Тип урока. Урок развития речи.
Цель как деятельность учеников: ЗЛР: развитие умений письменной речи – пересказ прослушанного и зрительно воспринятого текста, включающие слова с изученными орфограммами.
Оборудование:
- учебники для 4 класса по «Школе 2100»;
- презентация;
- карточки для парной работы
Ход урока
1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.
Я улыбнусь Вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Актуализация знаний учащихся.
В конце 17 века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный момент истории. Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, поднимать её до европейского уровня, строить заводы и фабрики. Необходимо было вернуть земли на берегу Балтийского моря, захваченные Швецией.
«Я в учении нуждаюсь и в учителях», - вырезал Петр на своей личной печати. Он постоянно учился и заставлял учиться других. Поэтому при Петре 1 произошли большие изменения.
Более подробно мы будем изучать этот вопрос на уроке окружающего мира, но об основных изменениях в российском государстве в 17 веке вы сейчас узнаете, а может вы знали, и я вам просто напомню.
- Создание Российского флота
- Победа в Северной войне, которая длилась 21 год и привела к тому, что Россия получила выход к Балтийскому морю(1700-1721)
- Строительство САНКТ - Петербурга 16 мая 1703 года считается днем рождения города –была построена Петропавловская крепость
- При Петре 1 появилась регулярная армия
- Первая печатная газета, которая начала с….
- Вспомните, мы писали с вами изложение, которое так и называлось «Первая газета»
- Когда начала выходить первая газета? ( с января 1703 года)
- Какой была газета?
- При Петре 1 была проведена реформа образования.
Открылись навигационные, артиллерийские, инженерные школы. В крупных городах появились «цифирные школы», в которых обучали математике. Царь издал указ, запрещающий молодому человеку жениться, пока у него не будет свидетельства об окончании школы. Слово «учиться» стало очень популярным. Петр с большим уважением относился к наукам и учению.
1724 году он подписал указ о создании российской Академии наук.
3. Составление плана работы на уроке
Чтение текста.
- Беседа по содержанию.
- Составление плана текста.
- Словарно-орфографическая подготовка.
- Пересказ текста.
- Самостоятельная работа.
- Самопроверка.
4. Подготовительная работа.
1. Чтение текста (читают ученики)
2. Выявление признаков текста.(тема, основная мысль, логическая связь, оформление)
- Почему это текст? О чем он?
- Определите главную мысль. (школы нужны всем, смерть России без знающих людей)
- Какой тип текста прочитали? (Повествование.)
3. Беседа по содержанию:
- Чему учили в первых школах?
- Где открылась такая школа?
- Что произошло при открытии школы?
- Как решил проблему учитель?
- Как стали обстоять дела через неделю?
- Что сказал детям царь Петр I при посещении школы? Почему он так сказал?
- Как вы считаете, а сейчас нужны знающие люди нашей стране?
4. Составление плана.
- Сколько частей в тексте? (5.) Почему вы так думаете? Прочитайте 1-ю часть. О чем вы узнали? Перескажите эту часть. Как вы её озаглавите? (Далее дети читают все остальные части, пересказывают, озаглавливают их. )
План.
1) Чему учили в первых школах.
2) Не верили в пользу учения.
3) Учитель рассердился.
4) Отцы смирились, дети стали учиться.
5) Школы нам нужны.
5. Лексическая работа.
- Разберём значение слова воевода.
- Значение выражения отцы смирились.
Из словаря Ожегова Сергея Ивановича и Натальи Юльевны Шведовой (80 000 слов и фраз выражений)
6. Орфографическая подготовка.
- Назовите слова с буквой безударного гласно в корне, проверяемой ударением и непроверяемой.
ге…графия | вр…мена |
г….род |
р…бята |
в……вода |
кр…чит |
руж…я |
…тцы |
н…деля |
уч…ники |
г…ворит |
см…рились |
- Назовите слова с проверяемой безударной гласной
- Назовите слова с непроверяемыми написаниями .Какое слово лишнее?
- Найдите слова с приставками и предлогами.(Работа на карточках в паре, взаимопроверка)
ге…графия |
(от)крываются |
- Назовите слова с приставками.
- Словосочетания с предлогами
- Что общего в словах?
открываются, занимаются,
идут, пускают, верят, пишут, складывают, слушают
(3 л.,мн.ч.)
- Какой глагол лишний?(верят -2спр.,верить)
- Какую орфограмму еще увидели в глаголах ?
(правописание тся или ться)
7. Пересказ текста по частям.
III. Самостоятельная запись текста по памяти.
Самопроверка.
IV. Итог урока.
- Что в нашей работе показалось трудным?
- А что интересным?
- Что узнали нового для себя?
V. Рефлексия
- Оцените достигли ли вы цели урока, получен ли результат.