Характерными чертами современности является интеграция всех сторон жизни общества. В науке и образовании происходит процесс сближения и установления связей между разными областями человеческого знания. Интегративные тенденции захватили не только операции познания, но и теоретические приемы, методы наук, породили новые формы и виды научной деятельности, направленные на становление целостности науки, как феномена культуры.
Интегративные связи постепенно начинают устанавливаться и в образовании. Тенденции наблюдаются уже не только в предметности и содержательности образования, но и в деятельностном, социальном и культурном аспектах. Интеграция начинает появляться в сознании субъектов образовательного процесса, в их мыслительной деятельности. Так, если предметы естественнонаучного цикла ориентированы преимущественно на формирование дискурсивно-логического мышления школьников, то гуманитарное знание, в основном, направлено на образно-интуитивное видение мира. Вместе с тем, гармонично развитая личность человека завтрашнего дня должна обладать целостным мировоззрением, объединяющим и дискурсивно-логическое, и образно-интуитивное видение мира.
Для преодоления информационной перегруженности образования по большинству школьных предметов, его бездуховности и отчужденности от реальных потребностей гармонично развитой личности, учащихся необходимо готовить к пониманию природной и социальной действительности, как взаимозависимой единой системы. Современный грамотный человек должен понимать и уметь объяснять происходящие природно-экологические, социально-экономические и политические процессы, т.е. быть функционально грамотным.
Разработать принципы построения структуры и отбора содержания интегрированного знания по общеобразовательным областям основной и старшей школы и апробировать его на дидактическую и воспитательную эффективность в различных организационных формах классно-урочной и внеклассной работы в целях формирования у учащихся целостного мировоззрения. Для решения этой задачи следует учитывать, что в настоящее время существует как бы два полюса человеческой культуры. На одном из них - современная научная модель мира, созданная естественными науками- физикой, космологией, химией, биологией, а на другом- гуманитарная культура, не приемлющая упрощения и идеализации. Возникшие в недрах естествознания научные модели мира, как правило, односторонне объясняют происходящие процессы. Гуманитарное знание, в свою очередь, рассматривает мир в его неразрывности, ориентированной на человека и поиск смыслов его существования, поэтому оно остается мало востребованным со стороны ученых-естественников.
Молодой человек, входящий в жизнь, испытывает острую потребность в выработке достаточно непротиворечивой и целостной картины современного мира и определения своего места в нем. В процессе коренных преобразований, происходящих в обществе, индивид рискует остаться в дезинтегрированном самосознании, в котором ранее выработанные стереотипы будут существовать с новыми жизненными установками. Для его преодоления необходимо концентрировать запросы современного человека на проблемах духовности, философии жизни, межличностного общения и креативности сознания.
Ведущим средством интеграции учебного процесса и внеклассной работы мы считаем проектную деятельность учащихся. В настоящее время проектная деятельность является всем уже достаточно известной и апробированной. Мы же вводим некоторые новшества в использование проектной деятельности для интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников. Условно это выглядит так: если подготовку проекта принять за 100%, то 60% у нас выполняется в учебном процессе, а остальные 40% - во внеурочной деятельности. Среди новшеств мы выделяем массовое внедрение проектов исследовательского характера в учебный процесс с продолжением работы во внеурочное время. Это происходит за счет проведения краткосрочных учебно-познавательных проектов в течение каждого триместра.
Уже в конце учебного года учителя готовят тематику проектов по своему предмету на следующий учебный год на основе традиционных программ с расширением и углублением. В конце мая- июне на заседаниях методических объединений учителей происходит обсуждение и уточнение тематики. В конце августа, до 1 сентября, на первом заседании учебно-методического совета методическое объединение учебно-исследовательских проектов по предметам утверждается. Затем начинает активно свою работу консультативный центр по проектной деятельности. В его состав входят: ученый-консультант-методист, заместители директора, а также организатор научного школьного общества, библиотекарь, который осуществляет связь с библиотекой К.Д.Ушинского и обеспечивает учащихся литературой для учебно-познавательных проектов. Центр оказывает постоянную научно-методическую поддержку учителям-руководителям проектов, членам научного школьного общества и отдельным учащимся, которые работают как научные исследователи и им требуется дополнительная, углубленная консультация.
Проработав в таком режиме, мы пришли к выводу, что можно и нужно защищать не только готовые проекты, но и их обоснование, а именно идею проекта, поставленные цели, решаемые задачи, выбранные методы и полученные результаты, защищать методологию проекта. Делать это должен весь творческий коллектив участников проекта.
В этом году мы начали проектную деятельность со ста шестнадцатью учащимися, обладающими подвижностью мысли, гибкостью ума, способностью к самостоятельной работе. В эту группу вошли школьники, которые уже сейчас обладают исследовательскими навыками. На уровне школы в 2004-2005 учебном году учащимися были выполнены различные проекты: игровые, творческие, класс-проекты, общешкольные проекты, практико-ориентированные. По следующим предметам: английский язык, биология, экономика, обществознание, МХК и др. Пять учебно-исследовательских проектов были участниками в районной «Ярмарке идей» ЮЗАО города Москвы 2006 года.
В этом же году мы начали работать над монопроектами, которые интегрируют знания учащихся, развивают естественнонаучное мышление и способствуют формированию гармоничной всесторонне развитой личности ребенка. Одним из новшеств мы считаем внедрение проектной деятельности в работу классов КРО, учащиеся которых являются неординарными и, зачастую, одаренными в той или иной области. Из нашего опыта скажем, что такая форма работы приносит хорошие результаты. Учащиеся четырех из шести классов коррекционно-развивающего обучения приняли активное участие в проектной деятельности и были отмечены дипломами не только в школе и районе, но и в округе, что способствовало поднятию их собственной значимости в коллективе и повышению общего интереса к учебе.
Презентации проектов в школе проводится в форме проектных недель. Курируют презентацию проектов члены Совета старшеклассников и учителя-предметники. Презентация осуществляется на совместном заседании учебно-методического совета и Совета старшеклассников, проводимого в разных формах- как на уроках, так и во внеурочной деятельности, исследовательских кружках, научных конференциях, фестивалях наук, экспедициях, заочных путешествиях по экологической тропе. От проведения проектных недель ребята остаются довольными и с нетерпением ждут их в следующем году.
Мы убедились, что интегрированный учебно-исследовательский процесс значительно обогащает образовательную среду, обновляет учебно-методический комплекс школы, активнее и всесторонне формирует мировоззрение школьников. Мы заметили существенные сдвиги в развитии отношений учитель-ученик, учитель-учитель, стала подниматься значимость руководителей методических объединений в разработке учебно-исследовательской системы на ступенях обучения (5-6 классов, 7-8 классов, 9-11 классов). Таким образом, мы считаем, что работа по интеграции учебного процесса с системой дополнительного образования позволит решить следующие задачи:
1. Предоставить каждому ребенку, наряду с получение общего среднего образования, возможность для активного вовлечения в творческую деятельность для развития своих способностей в различных сферах.
2. Интеграция базового и дополнительного образования позволит реализовать идею непрерывного образования.
3 .Выстроить связи между учебными предметами базового образования и дополнительного образования.
4. Осуществить подход к организации учебно-воспитательного процесса на основе учета интересов и способностей учащихся, проявляющихся как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
5. Планировать и прогнозировать в целях гармоничного и всестороннего развития личности школьника всю воспитательную работу образовательного учреждения и творческих объединений дополнительного образования.
6. Использовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся как форму организации учебно-воспитательного процесса, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его исследование, обобщение, анализ, выводы.
Решение этих задач нам видится:
1) во введении элементов интеграции базовых общеобразовательных предметов через проведение учителями школы системы интегрированных бинарных уроков;
2) в установлении внутрицикловых и межцикловых связей между предметами образовательной области «Естествознание», «Обществознание», «Искусство», «Технологии» и др. и курсами по выбору в системе дополнительного образования;
Планируется создание творческих групп, групп учителей-предметников, способных решить поставленные задачи.
Литература.
1. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения: Сб. научных трудов/ под ред. А.В. Хуторской- М., ГНУ ИСМО РАО, 2006.
2. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения/ отв. ред. М.А. Ушакова- М., Сентябрь, 1999.
3. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности- М., Знание, 1980.
4. Оспенникова Е.В. Основы технологии развития исследовательской самостоятельности школы: Эксперимент как вид учебного исследования: Учебное пособие- Пермь, Б.и., 2002.
5. Русских Г.А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие- М., Ладога-100, 2001.