Роль школьного методического объединения учителей начальной школы значительно возрастает в современных условиях 21 века в связи с необходимостью использования новых методик, приемов, форм обучения, технологий решения образовательных и воспитательных проблем в соответствии с ФГОС.
На мой взгляд, наибольшие трудности молодые специалисты испытывают в первый год работы. Труд начинающих педагогов непрост тем, что они с первого сентября несут ответственность ту же, что и опытные коллеги, а родители и администрация ожидают безупречного профессионализма.
Молодые специалисты, которые в первый год работы не получили поддержки от администрации и коллег, скорее всего почувствуют себя брошенными, испытывая шоковое состояние. Данное состояние может перерасти в неуверенность в себе, неудовлетворенность своей деятельностью. Разве способен такой учитель на творчество в работе или на какие-либо инновации?
Дабы такого не происходило, молодым учителям необходимо помогать целенаправленно. В школах имеет место быть давно всем известная форма работы – наставничество. Но среди молодых специалистов мнения о необходимости наставника разнятся. Часть учителей убеждены в том, что такая тесная форма работы с опытными педагогами может ограничивать их свободу выбора, творческие способности. В первую очередь они нуждаются в возможности получить методическую и психологическую помощь при адаптации.
Работа с молодыми специалистами в нашей школе ведется по нескольким направлениям деятельности:
- Школьная документация;
- Организация учебно-воспитательного процесса;
- Методическое сопровождение молодого учителя;
- Самообразование
- Психологические основы адаптации молодого специалиста.
В течение учебного года руководителем школьного методического объединения начальной школы проводится диагностика и анкетирование молодых специалистов с целью изучения затруднений в педагогической деятельности, степени адаптации молодых педагогов.
С целью оказания помощи проводятся консультации и беседы по следующим вопросам: ведение школьной документации (работа с электронным журналом, написание рабочих программ, заполнение личных дел обучающихся), самоанализ урока, методические требования к современному уроку, целеполагание на уроке и др.; посещаются уроки молодых специалистов. Организовываются уроки-взаимопосещения молодыми специалистами учителей с большим педагогическим опытом. Все это должно способствовать повышению профессионализма учителей, овладению методами обучения и различными приемами работы по формированию УУД. Кроме того, в течение учебного года молодые учителя ведут работу по самообразованию.
В течение учебного можно организовать посещение молодыми учителями творческих групп учителей района.
В ходе посещений уроков и часов общения выявлена проблема в работе с детьми с низкой учебной мотивацией, в частности проблема состоит в вовлечении их в активную учебную деятельность и соблюдении ими дисциплины. Порой молодые специалисты затрудняются осуществить дифференцированный подход в работе с учетом возрастных особенностей учащихся; а также часто возникают вопросы при работе с родителями.
Все возникающие вопросы методического характера обсуждаются на заседаниях школьного объединения учителей начальных классов; стоит обратить особое внимание на решение конкретных ситуаций, возникших в практике молодых специалистов.
С целью профессионального становления педагогов предлагается план работы для заместителя директора, который можно корректировать в течение учебного года.
- Создание оптимальных условий для успешной работы специалиста;
- Беседы с молодыми педагогами;
- Микроклимат;
- Оказание практической помощи;
- Посещение и анализ уроков/внеурочных занятий (согласно графику);
- Работа с конспектами занятий;
- Оказание помощи при планировании уроков;
- Контроль оказания помощи молодым учителям со стороны методического объединения начальной школы и школьного психолога.
Оказывая помощь молодым коллегам, необходимо быть максимально корректными, быть заинтересованным в их профессиональном становлении и росте. Когда молодые специалисты будут чувствовать Вашу поддержку, видеть и буквально ощущать насыщенность и разнообразие деятельности нашей профессии, они станут получать удовольствие от работы. Что может быть лучше того, что работа станет хобби?