Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства методом копирования произведений искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач. Ребенок учится познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать изученные виды пластических искусств; воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств.

В качестве таких заданий можно рассматривать упражнения по копированию произведений искусства. Изучение произведений искусства и опыта мастеров важно не только в плане профессиональной подготовки учащихся по ИЗО, но и как средство формирования у них общей культуры, художественного вкуса, бережного отношения к памятникам культуры. В мире искусства копирование представляет собой проверенный временем способ научиться писать и рисовать. Ученики копировали работы старых мастеров, которые представлены в музеях и художественных галереях.

Роль копирования в решении творческих вопросов

Копирование обогащает учащихся знанием художественно-технических средств живописи и рисунка, материалов, способов их применения, воспитывает общую культуру, художественный вкус и расширяет кругозор. Трудно назвать какую-либо сторону учебной живописи, которую нельзя было бы в известной мере улучшить, сочетая работу с натуры с параллельными работами по копированию, изучению опыта, посещением музеев, выставок. Другими словами, в решении многих учебно-творческих вопросов копирование поможет учащимся освободиться от необходимости затрачивать немало сил и времени.

История копирования произведений искусства в обучении рисованию

Произведения искусства копировались всегда — тем чаще, чем привлекательнее оригинал. Цели были различные — от дублирования (пока не были известны средства технического копирования — фотография, сканирование и проч., иных способов как просто перерисовать шедевр не было) до обучения (чтобы постигнуть тайны древних мастеров, Леонардо да Винчи копировал античные статуи, а студенты Российской академии художеств копировали в Риме мастеров эпохи Возрождения). Необходимым методом изучения творческого наследия мастеров и опыта работы современников является копирование их произведений. По словам И. Е. Репина, которые он адресовал своим ученикам, “картину можно прочитать до конца, только копируя ее”. Горячий сторонник обучения с натуры, Репин в то же время исключительное значение придавал копированию. Не случайно учащиеся его мастерской, наряду со систематической, углубленной штудией натуры, копировали работы своего учителя, а также Рембрандта, Веласкеса, Хальса, К. П. Брюллова, А. А. Иванова и других художников.

В качестве образцов учащиеся русской Академии художеств копировали произведения мастеров классического искусства (картины, рисунки, гравюры, скульптуры), рисунки и модели, специально выполненные для копирования художниками-педагогами, а также лучшие ученические этюды. Воспитанники Академии ходили в Эрмитаж “на этюды”, чтобы постичь особенности мастерства выдающихся живописцев, а в Летний сад “статуи срисовывать и слеплять”. У Рафаэля, например, учились “выражению”, которое стало “причиной красоты всех его творений”, у Тициана — точности цвета, у Корреджо — пониманию гармонии света и тени и т. д. В качестве образцов для подражания, изучения идеальных форм, пропорций человеческого тела служили шедевры античного искусства. Статуи Антиноя и Аполлона Бельведерского олицетворяли совершенство пропорций молодого тела, Юпитера — величие, Германика — спокойную зрелую мужественность, Геркулеса Фарнезского — силу и храбрость, Венеры Медицейской — женственную прелесть и красоту.

Многие художники прошлого в пору ученичества работали у больших мастеров, а в пору зрелости и даже творческого расцвета не переставали учиться у крупных художников, копировали их произведения. Можно сослаться на широко известный факт, что 87-летний Энгр за несколько дней до смерти копировал гравюру с Джотто и на вопрос, зачем он это делает, скромно ответил: “Чтобы учиться”.

То же самое можно сказать о Рубенсе, много копировавшем работы Микеланджело, "Ра фаэля, Караваджо, Леонардо да Винчи, Корреджо. Дега копировал работы Гольбейна, Энгра и других старых мастеров; И. Е. Репин — работы старых мастеров и особенно Рембрандта; В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Д. Н. Кардовский, Ф. А. Малявин, И. Э. Грабарь, И. И. Бродский, Н. И. Фешин, И. Я. Билибин, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов, А. А. Мурашко и другие ученики И. Е. Репина в процессе постижения секретов живописного мастерства копировали произведения своего учи теля и творения других художников из собраний Эрмитажа. Таким образом, трудно назвать художника, который бы не обращался к опыту своих предшественников или современников.

Многие из них, по словам А. М. Грицая, “построили здание творчества с их замечательными открытиями и достижениями на фундаменте знаний, исходящих из традиций искусства”. Опираясь на опыт русского и зарубежного реалистического искусства и метод социалистического реализма, немало замечательных произведений создали советские художники: Б. В. Иогансон, А. А. Дейнека, М. С. Сарьян, П. Д. Корин, А. А. Пластов, А. П. и С. П. Ткачевы, Г. М. Коржев и другие.

Копирование произведений искусства в школе на уроках ИЗО

Учебная программа творческого блока в нашей школе предусматривает также и уроки копирования в старших классах. Учащиеся способны копировать произведения искусства не только изучая технику мастера его образный творческий язык, но и обретают способность погружаться в творческий мир художника, эмоционально воспринимать произведение и постигать основы эстетического восприятия жизни, не ограничивая себя его рациональным пониманием.

В процессе обучения учащиеся создают копии картин признанных профессионалов живописи. Копирование позволяет освоить разнообразие методов, приемов, стилей, свойственных не только различным мастерам изобразительного искусства, но и эпохам, и направлениям развития живописи. Таким образом учащийся узнаёт, как добиться того или иного эффекта, а также вырабатывает свою собственную манеру письма, включая элементы стиля Рембрандта, Пикассо или Ван Гога и привнеся свою собственную творческую составляющую. Так рождаются неповторимые авторские произведения.

Материалы для копирования

Вместе с тем репродукции и слайды нельзя считать исчерпывающим материалом для изучения живописи. Сила воздействия их на зрителя неравнозначна той, которую он испытывает при непосредственном соприкосновении с картиной. Репродукция часто неверно передает тонально-цветовой строй картины (особенно при массовом тиражировании), часто он бывает излишне пережелтен (перетеплен) или же перехо-лоднен, высветлен и т. д. В результате репродукция искажает художественное содержание произведения. Живая игра красок, фактуры произведения во многом теряется, и встреча с подлинником становится порой его открытием. Поэтому иногда полезнее отдать предпочтение черно-белой репродукции. Факсимильные репродукции (воспроизведение картины при помощи фотомеханического способа) по качеству значительно выше, и использование их более желательно.

Задания по копированию

Задания по копированию должны быть тесно увязаны с выполнением заданий по рисованию с тематическим планированием . Если, например, по программе учащиеся пишут натюрморт, то для копирования рекомендуются произведения этого же жанра: натюрморт, живописные этюды бытовых предметов, натютморты, выполненные художниками, а также лучшие этюды учащихся прошлых лет. Основное внимание учащихся при этом должно быть направлено на выразительную, конструктивную лепку формы, технические качества живописи, умение привести изображение к целостности и единству.

На первых занятиях лучше копировать работы, четкие по своему живописно-пластическому языку, ясные по форме, цвету и светотени. Здесь должна ставиться цель понять не только живописные качества произведения, принципы работы мастера, но и получить известные навыки рисовать, строить, моделировать форму. Выбор образцов для копирования может быть более индивидуальным.

Тема урока: Композиция на тему “Импрессионизм в живописи”.

Задание: Выполнить копии картин художников-импрессионистов (Матисс, Сезан и др.)

Цель: приобретение знаний о выразительных средствах композиции (линия, пятно, цвет, светотень, фактура); изучение понятий “планы”, “пространство”, “ритм”, “масштаб”, “соразмерность элементов”, “пропорции тона.

Задача: совершенствование навыков решения листа как единого целого произведения с композиционным центром и второстепенными элементами, закрепление понятий “контраст” и “нюанс”.

Теоретическая часть урока по теме:

Импрессионисты (Франция, 70 – 80-е гг.) – выставочное объединение художников, чьи работы не приняты в официальный Салон (ежегодная выставка в Париже). Название группы - от слова “впечатление”.

Импрессионисты разлагали сложные тона на составляющие их чистые цвета солнечного спектра и писали только чистым, "основным" цветом (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Никаких полутонов на палитре. На основе этих художественных достижений, как их продолжение и развитие возник постимпрессионизм. Его важнейшей особенностью стало стремление к декоративности. Это стремление наиболее полно проявилось в творчестве Анри Матисса. Декоративность холстов постимпрессионистов прокладывала путь новому художественному направлению, родившемуся на основе традиции декоративности, - абстракционизму.

Художественные особенности: стремление передать мимолётное впечатление от натуры; смещение акцента восприятия с объекта на субъективность видения; нечёткость, расфокусированность зрелища. Самоценное эстетическое значение красочной массы, цветофактурные эффекты мелких пастозных мазков, необычные сочетания красок, высветление палитры, отказ от тональной передачи локального цвета, цвет предмета исчезает в рефлексах. Работа с натуры, эскизность, быстрота, отсутствие тщательного изучения формы предметов. Доработка картин без натуры в декоративном направлении (красота красочных эффектов).

Предлагаемые задания на уроке:

а) выполнение графического листа на тему “натюрморт” (деревенский или городской), три варианта, передающие разные “состояния” пейзажа;

б) выполнение живописной композиции на тему “Натюрморт”

Задание для самостоятельной работы:

- выполнение композиционных поисков на заданные темы;

Работа начинается с выбора фрагмента репродукции. При помощи видоискателя учащийся находит понравившийся ему фрагмент.

Следующая задача: перенести фрагмент на лист . Увеличить рисунок фрагмент а можно простым способом, которым пользуются художники с давних времён — увеличение по клеткам.

Для этой работы потребуется:

  1. Фрагмент, который нужно увеличить.
  2. Калька.
  3. Мягкий, хорошо отточенный карандаш.
  4. Тонкий чёрный фломастер.
  5. Кнопки или скотч.
  6. Большая линейка.
  7. Угольник.
  8. Лист бумаги в размер будущей композиции.
    - изучение живописных материалов и техник через систему упражнений по копированию произведений импрессионистов;
    - самостоятельный подбор цветовой шкалы к заданиям по живописной композиции.

Анализ и самоанализ работ учащихся. Выставка работ.

Работы учащихся