Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

Предметные:

  • обобщение сведений об однородных членах предложения;
  • закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;
  • знакомство с изобразительными возможностями конструкций с однородными членами предложения в художественной речи;
  • воспитание любви к родному языку, к природе.

Личностные:

  • у учащихся будет формироваться интерес к познанию русского языка;
  • получат возможность для формирования адекватной самооценки своей деятельности на уроке;

Регулятивные :

  • научатся контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;
  • получат возможность научиться анализировать ,сравнивать, делать выводы, строить суждения;

Познавательные:

  • научатся пользоваться таблицами, опорными схемами;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением их существенных признаков.

Коммуникативные:

  • получат возможность вступать в учебный диалог с товарищами по классу, учителем;
  • научатся учитывать другое мнение и позицию своих товарищей;
  • научаться договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре)

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, карточки с заданиями, эталон, русские народные костюмы, музейные экспонаты.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности.

Презентация.

Слайд 1

Добрый день!
Ну а что это значит?
Значит, день был по-доброму начат!
Значит, день принесёт и удачу,
И здоровье, и радость нам всем.

Слайд 2

- Поднимите ладошки, и пусть наш урок наполнится добром!

2. Актуализация знаний.

- Кто услышал в моём приветствии предложение по теме, которую мы изучаем?

- Как называется такое предложение?

- Сегодня мы не будем открывать новые знания.

- Какова цель нашего урока?

- Мы обобщим и закрепим изученное по теме “Однородные члены предложения”, понаблюдаем за изобразительными возможностями однородных членов предложения в художественной речи.

3. Включение в систему знаний и повторение.

- Вначале вспомним, что нам уже известно об однородных членах предложения. Вам поможет эталон жёлтого цвета.

Слайд 3

Однородные члены предложения:

  • Отвечают на один и тот же вопрос.
  • Зависят от одного и того же слова.
  • Произносятся с перечислительной интонацией.

Разминка:

- Если вы согласны с утверждением, хлопните в ладоши:

а) Однородные члены предложения всегда разделяются запятыми.

б) Однородные члены предложения не разделяются запятыми, когда они связаны одиночным союзом И,

в) Между однородными членами запятая ставится, если они не соединены союзами.

г) Между однородными членами ставится запятая, если они соединены повторяющимися союзами.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Б) - Вам понадобятся карточки синего цвета. Расставьте знаки препинания.

Хороши чисты русские зимы. Необыкновенны русская зима яркие зимние дни лунные ночи! Крепок ночной мороз. Потрескивают в лесу стволы деревьев. Пушистый снег лежит на полях на кустах на деревьях. Скрылись подо льдом большие и малые реки.

- Проверка по эталону. Слайд 4

Хороши, чисты русские зимы. Необыкновенны русская зима, яркие зимние дни, лунные ночи! Крепок ночной мороз. Потрескивают в лесу стволы деревьев. Пушистый снег лежит на полях, на кустах, на деревьях. Скрылись подо льдом большие и малые реки.

- Поставьте +, если всё правильно и ?, если есть ошибки.

5. Физминутка.

- Я буду читать предложения с однородными членами предложения и без них. Если прозвучит предложение с однородными членами, вы поднимаете руки вверх и тянетесь к солнышку. Если услышите предложение без однородных членов, приседаете.

- На клумбе растут цветы.

- На клумбе растут астры и розы.

- Над лугом кружатся бабочки и стрекозы.

- Над лугом кружатся насекомые.

- Летом солнце светит и греет.

- Зимой солнце не греет.

6. Включение в систему знаний и повторение.

- Мы не спроста пришли в наш школьный музей. Русский народ в своём творчестве так же использовал предложения с однородными членами предложения.

(Девочка в русском народном костюме сидит у колыбели и поёт песню.)

Слайд 5

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.

- Найдите однородные члены предложения. Докажите.

(Девочка в русском народном костюме достаёт ухватом из печки калачи.)

Слайд 6

Как из нашей из печи
Хороши калачи,
Сушки да баранки
Достали спозаранку.

- Найдите однородные члены предложения. Докажите.

- Издавна на Руси люди отличались гостеприимством, встречали дорогих гостей хлебом-солью и добрыми словами.

(Девушка в русском народном костюме выходит с хлебом – солью.)

Слайд 7

- Здравствуйте, гости дорогие!

“Хлеб да соль со стола не сходят” - гласит русская пословица.

- Найдите однородные члены предложения. Докажите.

(Девочка в русском народном костюме сидит за прялкой.)

Слайд 8

Из волшебной этой нитки
Вяжу теплые носки,
Варежки, шарфы и шапки.
Вам они зимой нужны.

- Найдите однородные члены предложения. Докажите.

(Девочка в русском народном костюме показывает рубель.)

Слайд 9

Вот рубель - в названье чуден,
В примененье лёгок он.
Гладил с легкостью лён,
Он из дерева рублён.

Валек и рубль -два неразлучных предмета для глажки.

- Найдите однородные члены предложения.

(Мальчик в русском народном костюме показывает серп.)

Слайд 10

Маленький, горбатенький, все поле обскакал.

- Найдите однородные члены предложения. Докажите.

- Поэты и писатели очень часто включают в свои произведения предложения с

однородными членами. Вчера на уроке литературного чтения мы читали произведение Валентина Дмитриевича Берестова “Кошкин щенок”.

- В тексте стихотворения найдите однородные члены предложения. Работать будете в группе.

Слайд 11

Валентин Дмитриевич Берестов

Кошкин щенок

Был у кошки сын приёмный –
Не котёнок, а щенок,
Очень милый, очень скромный,
Очень ласковый сынок.

Без воды и без мочала
Кошка сына умывала;
Вместо губки, вместо мыла
Языком сыночка мыла.

Быстро лижет язычок
Шею, спинку и бочок.
Кошка-мать –
Животное
Очень чистоплотное.

Но подрос
Сынок приёмный,
И теперь он пёс
Огромный.

Бедной маме не под силу
Мыть лохматого верзилу.
На громадные бока
Не хватает языка.

Чтобы вымыть шею сыну,
Надо влезть ему на спину.
– Ох, – вздохнула кошка-мать, –
Трудно сына умывать!

Сам плескайся, сам купайся,
Сам без мамы умывайся!

...Сын купается в реке,
Мама дремлет на песке.

- Найдите в его тексте однородные члены предложения. Докажи.

Слайд 12

-Послушайте отрывок из известной детской песни. Найдите однородные члены предложения. (Звучит песня “Учат в школе” , 1 куплет.)

Слайд 13

- Работа в группах.

Выделенные слова заменить однородными членами. Составьте схемы на листе А4.

Ребята посадили в саду фруктовые деревья. (Докажи)

В лесу дети собирали ягоды. (Докажи)

Во дворе росли цветы. (Докажи)

- У вас в файле лежит карточка голубого цвета с предложениями. Подумайте и обсудите в группе, как можно из данных предложений составить одно. Предложение должно быть с однородными членами предложения. Запишите предложение в тетрадь, составьте схему на листе А4.

Слайд 14-16

  • 1 гр. Стайка птиц помчалась за леса. Стайка птиц помчалась за горы. Стайка птиц помчалась за моря.
  • 2 гр. В роще птицы поют. В роще птицы свистят. В роще птицы щебечут.
  • 3 гр. Мы пили час с баранками. Мы пили чай с конфетами. Мы пили чай с пряниками.

Назовите однородные члены предложения. Докажите.

17. Рефлексия “Солнышко”.

- Какие цели ставили на уроке?

- Кто считает, что мы справились с поставленными целями на уроке?

- Кто может ещё раз дать полное определение однородным членам предложения?

- Каждый из вас по- своему воспринял этот урок: кого-то он порадовал, кто-то остался им недоволен, кому-то надо ещё над собой поработать. Пусть каждый из вас поднимет солнечный лучик своего настроения от нашего урока. Оцените свою сегодняшнюю работу:

  • жёлтый - радостное, восторженное настроение,
  • красный - грустное настроение, усталость, желание отдохнуть,
  • синий - безразличное

18. Домашнее задание.

Найти стихотворение, в тексте которого есть однородные члены предложения. Записать в Инф. Пространство.