Урок по теме "Постоянный ток. Источники тока". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели урока:

  • Образовательная – учащиеся должны уяснить, что такое электрический ток, условия его существования, назначение, устройство, работа источников тока;
  • Развивающая -  продолжать  развивать  умения работать с цифровыми образовательными ресурсами, развитие способов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение), развитие речи (владение физическими понятиями, терминами), развитие познавательного интереса учащихся.
  • Воспитательная - формирование научного мировоззрения, воспитание устойчивого интереса к предмету, положительного отношения к знаниям.

Задачи урока:

  • Раскрыть условия возникновения электрического тока.  Выявить назначение, устройство, работу источника тока.
  • Формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, составлять опорные конспекты, развивать мышление посредством ответов на проблемные вопросы, работать с мультимедийными обучающими программами и видеоуроками. Расширить кругозор обучающихся.
  • Воспитывать интерес к изучению физики, уважать  мнение одноклассников, умение слушать.

Оборудование:

кабинет информатики, цифровые образовательные ресурсы  8 класс по теме «Электрический ток. Источники тока» (приложение 1), карточка для работы (приложение 2),  сборник видеоуроков  «Физика 8 класс» от сайта videouroki.net (урок №32 «Электрический ток. Источники электрического тока».),  авторское интерактивное пособие для данного урока для этапа 2Б (приложение 3),  приложение к уроку для этапа 2А (приложение 4),  авторская интерактивная игра в стиле игры «Сапер» для этапа «Закрепление полученных знаний». (приложение 5), оборудование для демонстрации: термопара, гальванометр, соединительные провода, полупроводниковый фотоэлемент.

Ходу урока

1. Организационный момент, инструктаж по технике безопасности.

2. Повторение ранее пройденного, актуализация знаний

А) Работа с приложением к уроку для этого этапа (приложение 4)
1. Какие виды зарядов существуют?
2. Что существует  вокруг заряженного тела? (электрическое поле)
3. Какая сила называется электрической?
4. Как заставить двигаться электрический заряд?
5. Какие тела называют проводниками?
6. Какие тела называют непроводниками (изоляторами, диэлектриками)?
7. Какие тела называют полупроводниками?
б) Работа с интерактивным пособием  8 класс, (приложение 3).

3. Изучение нового материала:
А)

Действия учителя

Действия учеников

Просмотр фрагмента видеоурока №32 «Электрический ток. Источники электрического тока».

Внимательно смотрят видеофильм

Остановка демонстрации видеофильма на 43 секунде.

Слушают вопрос учителя

Что такое электрический ток?

Отвечают: направленное движение заряженных частиц

Что означает фраза «Если тело является проводником, то это не означает, что в нем постоянно присутствует электрический ток?»  

Слушают вопрос учителя,
Отвечают: Что бы существовал электрический ток необходимо определенные условия.

Ток существует при определённых  условиях. Наша задача сегодня на уроке выяснить условия,  при которых существует электрический ток. Откройте тетради, запишите тему урока: Постоянный ток. Источники тока.

Ученики открывают тетради, записывают тему.

Б) Работа с цифровыми образовательными ресурсами  8 класс по теме «Электрический ток. Источники тока» (приложение 1) на компьютере.
Класс делится на группы и выдается карточка с вопросами:

Тема: «Электрический ток. Источники электрического тока»

1. Откройте файл 3_8.swf  «Электрический ток. Источники электрического тока».
2. Откройте страницу 2. Что такое электрический ток?
3. Откройте страницу 3. Как должны двигаться заряженные частицы, чтобы возник электрический ток?
4. Откройте страницу 4. Выполните эксперимент. Что нужно, чтобы возник электрический ток?
5. Откройте страницу 5. Какие условия необходимы для существования электрического тока?
6. Откройте страницу 6. Для чего необходим источник тока? Что происходит внутри источника тока? 
7. Рассмотрите устройство и работу электрофорной машины? Какие превращения энергии в ней происходят  (стр.7)
8. Рассмотрите устройство и работу термоэлемента? Какие превращения энергии в ней происходят  (стр.8)
9. Рассмотрите работу фотоэлемента? На каком явлении основана его работа? Какие превращения энергии в ней происходят  (стр.9)
10. Как работает гальванический элемент и аккумулятор? (стр. 10)

  • группа 1 – работает с вопросами 3, 4,5;
  • группа 2 – работает с вопросами 6,7;
  • группа  3 – работает с вопросами 6,8;
  • группа  4 – работает с вопросами 6,9;
  • группа  5 – работает с вопросами 6,10.

Учащиеся рассаживаются за компьютеры и работают с программой.

После того, как работа закончена, один или несколько представителей группы выходят к доске и с помощью учителя создают краткую схему для изучения нового материала. Схема №1, схема №2 являются продутом урока.

В) Построение краткой схемы новой темы.

Электрический ток это направленное движение заряженных частиц

После завершения работы на компьютерах,  один и несколько представителей группы выходит к доске строим краткую схему по новой теме: схема №1

Третье условие, замкнутая электрическая цепь, мы подробно рассмотрим на следующий урок.  Цель следующего урока: научиться чертить электрические схемы

Схема №2.

В ходе представления источников тока учащиеся с помощью учителя демонстрируют работу термоэлемента, фотоэлемента на оборудовании. К сожалению, в кабинете физики школы отсутствует электрофорная машина.

Г) Просмотр фрагмента «Устройство и работа аккумулятора» видеоурока №32 «Электрический ток. Источники электрического тока». Время включения фрагмента 02:30. Время выключения фрагмента 03:38.

Фрагмент целесообразно продемонстрировать, так на ЦОР поверхностно рассказано о работе аккумулятора.

4. Домашняя работа §32, Задание на странице 99.

5. Закрепление. Решение качественных задач. Подведение итогов.

Для закрепления предлагаю использовать небольшую авторскую интерактивную игру в стиле игры «Сапер». (приложение 5) и серию вопросов, размещенных на слайдах презентации PowerPoint.