Форма проведения урока: урок-игра.
Задачи: в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся по многообразию млекопитающих и их характерным особенностям; способствовать развитию знаний о взаимосвязи организмов с окружающей средой, прививать интерес к изучению предмета.
Учитель: Сегодня мы проводим очень серьезный урок-зачет по теме: «Млекопитающие», но чтобы он не напугал вас, я назвал его «Счастливый случай». Не многие из вас знакомы с этой игрой, но в ней всегда находится место для шутки и отдыха. Может быть «счастливый случай» выпадет кому-то из вас, и вы будете рады. Кто-то будет доволен, что сумел решить сам или с помощью друзей смешную или трудную задачу; кто-то тем, что узнал что-то новое, а кто-то тем, сто ему повезло и не пришлось думать над задачей.
Итак, вперед! Успеха вам!
I гейм «Дальше, дальше, дальше…»
(устный опрос)
А. Разминка (у доски, из каждого ряда по ученику)
Задача. Выпишите из перечисленных характеристик животных те, что относятся к млекопитающим.
- Развит волосяной покров.
- Развит перьевой покров.
- Кожа покрыта чешуей.
- В коже нет желез.
- В коже много желез.
- Выкармливание детенышей молоком, вырабатываемых в млечных железах.
- Нет перегородки между грудной и брюшной полостями.
- Между грудной и брюшной полостями имеется перегородка – диафрагма.
- Дыхание с помощью жабр.
- Дыхание с помощью легких.
- Сердце трехкамерное.
- Сердце четырехкамерное.
- Теплокровные животные.
- Развитая центральная нервная система.
- Размножение откладыванием яиц.
- Ребра только в грудном отделе тела.
- Глаза имеют веки.
- Глаза без век.
Б. Вопросы всем участникам (награждение – звездочка).
- В нью-йоркском зоопарке у клетки из толстых металлических прутьев висит табличка: «Самый опасный хищник на Земле». Заглянув в клетку, можно увидеть зеркало, а в зеркале - … (Ваше отражение)
- Именно их ученые называют «зоологическими банками». (Зоопарки)
- Мехом этого зверька оторочена шапка Мономаха – один из символов самодержавия в России. (Соболя)
- Ее запах не так уж и приятен, зато самым ароматным духам она придает стойкость. (Амбра)
- Именно они сопровождали армию Ганнибала в походе на Рим. (Слоны)
- Этого маленького грызуна прославил великий Бетховен. (Сурок)
- Кисточки именно из меха этого хищника предпочитают художники – акварелисты. (Колонок)
- По мере возрастания мощности немецкие танки во время Второй мировой войны именовались «пантерой», «королевским тигром». А самый мощный назывался… (Мышь)
- Так называли на Руси моржовые клыки, из которых вырезали украшения, ларцы, другие красивые безделушки. (Рыбий зуб)
- Именно она составила компанию козлу, ослу, и медведю в басне Крылова. (Мартышка)
- Это работящее миролюбивое животное – символ Канады. (Бобр)
- Изображение этого симпатичного и очень редкого зверька стало эмблемой Всемирного фонда охраны животных. (Большая панда)
II гейм «Заморочки из бочки»
(работа по группам)
- Все ли млекопитающие покрыты шерстью? (Нет, не все. Волосяного покрова не имеют слоны, носороги, бегемоты, китообразные, сирены).
- Сколько шейных позвонков у мыши, слона, жирафа? (Шейный отдел всех зверей имеет 7 позвонков. Исключения – 6 – двупалый ленивец, 10 – трехпалый ленивец).
- Каковы различия в расположении ног у пресмыкающихся и млекопитающих? (конечности у млекопитающих находятся под туловищем и расположены прямо, а не по бокам, как у рептилий (туловище почти касается поверхности земли).
- Счастливый случай.
- Как пьют воду животные: кошки, обезьяны, копытные? (Кошки воду лакают. Вода удерживается между многочисленными сосочками поверхности языка кошек. Обезьяны мочат в воде хвосты или передние конечности, а затем их обсасывают. Копытные сжимают губы, оставляя посередине узкую щель, а затем всасывают воду).
- Каковы различия зубов у грызунов и хищников? (Зубы млекопитающих разделяются на резцы, клыки, подкоренные и коренные. Грызуны имеют сильно развитые резцы, которые непрерывно растут и стачиваются. Клыков они не имеют).
- Счастливый случай.
- Какова роль слюны в жизни млекопитающих животных? (Слюна смачивает, увлажняет и химически воздействует на перетираемую в ротовой полости пищу).
III гейм «Спешите видеть»
(индивидуальная работа)
Возле перечисленных названий млекопитающих выпишите цифру соответствующего отряда.
Млекопитающие: вампир, землеройка, лиса, зебра, медведь, котик, горностай, шакал, дельфин, зубр, носорог, куница, косуля, волк, олень, ондатра, выхухоль, шимпанзе, крот, лось, хорек, орангутанг, осел, коза, лошадь, кабан, кошка, кролик, овца, корова, жираф, буйвол, тюлень, белка, рысь, кит, заяц, хомяк.
Отряды: 1 - Насекомоядные, 2 - Рукокрылые, 3 - Зайцеобразные, 4 - Грызуны, 5 - Хищные, 6 - Ластоногие, 7 - Китообразные, 8 - Парнокопытные, 9 - Непарнокопытные, 10 – Приматы.
IV гейм «Темная лошадка»
- В черном ящике находится фотография полуводного зверька, которого К. Линней назвал «мускусным бобром». Он обитатель протоков и заводей пойм рек Дона, Днепра, Волги и Урала. Длина его тела 20-22 см, а хвоста 18-20 см. высушенные хвосты зверька использовали прежде в купеческих домах. Ими перекладывали белье в комодах для придания ему приятного запаха. Какой зверек изображен на фотографии? (Выхухоль).
- Этого зверька таежники называют «медвежья совесть». Он – настоящий барометр: перед наступлением грозы и дождя издает свист, похожий на пронзительную трель милицейского свистка. Линяет зверек два раза в год, но при этом изменяется не окраска меха, а его густота. Зимой зверек впадает в спячку. Что это за зверек? (Бурундук)
Учитель подводит итоги игры, комментирует оценки учащихся, делая акцент на значимости полученных знаний и их последующего развития.
Литература.
-
-
Захаров В.Б. Сонин Н.И. Биология 7 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2012 г.
- Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1988 г.
- Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения.- Тула «Родничок», 1999 г.
- Никишов А.И., Теремов А.В. Программированные задания по биологии: Животные. Пособие для учащихся и учителей/Под ред. Проф. Никишова А.И. – М.: Илекса, 1999 г.