Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Мир нуждается в нашей защите. С.Кирсанов «Чудо. Кикаку. Хокку»". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: Формировать эмоционально-ценностное отношение к художественным произведениям

Планируемые результаты урока:

Метапредметные:

  • Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт; развитие умений сравнивать и делать выводы, обосновывать свою точку зрения, развивать наблюдательность, воображение.
  • Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; выполнять взаимопроверку учебного задания.
  • Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе, учитывать разные мнения, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные: прививать интерес к рассказам о природе, отрабатывать навыки правильного, беглого, смыслового чтения.

Личностные:

  • положительное отношение к учебной деятельности, интерес к учебному материалу;
  • желание читать лирические произведения о русской природе;
  • развитие навыков сотрудничества в группе, развитие самостоятельности;
  • развитие интереса к книге.

Межпредметные связи:  окружающий мир

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Ι. Самоопределение к деятельности

Поиграем в ассоциации. Определите, что я держу в руках? (показываю как будто шар)
Попробуйте, описать  каким представляете его?
Как я держу его?
Что нам сейчас помогло так подробно ответить на мои вопросы?
А на каком уроке мы с вами любим фантазировать, воображать, анализировать

Мяч, шар, глобус, яблоко, снежок..
Голубой, разноцветный, хрупкий…
Бережно, нежно, трепетно.

Фантазия, воображение

Личностные УУД: положительное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе

ΙΙ. Актуализация знаний

А давайте пофантазируем: Вот если бы вы были волшебниками как бы вы украсили нашу планету?
 - Действительно, Земля – это наш дом. Кроме нас и наших близких, на ней живет еще множество людей. А рядом с нами и прекрасные бабочки, и жабы, которые мало кому нравятся, нежные цветы и могучие деревья, диковинные рыбы и причудливые птицы, ловкие звери и упрямые насекомые, Земля – это наш общий дом. И не такой уж большой, как кажется. Поэтому мы – все жители Земли – очень любим наш дом
Ответы детей

Личностные УУД: - проявление интереса к учебному материалу.

Познавательные УУД: понимание вопроса, построение ответа в соответствии с ним; выдвижение гипотез и их обоснование;

Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи, планирование её выполнения.

Коммуникативные УУД: умение строить понятные для партнёра высказывания.

А что вы знаете о Солнце?

Какую роль, по-вашему, Солнце играет в жизни человека? (ответы детей)

Ответы детей о том, что это звезда, раскаленный шар, состоящий из легкого, но сильно сжатого газа, о том

ΙΙΙ. Постановка учебной задачи

Я думаю, что вы уже догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке. И предлагаю вам отгадать загадки, которые вам помогут определить тему нашего урока

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад, и стар,
Что она - большущий шар.
(Земля)

Кто-то утром, не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук – 
Станет вдруг светло вокруг
(Солнце)

 Какова тема уроке?

Ответы детей.

 

 

 

.

Личностные УУД:

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

преобразовывать информацию из одной формы в другую; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: умение строить понятные для партнёра высказывании

IV. Открытие нового

 

- О том, как важно Солнце для нас, людей, и для всего живого на Земле рассказывал когда-то деревенским ребятишкам замечательный русский писатель Лев Толстой.  

Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
находить ответы на вопросы в тексте.

Регулятивные УУД:
уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
учиться высказывать своё предположение
учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные УУД:
проявление интереса к учебному материалу.

 

“Выйдь зимой в тихий морозный день в поле или в лес и посмотри кругом себя, и послушай: везде кругом снег, реки замерзли, сухие травки торчат из-под снега, деревья стоят голые, ничто не шевелится. Посмотри летом: реки бегут, шумят; в каждой лужице лягушки кричат, бубулькают; птицы перелётывают, свистят, поют; мухи, комары вьются, жужжат; деревья, травы растут махаются. Откуда берется тепло на свете? Тепло от Солнца. Ходит Солнце низко зимой, стороною, не упирается лучами в землю – и ничто не шевелится..Оттают семечки, выпустят ростки, зацепятся ростки за землю; из старых кореньев пойдут побеги, начнут расти деревья и травы. Кто все это сделал? Солнце. Поднимутся облака, станут сходиться и расходиться – ударит молния. Кто сделал этот огонь? Солнце.Человек построил себе дом. Из чего он его сделал? Из бревен. Бревна вырублены из деревьев, деревья вырастило солнце…”Вот так относится к солнцу писатель. Дети читают текст
- Что вы испытываете в яркий солнечный день?
- Может ли человек быть похожим на Солнце?
- Какими качествами он должен обладать?
Люди очень часто употребляют разные слова и выражения, связанные с Солнцем и светом. Вспомните эти выражения и объясните их значение.
Сияющая душа, человек солнце.
Я прочитаю стихотворение Семена Кирсанова “«Чудо»”, а вы определите, чей же образ создал в нем поэт.
В данном произведении создан образ гончара.
Гончар – это Солнце, это главный мастер, который слепил земной шар.
Словарная работа
Гончар, глазурь, творение
Кто такой гончар в данном стихотворении?
Дитя – это Человек, человечество, каждый из нас.
Анализ стихотворения
- А кто же это дитя?Почему так снисходительно и ласково: “Дитя”?
- Потому что все мы получили “этот мир” уже готовым, созданным до нас и без наших усилий
(Повторное чтение стихотворения учениками)
Что можете сказать о подарке? В чем его необычность?
Значит, человек должен научиться беречь его, не разрушать войнами, конфликтами, варварским отношением к природе и её богатствам
 (Дети приводят примеры бережного отношения к природе)
- Подарок “этот мир”, драгоценный с точки зрения поэта, очень хрупкий, очень нежный, второго такого подарка мастеру уже не сотворить

4. Работа над средствами выразительности
Вам нравится образ, созданный поэтом? Какие приемы использовал автор?
Конечно, сложно заботиться обо всем Земном шаре, но можно начинать с малого, постараться беречь то, что рядом. Вы поймете  о чем я говорю, когда прочитаете самостоятельно хокку японского поэта Кикаку в переводе Веры Марковой.

Почему лирический герой так строго себя судит?
Нарочно ли он обломил ветку вишни? (Конечно, случайно. Но даже это он считает преступлением против природы и ее красоты, которая является для нас драгоценным даром.)
- О чём нам хотел сказать Кикаку?

(дети называют эпитеты, сравнения, использование приема олицетворения)

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (групповая работа)

Теперь вы знаете, что мир нуждается в нашей защите,  такой хрупкий, и его надо беречь.  Давайте составим обращение ко всем людям планеты, о том как бережно надо относиться ко всему земному шару. Я помогу вам это сделать. Каждая группа, выполняя своё задание легко с этим справится.

Задание для 1-й группы: Выбрать предложение, соответствующее теме урока: «Хокку переведены на русский язык с японского» .«Бережно относитесь ко всему живому на Земле, цените всё, что создано природой». «Среди искусств, украшающих и тем самым улучшающих нашу жизнь, является искусство книги».

Задание для 2-й группы: Составить предложение из слов:

Надо, природа, уметь, хрупкая, её, беречь

Задание для 3-й группы: Восстановить порядок предложений:
2. «Берегите его и дорожите этим чудом!». «Все мы получили «этот мир» уже готовым».

Высказывания детей.

Выставляют итоговые отметки в листе оценивания.

Личностные УУД:
представление о границах собственного «знания» и «незнания»;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
осуществление поиска необходимойинформации Регулятивные УУД:
осуществление контроля по результату; принятие и сохранение учебной задачи;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач

VI. Рефлексия

– И если вы это осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и беречь красоту нашей Земли, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять ее, украсить и подарить молодому поколению.

 

Личностные: положительное отношение  к окружающему миру

VII. Оценка. Самооценка

Поднимите руку, кто активно работал на уроке, доволен собой, оценка «отлично»
Кто мало отвечал, но внимательно все слушал.
Кому было интересно, кто получил новые знания?

 

Регулятивные:
уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

VIII. Домашнее задание

Домашнее задание ( по выбору) Подготовить произведения поэтов, писателей, художников, в которых они обращались к теме силы и красоты света и Солнца...Прочитать стихотворение С. Кирсанова “Этот мир”.