Урок на тему "Религиозные верования в Древнем Египте" (технологическая карта урока)

Разделы: История и обществознание


Цели урока Создать условия для формирования представлений о роли верований в жизни древних египтян
Тип урока Урок открытия нового знания
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Раскрывать роль религиозных верований в жизни древних египтян. Составлять, используя памятку, простой план раздела параграфа. Извлекать информацию из фрагмента источника Регулятивные:

Р1.целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Р10. принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность своих действий по подготовке своего выступления.

Познавательные:

П1.давать определение понятиям;

П2.устанавливать причинно-следственные связи

П5.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений

Коммуникативные:

К1.задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

К2.адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

К3.формулировать собственное мнение и аргументировать его;

К4.аргументировать свою точку зрения;

К7.уважение к иной точке зрения, умение излагать свои мысли, участвовать в диалоге и полилоге, умение слушать.

Л3.позитивная моральная самооценка;

Л6.ориентация в системе моральных норм и ценностей;

Л8.уважение к истории, культурным и историческим памятникам Древнего мира.

Условия реализации урока
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) Учебная литература Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии) Оборудование
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всеобщей истории. Древний мир. CD-ROM for Windows.

http://proshkolu.ru

http://school-collection.edu.ru

ЦОР: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6df32ebb-7a32-49f2-bf46-c42afb45e877/?fullView=1

Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка – М., 1994.

Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М., 1983.

Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира.- М., 1994

Энциклопедия для детей. – М., 2000. – Т.1.

Я познаю мир: Энциклопедия: История – М., 1996.

А.И.Немировский. Книга для чтения по истории Древнего мира 5 класс. М., Просвещение, “Учебная литература”, 1996 – 464 стр.

Андреевская Т. П. История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. П, Андреевская, М. В. Белкин, Э. В. Ванина; под общей редакцией В. С. Мясникова. – М.: Вентана-Граф, 2012, ФГОС. – 304 с.: ил.

Андреевская Т. П. История Древнего мира: проектирование учебного курса: 5 класс: методические рекомендации / Т. П, Андреевская, Э. В. Ванина. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96 с.

Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира.: к учебникам АА Вигасина, Г.И. Годера,

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1.-М., 2009 – 79стр.И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение) – 202 стр.

Проектор, компьютер, презентация “Религия Древнего Египта”, Рабочая тетрадь, п.6
Основные понятия Боги, бальзамирование.
Форма проведения урока Комбинированный урок.

 

Этап урока (название, время, цели) Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность учеников Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

Создать положительный эмоциональный настрой;

выработка обучающимися на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности

Продолжительность:

1 минута

Приветствует обучающихся, проверяет готовность класса к уроку.

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

  Приветствует учителя

 

 

 

 

Распределяются на группы.

  Р. Быстрое включение в деловой ритм .

Л. Положительный настрой

 

Л.3, Л.8

Р.7, Р.1,

К.1,К.3,К.4,

П.1, П.2,П.3

II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели: подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и осознать то, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений

Продолжительность: 13 минут

Актуализация ДЗ:

Организует анализ затруднения и поиск путей выхода из него.

Прием “Нетрадиционный вход в урок”

Демонстрирует слайд с фотографией саркофага.

Отвечают на вопросы 1-6 на с. 31 учебника

Задание к слайду:

- Когда египтянину дарили гроб на день рождения, он очень радовался. Как вы думаете, почему?

- Как называются верования в загробную жизнь, душу?

- Почему древние люди придумали религию?

- Как вы думаете, похожа ли религия первобытных людей и египтян?

- Какие вопросы нам нужно изучить для ответа на это вопрос?

Обучающиеся предлагают варианты ответов на вопрос

- готовился к загробной жизни

- религиозные верования

- чтобы объяснять непонятные явления природы

- да

Формулируют план урока и записывают его в тетрадь:

1. Боги Древнего Египта.

2. Миф об Осирисе.

3. Представления о загробном мире.

4. Почитание животных

  Л.3, Л.8

Р.7, Р.1,

К.1,К.3,К.4,

П.1, П.2,П.3

III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.)

Продолжительность:

25 минут

Организует работу с Презентацией и эвристическую беседу. - Чему и кому поклонялись египтяне на этом изображении?

- Докажите с помощью фото из презентации, что в Древнем Египте существовал культ животных.

- Что казалось египтянам сверхъестественным в окружающей природе и вызывало у них поклонение?

- Кого придумали египтяне, чтобы объяснить природные явления?

- Какие боги, на ваш взгляд, должны быть у египтян самыми сильными?

Отвечают на вопросы6

- растениям и животным

-культ крокодила, кошки

 

- животные, силы природы, разливы Нила

- Богов

- солнца, пустыни, неба Нила

Раскрывать роль религиозных верований в жизни древних египтян. Составлять, используя памятку, простой план раздела параграфа. Извлекать информацию из фрагмента источника Л.3, Л.8

Р.7, Р.1,

К.1,К.3,К.4,

П.1, П.2,П.3

ПР3

Этап первичного закрепления с проговаривание во внешней речи Прием “Работа в группах”, “Работа с текстом”

Рассказ учителя с помощью презентации о богах и их функциях.

Прием “Таблица”

Организует работу по конкретизации первичного знания. (Презентация)

- Какие боги еще были важны для египтян?

 

 

 

Выполните задание 4 на с. 15 из Рабочей тетради

- показывают положительные образцы поведения

 

 

 

Выполняют задание

 
Этап включения в систему знаний и повторения. Организует работу с учебником с.33-35.

Прием “Работа в группе”.

Контролирует выполнение работы.

2. Прочесть п.2 параграф 6.

- Какие явления природы объясняет этот миф?

- Как вы думаете, почему же египтяне радовались подарку в виде гроба?

- Какие ассоциации возникают у вас со словосочетанием “страна мёртвых”?

- пустыня, злость пустыни, ожил Осирис ожила и природа (разливы Нила)

- готовились к загробной жизни, тот кто дарит хочет добра твоей душе.

Формулируют ответы.

 
Физминутка. - Как туда могли попасть египтяне?    
Работа с картиной “Суд Осириса” с.36. 3. Посмотрите на рисунок и опишите, кого вы на нем видите.?

- Какие боги где стоят?

- Какой бог из них главный?

-Какие события происходят на рисунке?

-Почему вы не можете ответить на последний вопрос?

Высказывают своё мнение и делают вывод.

 

 

- Исида, Осирис, Тот

-Осирис, сидит на троне

-?? ????

 
Прием “Фантастическая добавка”.

Организует работу в группах и ответы на вопросы по документу: отрывок из “Книги мертвых” . с.37 учебника

Вы - историк. Обнаружили древнеегипетский папирус.

-Опишите о чем рассказывает папирус? Может ли он дополнить изображение?

- Как происходил суд Осириса?

- Как, по представлениям египтян, должен был вести себя человек, чтобы его оправдал суд Осириса?

- Можем ли мы говорить, что “книга мертвых” была самой важной книгой в жизни египтян?

- Отличалось ли, на ваш взгляд, поведение египтян от нашего поведения сегодня?

- Какова роль религии в жизни египтян?

Читают документ.

Высказывают свое мнение.

 

 

 

Добродетельно

 

Да, определяла поведение египтян.

 

 

Высказывают мнения.

 
Организовывает работу с учебником п.4 с.36-37 4. составьте простой план п.4 с. 36-37 Составляют план пункта :

-культ животных в Египте

- почитали крокодила Себек

 
Организует работу с рабочей тетрадью зад.1 на с. 13. Выполнить зад. 1 на с. 13 Рабочей тетради Выполняют задание в Рабочей тетради. Взаимопроверка. Самооценка.  
IV. Рефлексия деятельности (итог урока)

6 минут

Прием “Хвалебная песня”, “Пирамида”

Дает комментарии домашнего задания

- Вы- жрец. Сочините Хвалебную песню вашей работе в группе.

- Нарисуйте пирамиду. Поместите на нее самые важные понятия урока (на вершину), остальную информацию (по телу пирамиды , по степени важности. Самое неважное – в основание пирамиды)

Осуществляют самоанализ   Л.2,

Р.7, Р.1,

К.1,

П.6

Д.З.

1 уровень: “Проверяем и размышляем”:

Параграф 6, рабочая тетрадь

2 уровень: “Исследуем и творим”:

Хвалебная песня любому из богов (устно)

Записывают Д.З.