Цели
- Познавательные:
- на основе пройденного учебного материала по окружающему миру включить учащихся в работу по ознакомлению с мудрыми высказываниями о весне, цветах, природе;
- учить первоклассников понимать иносказательный смысл пословиц и поговорок;
- формировать умение анализировать полученную на занятии информацию;
- продолжать воспитывать чувство ответственности за природу.
- Регулятивные: учить школьников прогнозировать цель занятия; контролировать и корректировать выполнение заданий в процессе работы.
- Коммуникативные: формировать умение работать в группе, развивать навыки инициативного сотрудничества.
Оборудование: презентация, сборники пословиц и поговорок, карточки для работы в группах, книга «Красная книга. Растения России».
Ход занятия
1. Введение в тему занятия.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. (На доске запись: Путешествие в …)
- Предположите, куда мы можем совершить путешествие на нашем занятии.
(Ответы детей)
Подсказка:
- Что символизирует эта картинка? («мир»)
- Как бы вы это изображение назвали? («мысли»)
- Какое качество человека символизирует эта картинка? («мудрость»)
- Так какое путешествие нас ожидает? (Путешествие в мир мудрых мыслей)
- Как вы думаете, в чём будет заключаться такое путешествие?
- Как вы считаете, какие мысли можно считать мудрыми? (Ответы детей)
- Спасибо вам за ответы. В ходе работы посмотрим, насколько верными они были.
- Итак, наше путешествие будет необычным.
Перед каждым из вас лежат листочки. По ходу занятия вы должны будете вписать в пустые клеточки нужные буквы. Какие именно, вам подскажут разные задания.
II. Обобщение знаний детей о весне.
1) Зарядка для ума.
- Начинаем работу с зарядки для ума.
- Перед вами ребус. Подумайте, какое слово здесь зашифровано. (Весна)
- Назовите предпоследнюю букву в этом слове. Впишите ее в 3-ю клеточку, если считать справа налево.
- Молодцы! Отложите листочки.
- Внимание на экран! Выберите из данных картинок ту, на которой изображена ВЕСНА.
- Перечислите, пожалуйста, признаки, по которым мы можем определить наступление весны. (Увеличился световой день, ярче светит солнце, тает снег и лед, образуются сосульки; появляются первоцветы, распускаются почки на деревьях;
прилетают грачи, просыпаются лягушки, жабы, змеи, ящерицы, ежи, медведи, барсуки).
- Молодцы! Вы доказали, что с приходом весны меняется все вокруг, и мир становится намного ярче!
2) Работа со сборником пословиц и поговорок.
- Давайте понаблюдаем, как русский народ выразил свое отношение к весне в пословицах и поговорках. Открываем сборники – они у вас лежат на столе. Находим страницу … Прочитайте, пожалуйста, в группах все пословицы и выберите только те, в которых говорится о том, что весна делает мир вокруг ярче. Договоритесь, кто будет отвечать от каждой группы. Группы, которые справились с заданием, покажите солнышко.
МАТУШКА-ВЕСНА ВСЕМ КРАСНА и др.
- Как вы понимаете смысл этих пословиц? Объясните.
- Ребята, как вы считаете, можно ли пословицы и поговорки, не только о природе, но и на другие темы, отнести к мудрым мыслям? Почему?
- А вы заметили, как ласково, по-доброму русский народ весну называет? (Матушка)
- Что тем самым наши предки хотели показать? (Свое доброе, гуманное отношение к окружающему миру, ко всему живому)
- А что значит «доброе отношение» в вашем понимании? (Внимательное, заботливое)
- Как вы считаете, можно ли по-доброму, внимательно и заботливо, относиться к природе? Что это значит?
- Ребята, напомните, как называется эта буква русского алфавита? («Дэ»). Может быть, кто-то из вас знает, как она называлась в древней азбуке? («Добро») И напоминала эта буква всем людям о добром отношении ко всему окружающему.
- Вставьте, пожалуйста, букву Д в третью клеточку, если считать слева направо.
3) Исследуем слово, предложение, текст.
- Продолжаем наше путешествие. Внимание! Загадка!
Двенадцать братьев,
Ни отца, ни матери.
Друг за другом ходят,
А в гости не заходят. (Месяцы)
- Что это?
(Раздаю задание каждой группе. Приложение 1) Прочитайте, пожалуйста, задание.
- Объясните, как вы его поняли?
Группы, которые справятся с заданием, поднимайте солнышко.
- Проверяем выполненное задание. Договоритесь в группах, кто будет отвечать.
(Проверка задания)
- Скажите, пожалуйста, апрель только ли с травой приходит? (Нет, в апреле появляются первоцветы).
- Например, какие? (Хохлатка, прострел, первоцвет, печёночница, ветреница, мать-и-мачеха)
(Раздаю каждой группе наборы слов)
- Составьте из данных слов предложение. Наклейте слова, расположив их по порядку, под таблицей с ребусами.
Группа, которая справится, поднимает солнышко. Та группа, которая затрудняется, поднимает тучку.
- Читаем предложение. (Апрельский цветок ломает снежок.)
- Обратите внимание на слова цветок и снежок. Назовите букву ударного гласного в этих словах. (Буква О). Вставьте эту букву во вторую клеточку, если считать слева направо.
- А какая буква пишется в конце этих слов? (Буква К) Запишите букву К в самой последней клеточке.
- Прочитаем предложение еще раз.
Давайте вспомним, как это происходит. (Просмотр видео)
(УМК «Перспективная начальная школа». ЭФУ по окружающему миру, 1 класс. Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Тема
«Какие растения весной цвести торопятся», с. 48)
- Прочитайте следующее высказывание. (Плакат на доске)
РАСТЕНИЕ – ЗЕМЛИ УКРАШЕНИЕ.
- Вы согласитесь или опровергните его? Почему? (Ответы детей).
- Как вы думаете, можно ли это высказывание назвать мудрой мыслью. Почему?
- Следовательно, если растения являются земли украшением, то как мы к ним должны относиться?
4) Физкультминутка.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если вместе я и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
III. 19 апреля – День подснежника. Рассказ о празднике.
Подсказка:
Он прекрасный и чудесный!
В этот день он для тебя,
Словно радость и улыбка,
Поздравляют все тебя!
- Ребята, вы догадались, о чем идет речь в этой загадке? (О празднике).
- Слово ПРАЗДНИК. (На доске).
Первую букву этого слова впишите в самую первую клеточку, а предпоследнюю букву – в предпоследнюю клеточку.
- А чему посвящен этот праздник, вы узнаете, подставив недостающую часть в слово.
Был, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег)
- Замените последний звук в слове-отгадке на тот, который чаще других встречается в скороговорке «Ежик ждет ежа на ужин».
- Впишите недостающую часть в клеточки. Прочитайте, какое слово получилось. (Подснежник)
Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый, самый нежный,
Чистый, маленький …
- День подснежника отмечают 19 апреля. В России этот праздник появился совсем недавно. Пришел он к нам из Англии. Там жители относятся к подснежнику с большим трепетом, чего не сказать о жителях нашей страны. Все 20 существующих на Земле видов подснежников находятся Красной книге. С каждым годом количество этих цветов уменьшается по вине людей, которые их варварски «собирают».
- Недаром подснежники – эти первенцы весны – написали нам с вами письмо. Давайте его послушаем. (Читают дети).
Цветем мы в вешней роще
Который год подряд…
Вам пишет эти строчки
Подснежников отряд.
Ребята! Мы таимся -
Понятен наш испуг?
Ребята! Мы боимся
Холодных цепких рук.Ведь могут снова ныне
В пучки нас всех связать,
Чтобы потом в корзине
На рынок передать.Напрасны птичьи крики
Над теплою землей.
В российской Красной Книге
Мы путь окончим свой.Земля в зеленом цвете
Прекрасна и добра.
Мы к вам взываем, дети:
Нас защитить пора!Любимому простору,
Лесным цветам поклон!
Грабителю и вору –
Заслон, заслон, заслон!Цветем мы в вешней роще,
И весел наш наряд.
… Вам пишет эти строчки
Подснежников отряд.
- Спасибо, ребята! Очень трогательное письмо от подснежников вы передали.
Недаром теперь есть этот праздник. Он напоминает всем нам, как нужно относиться к этим удивительно красивым цветам.
IV. Рефлексия.
- Закончим наше занятие сегодня словами словацкого поэта. Прочитай их, пожалуйста, …(ученик читает)
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
Гвездослав Павол – словацкий поэт
- Ребята, кто согласен с мнением этого поэта, поднимите свои солнышки. Спасибо!
- Скажите, оправдались ли ваши предположения о том, что мудрые мысли, высказывания, пословицы и поговорки помогают нам жить, становиться лучше, учат по-доброму относиться ко всему окружающему?
На этом наше путешествие подходит к концу. Всем спасибо за работу.