Класс: 2
Тема: Юкагирская сказка «Үрүҥ эⱨэ мунна тоҕо хараный?» («Почему у белого медведя черный нос?»)
Цель: приобщить учащихся к миру литературы посредством расширения их читательского опыта, опоры на их социальный опыт; воспитание нравственных качеств на материале анализа текста; развивать исследовательские навыки.
1. Орг момент.
Какое настроение у вас сегодня, ребята? Готовы работать?
2. Актуализация знаний.
МИКС-ФРИЗ-ГРУП учащиеся СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на вопрос.
(Какое сегодня число?)
Вопрос группам:
- Что вы знаете о белых медведях? (ответы учащихся)
- Из каких источников мы можем узнать еще больше о белых медведях? Из энциклопедий.
ФИНК - РАЙТ - РАУНД РОБИН «подумай - запиши - обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники находят дополнительную информацию о белых медведях, ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде.
- Из каждой группы отвечает человек с самыми светлыми волосами.
3. Работа по теме урока.
1) Первичное восприятие текста.
Сегодня мы будем читать сказку, которую сочинил юкагирский народ. Про юкагиров нам расскажет Игорь. Сказка называется «Почему у белого медведя черный нос?»
По названию, иллюстрации догадайтесь, ребята, про что будет эта сказка.
С. 94 следите за моим чтением.
2) Какие мысли, чувства вызвала у вас эта сказка?
Перечитайте внимательно сказку про себя. Обратите внимание на трудные, непонятные слова, которые мы все вместе разберем.
Словарная работа.
3) МИКС ПЭА ШЭА (обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ОБРАЗОВЫВАЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, ОБСУЖДАЮТ вопросы
- Почему зимой в тундре трудно увидеть белого медведя?
- Как вы понимаете выражение «Медведь властвует один»?
- Что вы скажете о поступках людей?
- Что поучительного в этой сказке?
Таким образом, каждая сказка учит нас быть добрее, лучше. Готовит нас к жизни.
4. Обобщение изученного
1) «ТОК» игра.
1 этап. Каждой группе по очереди задается вопрос. Ответ: «Да - нет»
- Белый медведь – хищник
- Белый медведь – самое крупное животное
- Самец белого медведя спит в берлоге.
- Белый медведь не умеет плавать.
- У белого медведя развито обоняние
- Зимой в тундре легко увидеть белого медведя
- Если белый медведь бежит навстречу, то, кажется, что катится большой белый мяч
- Белый медведь питается зайцами, мышами
- Нос у белого медведя черный из-за того, что он копал носом землю.
- Во время охоты белый медведь закрывает свой нос лапами.
2 этап. «Объясни значение слова»
- Слова появляются на экране. Каждая группа по очереди объясняет значение слова из текста.
3 этап. «Отгадай вещь»
- Догадайтесь, чем эта книга связана с сегодняшней нашей темой?
(«Красная книга животных Якутии»)
4 этап. «Почемучки»
- Почему у белого медведя густой мех?
- Почему белые медведи не едят пингвинов?
- Почему белые медведи во время охоты закрывают свой нос?
5 этап. Задание на внимание.
- Прослушивание песни.
- С каких слов началась песня?
- Как называется эта песня?
- С чем сравнили в этой песне горб белого медведя?
Ребята, вы видели живого белого медведя?
В 2012 г. на берегу реки Колыма экспедиция «Медвежий патруль» обнаружила 4-хмесячного медвежонка. Попытки найти медведицу - мать не увенчались успехом. Поэтому они передали медведя в зоопарк «Орто дойду». Ей дали кличку Колымана. В этом же году из Санкт- Петербургского зоопарка привезли медвежонка по кличке Ломоносов. Медвежата сейчас дружно живут в зоопарке.
V. Итог урока.
- Какие чувства пробудил в вас урок?
- О чем заставил задуматься?