Цель урока: Формировать эмоционально-ценностное отношение к художественным произведениям
Планируемые результаты урока:
Метапредметные:
- Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт; развитие умений сравнивать и делать выводы, обосновывать свою точку зрения, развивать наблюдательность, воображение.
- Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; выполнять взаимопроверку учебного задания.
- Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе, учитывать разные мнения, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные: прививать интерес к рассказам о природе, отрабатывать навыки правильного, беглого, смыслового чтения.
Личностные:
- положительное отношение к учебной деятельности, интерес к учебному материалу;
- желание читать лирические произведения о русской природе;
- развитие навыков сотрудничества в группе, развитие самостоятельности;
- развитие интереса к книге.
Межпредметные связи: окружающий мир
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
Ι. Самоопределение к деятельности |
Поиграем в ассоциации. Определите, что я держу в руках? (показываю как будто шар) |
Мяч, шар, глобус, яблоко, снежок.. Фантазия, воображение |
Личностные УУД: положительное отношение к учебной деятельности. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
ΙΙ. Актуализация знаний |
А давайте пофантазируем: Вот если бы вы были волшебниками как бы вы украсили нашу планету? - Действительно, Земля – это наш дом. Кроме нас и наших близких, на ней живет еще множество людей. А рядом с нами и прекрасные бабочки, и жабы, которые мало кому нравятся, нежные цветы и могучие деревья, диковинные рыбы и причудливые птицы, ловкие звери и упрямые насекомые, Земля – это наш общий дом. И не такой уж большой, как кажется. Поэтому мы – все жители Земли – очень любим наш дом |
Ответы детей | Личностные УУД: - проявление интереса к учебному материалу. Познавательные УУД: понимание вопроса, построение ответа в соответствии с ним; выдвижение гипотез и их обоснование; Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи, планирование её выполнения. Коммуникативные УУД: умение строить понятные для партнёра высказывания. |
А что вы знаете о Солнце? Какую роль, по-вашему, Солнце играет в жизни человека? (ответы детей) |
Ответы детей о том, что это звезда, раскаленный шар, состоящий из легкого, но сильно сжатого газа, о том |
||
ΙΙΙ. Постановка учебной задачи |
Я думаю, что вы уже догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке. И предлагаю вам отгадать загадки, которые вам помогут определить тему нашего урока Ни начала, ни конца, Кто-то утром, не спеша Какова тема уроке? |
Ответы детей.
. |
Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: умение строить понятные для партнёра высказывании |
IV. Открытие нового
|
- О том, как важно Солнце для нас, людей, и для всего живого на Земле рассказывал когда-то деревенским ребятишкам замечательный русский писатель Лев Толстой. | Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую; Регулятивные УУД:
|
|
“Выйдь зимой в тихий морозный день в поле или в лес и посмотри кругом себя, и послушай: везде кругом снег, реки замерзли, сухие травки торчат из-под снега, деревья стоят голые, ничто не шевелится. Посмотри летом: реки бегут, шумят; в каждой лужице лягушки кричат, бубулькают; птицы перелётывают, свистят, поют; мухи, комары вьются, жужжат; деревья, травы растут махаются. Откуда берется тепло на свете? Тепло от Солнца. Ходит Солнце низко зимой, стороною, не упирается лучами в землю – и ничто не шевелится..Оттают семечки, выпустят ростки, зацепятся ростки за землю; из старых кореньев пойдут побеги, начнут расти деревья и травы. Кто все это сделал? Солнце. Поднимутся облака, станут сходиться и расходиться – ударит молния. Кто сделал этот огонь? Солнце.Человек построил себе дом. Из чего он его сделал? Из бревен. Бревна вырублены из деревьев, деревья вырастило солнце…”Вот так относится к солнцу писатель. | Дети читают текст | ||
- Что вы испытываете в яркий солнечный день? - Может ли человек быть похожим на Солнце? - Какими качествами он должен обладать? Люди очень часто употребляют разные слова и выражения, связанные с Солнцем и светом. Вспомните эти выражения и объясните их значение. Сияющая душа, человек солнце. Я прочитаю стихотворение Семена Кирсанова “«Чудо»”, а вы определите, чей же образ создал в нем поэт. |
В данном произведении создан образ гончара. Гончар – это Солнце, это главный мастер, который слепил земной шар. |
||
Словарная работа Гончар, глазурь, творение Кто такой гончар в данном стихотворении? |
Дитя – это Человек, человечество, каждый из нас. | ||
Анализ стихотворения - А кто же это дитя?Почему так снисходительно и ласково: “Дитя”? |
- Потому что все мы получили “этот мир” уже готовым, созданным до нас и без наших усилий (Повторное чтение стихотворения учениками) |
||
Что можете сказать о подарке? В чем его необычность? Значит, человек должен научиться беречь его, не разрушать войнами, конфликтами, варварским отношением к природе и её богатствам (Дети приводят примеры бережного отношения к природе) |
- Подарок “этот мир”, драгоценный с точки зрения поэта, очень хрупкий, очень нежный, второго такого подарка мастеру уже не сотворить | ||
4. Работа над средствами выразительности Почему лирический герой так строго себя судит? |
(дети называют эпитеты, сравнения, использование приема олицетворения) |
||
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (групповая работа) |
Теперь вы знаете, что мир нуждается в нашей защите, такой хрупкий, и его надо беречь. Давайте составим обращение ко всем людям планеты, о том как бережно надо относиться ко всему земному шару. Я помогу вам это сделать. Каждая группа, выполняя своё задание легко с этим справится. Задание для 1-й группы: Выбрать предложение, соответствующее теме урока: «Хокку переведены на русский язык с японского» .«Бережно относитесь ко всему живому на Земле, цените всё, что создано природой». «Среди искусств, украшающих и тем самым улучшающих нашу жизнь, является искусство книги». Задание для 2-й группы: Составить предложение из слов: Надо, природа, уметь, хрупкая, её, беречь Задание для 3-й группы: Восстановить порядок предложений: |
Высказывания детей. Выставляют итоговые отметки в листе оценивания. |
Личностные УУД: |
VI. Рефлексия |
– И если вы это осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и беречь красоту нашей Земли, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять ее, украсить и подарить молодому поколению. |
|
Личностные: положительное отношение к окружающему миру |
VII. Оценка. Самооценка |
Поднимите руку, кто активно работал на уроке, доволен собой, оценка «отлично» |
|
Регулятивные: |
VIII. Домашнее задание |
Домашнее задание ( по выбору) Подготовить произведения поэтов, писателей, художников, в которых они обращались к теме силы и красоты света и Солнца...Прочитать стихотворение С. Кирсанова “Этот мир”. |
|
|