Цели урока | Создать условия для формирования представлений о роли верований в жизни древних египтян | |||||
Тип урока | Урок открытия нового знания | |||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Раскрывать роль религиозных верований в жизни древних египтян. Составлять, используя памятку, простой план раздела параграфа. Извлекать информацию из фрагмента источника | Регулятивные: Р1.целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; Р10. принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность своих действий по подготовке своего выступления. Познавательные: П1.давать определение понятиям; П2.устанавливать причинно-следственные связи П5.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений Коммуникативные: К1.задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; К2.адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; К3.формулировать собственное мнение и аргументировать его; К4.аргументировать свою точку зрения; К7.уважение к иной точке зрения, умение излагать свои мысли, участвовать в диалоге и полилоге, умение слушать. |
Л3.позитивная моральная
самооценка; Л6.ориентация в системе моральных норм и ценностей; Л8.уважение к истории, культурным и историческим памятникам Древнего мира. |
||||
Условия реализации урока | ||||||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии) | Оборудование | |||
Виртуальная школа Кирилла и
Мефодия. Уроки Всеобщей истории. Древний мир. CD-ROM
for Windows. http://proshkolu.ru http://school-collection.edu.ruЦОР: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6df32ebb-7a32-49f2-bf46-c42afb45e877/?fullView=1 |
Елманова Н.С., Савичева Е.М.
Энциклопедический словарь юного историка – М.,
1994. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М., 1983. Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира.- М., 1994 Энциклопедия для детей. – М., 2000. – Т.1. Я познаю мир: Энциклопедия: История – М., 1996. |
А.И.Немировский. Книга для чтения
по истории Древнего мира 5 класс. М., Просвещение,
“Учебная литература”, 1996 – 464 стр. Андреевская Т. П. История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. П, Андреевская, М. В. Белкин, Э. В. Ванина; под общей редакцией В. С. Мясникова. – М.: Вентана-Граф, 2012, ФГОС. – 304 с.: ил. Андреевская Т. П. История Древнего мира: проектирование учебного курса: 5 класс: методические рекомендации / Т. П, Андреевская, Э. В. Ванина. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96 с. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира.: к учебникам АА Вигасина, Г.И. Годера, Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1.-М., 2009 – 79стр.И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение) – 202 стр. |
Проектор, компьютер, презентация “Религия Древнего Египта”, Рабочая тетрадь, п.6 | |||
Основные понятия | Боги, бальзамирование. | |||||
Форма проведения урока | Комбинированный урок. |
Этап урока (название, время, цели) | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: Создать положительный эмоциональный настрой; выработка обучающимися на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности Продолжительность: 1 минута |
Приветствует обучающихся, проверяет
готовность класса к уроку. Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность |
Приветствует учителя
Распределяются на группы. |
Р. Быстрое включение в деловой ритм . Л. Положительный настрой
Л.3, Л.8 Р.7, Р.1, К.1,К.3,К.4, П.1, П.2,П.3 |
||
II. Постановка учебной задачи
(проблемной ситуации, проблемной задачи) Цели: подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и осознать то, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений Продолжительность: 13 минут |
Актуализация ДЗ: Организует анализ затруднения и поиск путей выхода из него. Прием “Нетрадиционный вход в урок” Демонстрирует слайд с фотографией саркофага. |
Отвечают на вопросы 1-6 на с. 31 учебника Задание к слайду: - Когда египтянину дарили гроб на день рождения, он очень радовался. Как вы думаете, почему? - Как называются верования в загробную жизнь, душу? - Почему древние люди придумали религию? - Как вы думаете, похожа ли религия первобытных людей и египтян? - Какие вопросы нам нужно изучить для ответа на это вопрос? |
Обучающиеся предлагают варианты
ответов на вопрос - готовился к загробной жизни - религиозные верования - чтобы объяснять непонятные явления природы - да Формулируют план урока и записывают его в тетрадь: 1. Боги Древнего Египта. 2. Миф об Осирисе. 3. Представления о загробном мире. 4. Почитание животных |
Л.3, Л.8 Р.7, Р.1, К.1,К.3,К.4, П.1, П.2,П.3 |
|
III. Решение учебной задачи (проблемной
задачи) Цели: Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.) Продолжительность: 25 минут |
Организует работу с Презентацией и эвристическую беседу. | - Чему и кому поклонялись египтяне на
этом изображении? - Докажите с помощью фото из презентации, что в Древнем Египте существовал культ животных. - Что казалось египтянам сверхъестественным в окружающей природе и вызывало у них поклонение? - Кого придумали египтяне, чтобы объяснить природные явления? - Какие боги, на ваш взгляд, должны быть у египтян самыми сильными? |
Отвечают на вопросы6 - растениям и животным -культ крокодила, кошки
- животные, силы природы, разливы Нила - Богов - солнца, пустыни, неба Нила |
Раскрывать роль религиозных верований в жизни древних египтян. Составлять, используя памятку, простой план раздела параграфа. Извлекать информацию из фрагмента источника | Л.3, Л.8 Р.7, Р.1, К.1,К.3,К.4, П.1, П.2,П.3 ПР3 |
Этап первичного закрепления с проговаривание во внешней речи | Прием “Работа в группах”, “Работа с
текстом” Рассказ учителя с помощью презентации о богах и их функциях. Прием “Таблица” Организует работу по конкретизации первичного знания. (Презентация) |
- Какие боги еще были важны для египтян?
Выполните задание 4 на с. 15 из Рабочей тетради |
- показывают положительные образцы
поведения
Выполняют задание |
||
Этап включения в систему знаний и повторения. | Организует работу с учебником с.33-35. Прием “Работа в группе”. Контролирует выполнение работы. |
2. Прочесть п.2 параграф 6. - Какие явления природы объясняет этот миф? - Как вы думаете, почему же египтяне радовались подарку в виде гроба? - Какие ассоциации возникают у вас со словосочетанием “страна мёртвых”? |
- пустыня, злость пустыни, ожил Осирис
ожила и природа (разливы Нила) - готовились к загробной жизни, тот кто дарит хочет добра твоей душе. Формулируют ответы. |
||
Физминутка. | - Как туда могли попасть египтяне? | ||||
Работа с картиной “Суд Осириса” с.36. | 3. Посмотрите на рисунок и опишите, кого
вы на нем видите.? - Какие боги где стоят? - Какой бог из них главный? -Какие события происходят на рисунке? -Почему вы не можете ответить на последний вопрос? |
Высказывают своё мнение и делают вывод.
- Исида, Осирис, Тот -Осирис, сидит на троне -?? ???? |
|||
Прием “Фантастическая добавка”. Организует работу в группах и ответы на вопросы по документу: отрывок из “Книги мертвых” . с.37 учебника |
Вы - историк. Обнаружили
древнеегипетский папирус. -Опишите о чем рассказывает папирус? Может ли он дополнить изображение? - Как происходил суд Осириса? - Как, по представлениям египтян, должен был вести себя человек, чтобы его оправдал суд Осириса? - Можем ли мы говорить, что “книга мертвых” была самой важной книгой в жизни египтян? - Отличалось ли, на ваш взгляд, поведение египтян от нашего поведения сегодня? - Какова роль религии в жизни египтян? |
Читают документ. Высказывают свое мнение.
Добродетельно
Да, определяла поведение египтян.
Высказывают мнения. |
|||
Организовывает работу с учебником п.4 с.36-37 | 4. составьте простой план п.4 с. 36-37 | Составляют план пункта : -культ животных в Египте - почитали крокодила Себек |
|||
Организует работу с рабочей тетрадью зад.1 на с. 13. | Выполнить зад. 1 на с. 13 Рабочей тетради | Выполняют задание в Рабочей тетради. Взаимопроверка. Самооценка. | |||
IV. Рефлексия деятельности (итог
урока) 6 минут |
Прием “Хвалебная песня”,
“Пирамида” Дает комментарии домашнего задания |
- Вы- жрец. Сочините Хвалебную песню
вашей работе в группе. - Нарисуйте пирамиду. Поместите на нее самые важные понятия урока (на вершину), остальную информацию (по телу пирамиды , по степени важности. Самое неважное – в основание пирамиды) |
Осуществляют самоанализ | Л.2, Р.7, Р.1, К.1, П.6 |
|
Д.З. 1 уровень: “Проверяем и размышляем”: Параграф 6, рабочая тетрадь 2 уровень: “Исследуем и творим”: Хвалебная песня любому из богов (устно) |
Записывают Д.З. |