Одной из важнейших проблем современной демократической России стала проблема гражданского воспитания детей и подростков. Учителя и родители задаются вопросом: как это делать в условиях, когда опорочены и приобрели негативный оттенок в общественном мнении такие понятия, как «патриотизм», «демократия», «общественный интерес», когда утеряно уважение к органам государственной власти, как ни странно, именно к органам народного представительства, наличие которых, кстати, единственно и дает право государству называться демократическим.
Чтобы преодолеть данные негативные явления, необходимо, чтобы наша молодежь стала более активной, энергично участвовала в общественно-политической жизни государства, республики, города. От них, будущих восемнадцатилетних, будет зависеть то, какая сформируется власть и насколько полезные законы она будет принимать. Знание избирательных процедур, знание своих избирательных прав, умение анализировать предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений - все это очень важно для будущих избирателей. В связи с этим, формирование осознанного активного электорального поведения, наряду с воспитанием гражданской ответственности, – одна из задач элективного курса.
Чтобы ее выполнить, необходим деятельностный подход к обучению. Он, прежде всего, предполагает наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели.
При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся является освоение деятельности, особенно её новых видов: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности, а учитель – соучастник, сотрудник.
Перед педагогом ставятся следующие задачи:
- научить получать знания (учить учиться);
- научить работать и зарабатывать (учение для труда);
- научить жить (учение для бытия);
- научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Основной результат обучения – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Деятельностный подходявляется магистральным направлением в реализации подхода компетентностного.
Совет Культурной Кооперации при Совете Европы (Страсбург, Франция) определил ключевые компетенции, которые должны освоить все выпускники образовательных учреждений. Они подразделяются на:
- социально-политические, позволяющие человеку реализовать активную позицию в жизни в многокультурном обществе;
- коммуникативные, рассматриваемые как способность эффективно общаться, устанавливать деловые контакты и взаимодействовать;
- информационные - умение поиска отбора информации, решение профессиональных задач с помощью ИКТ ;
- личностные, связанные с самоуправлением т.е. умение ставить и реализовывать жизненные цели;
Отдельно выделен элемент познавательной компетентности – «способность учиться всю жизнь».
Компетентностный подход в обучении шире деятельностного.
Деятельность – принцип организации учебного процесса, при котором основой конструкции является постановка и реализация системы учебных задач.
Учебная задача это вопрос, содержащий внутреннее противоречие, т.е. проблема.
Исходя из вышесказанного, учитель, прежде всего, создает условия для мотивации обучающихся, ставит проблему. На первом этапе используются различные приемы: встречи учителя с учащимися и презентация курса по классам, формирование групп. Сильным мотивационным моментом является присутствие девятиклассников на избирательном участке в день выборов и обсуждение всего происходящего во время избирательной кампании.
Второй шаг (он может быть и первым) – вводное занятие, которое проводится в течение двух уроков по 45 минут. На первом уроке дается краткий экскурс в историю избирательного права, включающий в себя основные понятия курса. На втором происходит рефлексия при выполнении заданий по карточкам, работе в группах, парах.
Изучение теоретического материала начинается с мотивации учащихся при помощи теста «Я избиратель» (см. приложения), использования карточек формирующего оценивания, сопровождается показом презентации - мультимедиа.
Следует обратить внимание на тест «Я избиратель» (см. приложение №1), который нацелен на выявление уровня политической культуры ученика, как избирателя, и определяет его позицию как гражданина и патриота своей Родины. Часто ответы на вопросы теста показывают недостаточно высокий уровень политической культуры, позицию абсентеиста. Вот тут то и возникает вопрос (проблема!): «Хочу ли я быть таким? Что нужно сделать, чтобы быть полезным своей Родине? Как я могу это сделать сейчас?».
Выяснить, какие вопросы волнуют ребят, учителю помогают карточки формирующего оценивания. В них они видят вопросы, рассматриваемые на занятиях элективного курса и отмечают те, что им известны, и те, что они мало знают или не знают вообще.
После краткого экскурса в историю избирательного права и просмотра презентации ребятам предлагается решить интерактивный тест по пройденному материалу. Данные тесты (их несколько) были составлены учащимися-участниками предыдущих элективных курсов. Таким образом, большая часть учащихся заинтересовывается и проходит, в дальнейшем, весь элективный курс. В 2016-2017 учебном году в нем приняли активное участие более шестидесяти учеников и пассивное – более пятидесяти (они пришли на наш импровизированный избирательный участок и приняли участие в голосовании в день выборов).
Задачей каждого занятия является не просто сообщение необходимых знаний, а их деятельностное закрепление. Наряду с изучением теоретического материала учащиеся занимаются и практической деятельностью. Больше всего ребятам нравится создавать политические партии, давать им название, составлять программы, представляя интересы (на выбор) определенных слоев общества: молодежь или пенсионеров, работающих или домохозяек, интеллигенцию или бизнесменов и т.д. Разными бывают партии и по идеологической направленности, чаще всего либеральные и коммунистические. В этом учебном году был представлен и правый сектор.
Учащиеся, постигая основы избирательного процесса, выдвигают кандидата в главу г. Счастья. Овладевая знаниями о работе имиджмейкеров, они создают определенный образ своего кандидата, подчеркивая выгодные качества его внешности, характера, составляют привлекательную легенду. Группа, представляющая СМИ, готовит рекламную кампанию: буклеты, плакаты, видеоролики и т.д.
На последних занятиях материал закрепляется в ходе ролевой игры. Кандидаты от партий (см. приложение №2) представляют свою предвыборную программу, им помогают доверенные лица. Учитель создает различные, в том числе и форс-мажорные, ситуации, когда кандидаты вынуждены отвечать на «неудобные», порой, очень острые вопросы журналистов и конкурентов. После бурных дебатов объявляется «день тишины», когда любая агитация запрещается. В нашем случае – это перерыв в 15 минут, если выборы проходят на данном занятии, или в течение суток, как это было в 2016 – 2017 учебном году.
Следующий этап – выборы главы города. Ребята голосуют, опуская в урну бюллетени, подготовленные избирательной комиссией. Счетная комиссия подсчитывает голоса и объявляет результат. В этот момент мы видим бурю эмоций, радость победы и горечь поражения. Бывают и слезы. Положительную реакцию у меня, как учителя, вызывает то, что лидеры вполне адекватно оценивают предвыборную кампанию, активность «соратников» в борьбе за власть, объективно подходят и к оценке своей деятельности, своих просчетов и ошибок.
Учащиеся в игровой форме получили первичный опыт избирателя, кандидата, доверенного лица, имиджмейкера, журналиста, занимались пиаром своих партийных лидеров, выпуская рекламные материалы. Они познакомились с разными профессиями, «попробовали на вкус» что такое политическая борьба, в которой, в общей сложности, участвовало более шестидесяти человек. Все ребята действительно были активными участниками, мне приходилось им только помогать. Именно в нашей совместной деятельности проявилось сотрудничество и сотворчество. Учитель создал условия для деятельности, ученики ее осуществили, открывая для себя новые знания.
Участники элективного курса получили сертификаты. Результативность деятельности их партий показали итоги выборной кампании. Результатом деятельности учителя явился возросший уровень политической культуры и активное электоральное поведение будущих избирателей, формирование коммуникативной, информационной, социально-политической компетенции в сфере личностного самоопределения. Возможность стать, пусть на довольно короткое время, участником политического процесса стимулирует развитие познавательной компетентности – «способность учиться всю жизнь», вызывает интерес к проблемам общества, показывает ценность демократии, воспитывает такие качества личности как патриотизм и гражданская ответственность, сознательного избирателя и участника в политической жизни страны.
Используемые материалы.
- Преподавание истории и обществознания в свете ФГОС второго поколения. Лаврентьева Т.Н.
- Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:http://festival.1september.
Приложение №1
Тест «Я – избиратель»
Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ.
1.Если ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то:
а) сделаю, что просит; б) не знаю, как поступить; в) не сделаю.
2.Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то: а) продам; б) не знаю, как поступить; в) не продам.
3.Если в день выборов президента у меня появится шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то: а) не пойду голосовать; б) не знаю, как поступить; в) проголосую.
4. Если вы узнаете, что в день выборов президента Ваши родители собрались на дачу (за город, в гости) и не намерены голосовать, то:
а) промолчу; б) не знаю, как поступить; в) буду просить проголосовать.
5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) проголосую за другого кандидата.
6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из-за которых все неприятности», то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
Ответы к тесту.
ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ А»,
то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего мнения многое зависит. Например, будете ли Вы вообще когда-нибудь сидеть на берегу реки, ездить за границу (не бесплатно, разумеется).
Во–первых: Вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы.
Во – вторых: Продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут. А вот на колючую проволоку для таких, как Вы у нового президента денег обязательно хватит.
ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «Б»,
то Вы не многим отличаетесь от предыдущего «избирателя». Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что Вас политика никогда не коснется – я, мол, человек маленький (муху не обижу!).
ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «В»,
то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.
Приложение №2
Преподаватель Балобанова НН (слева) представляет кандидатов от партий, участвующих в выборах главы г. Счастье.
Корреспондент Колесникова М., ученица 9 «а» кл., задает вопрос.