы до меня. Все мои задания выполнили. Но это еще не все испытания. Я вам игру приготовила. Засиделась я что-то, скучно мне. Поиграйте со мной.
Баба Яга проводит игру «Бабка-Ежка» (артикуляционная гимнастика с музыкальным сопровождением)
Баба-Яга: выполнили вы все мои задания, ну что же забирайте принцессу. Баба-Яга уходит, а на слайде появляется принцесса.
Заключительная часть
Воспитатель: ну вот, ребята, и спасли мы с вами принцессу, но ведь ее замок разрушен, как же теперь быть? Ответы детей. Я думаю, ребята, она была бы очень рада, если бы мы построили для нее новый замок. Поделитесь на 2 компании: кто живёт на этажах меньше 5 и на этажах выше 5. Выберите посыльного (самый низкий в компании) Посыльному предлагается схема замка и палочки Кюизенера.
Дети рассматривают схему, выясняют, какие необходимо взять палочки, строят сказочное королевство.
Воспитатель: вот теперь у нашей принцессы новый красивый замок. И начнется для нее новая жизнь в новой сказке. Я предлагаю сочинить ее в группе.
Литература
- Букатова В.М. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128с. Библиотека воспитателя.