Урок математики "Таблица умножения на 8". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Автор учебника: И. И. Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина

Цель:

  • составить столбик таблицы умножения числа 8;
  • закреплять табличные случаи умножения на 2, 3, 4, 5, 6, 7;
  • совершенствовать вычислительные навыки решения задач с помощью умножения

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Задачи урока:

  • Предметные - формировать умения правильно применять таблицу умножения на 8 и знать её наизусть.
  • Личностные - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные УУД

  • Регулятивные: формировать умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия; высказывать свои предложения.
  • Коммуникативные: формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; с точностью выражать свои мысли; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Познавательные:
    • умение  осознанно и произвольно строить речевое высказывание,
    • самостоятельно формулировать познавательную цель, рефлексия способов и условий действия.

Оборудование:

  • раздаточные карточки
  • раздаточные индивидуальные карточки по таблице умножения на 8 для заучивания
  • карточки с текстами задач
  • картинки зверят
  • презентация

Ход урока

1.Самоопределение к деятельности. Оргмомент.

Учитель:  Сегодня мы с вами попали в лесную школу. Зверята - ученики лесной школы очень любят учиться, но иногда у них возникают непонятные моменты, вопросы. Сегодня мы с вами поможем им разобрать тему урока. А учитель в лесной школе – мудрый филин.

2. Мотивация к учебной деятельности

Сядьте ровно.
Все в порядке?
Открывайте-ка тетрадки
И какой сегодня день?
Пишут все…16 марта
И работать нам не лень!

– Запишите в тетрадях число. Классная работа.

3. Актуализация знаний

На прошлых уроках ученики лесной школы начали изучать таблицу умножения. Мы с вами тоже это проходили. Давайте вспомним пройденный материал, проведём мозговой штурм и проверим, готовы ли к дальнейшим открытиям.

(работа на тренажёре – письменном на карточке – индивидуальное задание и у компьютера – индивидуально)

1) Найдите значения выражений.

  • 3 * 3
    4 * 5
    6 * 3
    7 * 2
    4 * 4
    7 * 7

2) Вниманиезадача – шутка, только на одну минутку.  

Жили  в лесу три брата - ежа
И была сестрёнка  у каждого из троих.
Давай – те - сообразим, ребята:
А сколько же вместе было их? (4)

3) Игра «Найди лишнее число» 15, 18, 20, 6, 45, 37

  • Определите лишнее число (6)
  • Почему число 6 лишнее? (Однозначное)
  • Увеличьте однозначное число в 4 раза (24)
  • Уменьшите однозначное число в 2 раза
  • Расположите числа в порядке увеличения (6,15,18,20,37,45)
  • Назовите чётные числа, нечётные, круглые

4) А теперь познакомимся с учениками лесной школы.

В лесной школе учатся белочка, ёжик и зайчик. Ёжик ниже ростом, чем белочка, а зайчик выше ростом, чем белочка. Кто выше всех, а кто ниже всех? Расставьте по порядку, начиная с самого высокого.

Зайчик, белочка, ёжик.

Молодцы! Мудрый филин внимательно вас слушал и уверен, что вы можете делать дальнейшие открытия и помочь в этом его ученикам.

3. Постановка учебной задачи

Определение темы, целей урока.

Чтобы определить тему урока, вы должны поработать в группе. Филин просит напомнить лесным ученикам, как надо работать (дружно, договариваться)

1) Филин дал Белочке задание, которое она  предлагает вам.

На карточке выражения. Решив их, вы узнаете первое слово темы нашего урока. Каждому числу соответствует буква. Ключ – расшифровка – на доске.

2 * 2

4 * 2

2 * 3  

 2 * 5  

  3 * 4

8 * 2

3 * 5

6 * 3

5 * 4

4  

8

6

10

12

  16 

15 

18

20

 

н

м

о 

  ж

   н     

е

 и   

е

 

Итак, тема урока «Умножение».

А на какое число, догадайтесь. Какое сегодня число? (16 марта). Поделите данное число на количество учительских столов в классе, и вы узнаете, умножение на какое число мы сегодня будем изучать.

Тема урока: «Умножение на 8».

Какова может быть цель урока?

Составить таблицу на 8.

2) Зайчик  забыл, что обозначает слово «умножение». А кто  напомнит, что такое умножение? Где можно получить данную информацию? (Интернет, словарь, учебник, учитель)

Подходим представители от ряда ко мне. Выбираем карточку и смотрим, где вы будете искать подтверждение своему определению, что такое умножение.

(карточки со словами: Интернет, словарь, учебник)

Зачитайте определение. Где самое простое определение? (в учебнике)

Давайте посмотрим видеоролик и проверим правильность найденной информации.

4. Построение проекта выхода из затруднений

Выведение таблицы умножения на 8.

Итак, вы сказали, что умножение – это сложение одинаковых слагаемых.

Давайте поможем ёжику, белочке и другим зверятам выполнить следующее задание.

Перед вами карточка с выражениями.

Выполнив задание, вы получите следующий столбик умножения – на 8. А задание такое – заменить сложение умножением и записать

результат. У каждого ряда – своя часть выражений.

1 ряд

1+1+1+1+1+1+1+1 = 1 * 8=8
2+2+2+2+2+2+2+2 = 2 * 8=16
3+3+3+3+3+3+3+ 3= 3 * 8=24

2 ряд

4+4+4+4+4+4+4+4 = 4 * 8=32
5+5+5+5+5+5+5+5 = 5 * 8=40
6+6+6+6+6+6+6+6 = 6 * 8=48

3 ряд

7+7+7+7+7+7+7+7 = 7 * 8=56
8+8+8+8+8+8+8+8 = 8 * 8=64
9+9+9+9+9+9+9+9 = 9 * 8=72

Представители какого ряда будут первыми записывать выражения столбика таблицы на 8?

Запишем таблицу на 8 к себе в тетрадь и на доску.

Представители второго ряда продолжат. Закончили задание представители третьего ряда.

Посмотрите на результаты, на сколько каждый следующий результат отличается от предыдущего? (На 8). Слайд

А теперь давайте посмотрим на корку нашего учебника. Любознательный ёжик спрашивает вас, а почему на корке в таблице на 8 всего 2 выражения? (остальное учили ранее, в других столбиках) Какое правило вспомним?

От перестановки множителей значение произведения не меняется.

Молодцы!

Физминутка. (музыкальная)

Весёлый, спортивный зайчик предлагает отдохнуть.

5. Первичное закрепление.

Мудрый филин предлагает закрепить полученные знания, а у зверят опять проблема. Поможем им выполнить задание.

1) Работа в паре.

Не выполняя вычисления, вставь пропущенные знаки <,>,=, чтобы получились верные записи.

8 х 3 . . .3+3+3+3+3+3+3

- Знак больше, т. к. слева число 3 повторяется 8 раз, а справа -  только 7 раз

8 х 6 . . .6+6+6+6+6+6+6+6

- Знак равно, т. к. справа выражение можно записать 6х8, а от перестановки  множителей значение произведения не меняется

8 х 6 . . .8 х 5

- Знак больше, т. к. если 8 повторить 6 раз, то значение произведения будет больше, чем, если 8 повторить 5 раз

8 х 9 . . 8 х 7

- Знак больше, т. к. если 8 повторить 9 раз, то значение произведения будет больше, чем, если 8 повторить 7 раз

8 х 4 . . . 8+8+8+8

- Знак равно, т. к. справа  сумму можно заменить произведением 8х4

Физминутка для глаз

 2) Составление и решение задачи.

Зайчик решил сделать белочке подарок – букет цветов, да не один.

Поданным таблицы попробуйте составить задачу и узнать, сколько составили букетов.

Цветы

Привезли

В одном букете

Количество букетов

Розы

24 цв.

3 цв.

?

24:3=8 (б)

Ответ: 8 букетов составили.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Последнее задание приготовил вам филин. Использовать знания таблицы умножения на 8 в решении уравнений.

Откройте стр.69. Найдите № 420

Девочки решают своё первое уравнение, мальчики – своё первое уравнение.

Самопроверка на слайде.

7. Итог урока

Зверята и учитель филин благодарят вас за помощь и предлагают подвести итог работы

Вы должны собрать ромашку. На её серединке – число 8. Нужно прикрепить только те лепестки, на которых значения произведений подходят к нашей новой таблице – таблице на 8. У каждого ряда – своя ромашка.

На лепестках числа – значения произведений: 16, 24, 32, 40, 12, 9, 60, 72, 48 

Кто может сказать про себя, что теперь он знает таблицу умножения лучше?
- Какую цель мы сегодня на уроке ставили? (Познакомится с таблицей умножения  и вывести ее и пользоваться таблицей на уроке.)

- Достигли мы цели? (Да.)

- Почему так считаете? (мы теперь знаем таблицу умножения и можем применять ее для решения заданий.)

8. Рефлексия деятельности

На доске – если всё понятно, не было трудностей – магнит к 1 ромашке.

Понятно, но помочь другим ещё не можешь – ко второй

Трудно, нужна помощь – к третьей.

Предлагаю вам нарисовать кружок на полях в тетради.

– Раскрась красным, если тебе было всё интересно и все понял. Раскрась зелёным, если было не все понятно и где-то были затруднения. Синим, если испытывал большие трудности и нужна была помощь.

Д/з: выучить таблицу умножения на 8.

Спасибо! Лесная школа ушла на переменку, и мы поспешим отдыхать, так как славно потрудились и теперь имеем право на отдых