Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Программа дополнительного образования “Кем быть?” составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программ О.С. Корнеевой “Экономика: первые шаги” и Мухиной Е.А. “Экономика и мы”.
Программа “Кем быть?” реализует духовно-нравственное и социальное направление.
Актуальность данной программы заключается в том, что для младших школьников открываются возможности расширить свои представления о мире профессий, исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии, тренировать различные виды своих способностей.
Многие ведут споры о том, с какого возраста нужно проводить работу по профессиональной ориентации. Мнения тут различны. Современный взгляд на проблему таков, что такую работу нужно проводить с начальной школы, когда через игру дети способны овладевать некоторыми представлениями о трудовой деятельности.
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Работа в начальной школе очень специфична, она отличается от работы с учащимися средних и старших классов. Особенность заключается в том, что в начальной школе не ставится цели подвести детей к выбору определенной профессии.
В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определяющей развитие школьника, важно расширить его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания и поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого и необходимы занятия по профориентации в начальной школе.
Занятия в основном проходят в игровой форме, через которую совершенствуются движения и умственные операции. Использование наглядности, игрового материала (кроссворды, загадки, пословицы, викторины), элементов занимательности, состязательности (конкурсы) поможет создать у младших школьников многообразие впечатлений о различных профессиях и видах деятельности.
В начальной школе занятия по дополнительному образлванию направлены на знакомство с разнообразными профессиями; расширение представлений о мире профессий с целью показать значимость каждой профессии для общества; создание условий для формирования коммуникативных навыков и опыта проектной и исследовательской деятельности.
Цель программы - формирование представлений о значение трудовой деятельности в жизни человека; уважительного отношения к труду и людям труда, потребности активно участвовать в общественно-полезном труде.
Задачи программы:
1) познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий, важностью каждой из них;
2) сформировать представления об особенностях и назначении разных профессий;
3) развивать мотивацию личности ребёнка к познанию и творчеству;
4) воспитывать уважительное отношение к людям труда;
5) создать условия для формирования коммуникативных навыков, опыта публичных выступлений.
Новизна и отличительные особенности программы
Новизна программы состоит в том, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка, познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику предпрофильной подготовки. Таким образом, предлагаемый курс может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на предпофильное и профильное обучение.
Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.
Программа “Кем быть?” обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.
Особенность заключается в том, что в начальных классах не ставится цели повести детей к выбору определенной профессии. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определяющей развитие школьника, важно расширить его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого и необходимы занятия по профориентации в начальной школе. Занятия в основном проходят в игровой форме, через которую совершенствуются движения и умственные операции. Использование наглядности, игрового материала (кроссворды, загадки, пословицы, викторины), элементов занимательности, состязательности (конкурсы) поможет создать у младших школьников многообразие впечатлений о различных профессиях и видах деятельности.
Возраст обучающихся по программе: 6,5 - 8 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Формы и режим занятий
Формы занятий: интерактивные игры, сюжетно-ролевые игры, викторины, конкурсы, праздники.
Форма обучения: групповая, Количество детей в группе – 15 человек.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 15 минутный перерыв).
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- описывать признаки профессии;
- выделять существенные особенности профессий;
- сравнивать между собой смежные профессии;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать предметы;
- определять последовательность событий;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- судить о противоположных явлениях
- выявлять функциональные отношения между понятиями
Личностные УУД
У обучающихся будут сформированы:
- социально ориентированный взгляд на мир;
- уважительное отношение к труду людей.
- интерес к познанию окружающего мира.
Обучающиеся получат возможность для формирования
- внутренней позиции,
- выраженной познавательной мотивации,
- устойчивого познавательного интереса к новым способам познания
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить сообщения в устной форме;
- строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение;
- договариваться, приходить к общему решению;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- умение выполнять различные роли в группе, в парах (лидера, исполнителя, критика).
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;
Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Содержание программы
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся раскрыть свои индивидуальные способности. Приложение 1
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Презентация
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Приложение 3
Механизм выявления образовательных результатов программы:
Результаты овладения, обучающимися программой внеурочной деятельности, подводятся посредством педагогических наблюдений.
Формы итоговых занятий: интерактивные игры и викторины.
Контроль и оценка результатов
Освоение программы зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Контроль текущий и итоговый. Итоговый контроль в виде выполнения мини-проектов, викторин, интерактивных игр. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, интерактивные и сюжетно-ролевые игры. Приложение 2
Формы подведения итогов реализации программы: итоговое занятие.
Список литературы
1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
2. Григорьев, Д.В., Программы внеурочной деятельности. / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов - М.: Просвещение, 2011.– с. 42–46 (тематическое планирование).
3. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян.- М.: Издательский центр “Академия”, 2004.- 496с.
4. Программа внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/ Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Фёдоров”,2011.-144с. [Электронный ресурс ] http://life-school.ucoz.ru/index/fgos_vneurochnaja_dejatelnost/0-159
5. Сасова, И.А. Экономика для младших школьников. 1 класс. Пособие для учителя./ И.А. Сасова, И.Н. Нагуманова – 3-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.-56с.
6. Сасова, И.А. Экономика. 1 класс: Тетрадь творческих заданий. – 5-е изд./ И.А. Сасова - М.: Вита-Пресс, 2006. – 40с.
7. Сборник программ внеурочной деятельности:1-4
классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой.- М.: Вентана -
Граф, 2011.-168с. [Электронный ресурс
]ttp://www.soido.ru/Progr_VneDe_2011.pdf
http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota.
8. Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. /М.Ю. Савченко - М., 2006. - 240с.