Квест "Физические головоломки"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Визитная карточка мероприятии:

Область применения: внеурочная работа

Целевая группа мероприятия: дети от 7 до 14 лет

Продолжительность 1 час

Форма проведения  квест

Ресурсы, оборудование для реализации мероприятия

  • Личные гаджеты школьников.
  • Комплекты загадок, объявлений с заданиями.

Оборудование: секундомер, напольные весы, воздушные шары, палочки, скотч, фломастеры, салфетки, стакан, вода, тарелка, монетка, яйцо (свежее), соль, ложка.

Цель мероприятия

  • Способствовать развитию интеллектуальных способностей детей.

Задачи

  • Развитие мышления, логики.
  • Развитие познавательной активности.
  • Совершенствование навыков групповой деятельности.
  • Расширение кругозора.

Описание идеи проведения мероприятия

Командная игра. В течение отведенного времени команде необходимо найти ответы на поставленные вопросы, использую свои знания и умения. Квест состоит из нескольких частей. Сначала дети должны найти загадку в указанном месте, отгадав ее и выполнив задание, команда получает слово. Из слов надо составить предложение и получить приз.

План проведения мероприятия

  1. Организационный момент.
  2. Формирование команды, выбор лидера.
  3. Оглашение регламента работы.
  4. Самостоятельное прохождение маршрута командой, поиск ответов на вопросы игры.
  5. Определение итогового слова, отправка результатов поиска организаторам.
  6. Подведение итогов и объявление результатов.
  7. Рефлексия.

Особенность мероприятия

1. Дети не получают никаких “намеков” на использование предметов, необходимых для решения задач.

2. От организаторов требуется только распределение заданий по территории квеста.

Задание мероприятия

Загадка №1

Что может в одно и то же время:
Висеть и стоять, стоять и ходить,
Ходить и лежать, лежать и врать?
(Часы)

Вопросы: Что мы измеряем с помощью часов. Какие единицы времени вы знаете?

Задание: Посмотрите внимательно на пронумерованные слова. Ваша задача – запомнить каждое слово и его порядковый номер. Время вам отводится ровно 15 секунд.

1. СЕКУНДА 6. ГОД
2. МЕСЯЦ 7. НЕДЕЛЯ
3. МИНУТА 8. ЧАС
4. СУТКИ 9.ВЕК
5. ПЯТИЛЕТКА 10. ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ.

Слова закрываются. Посмотрите на те же самые слова, но расположенные в ином порядке, и поставь рядом с каждым из них номер, под которым оно записано выше

ГОД - ПЯТИЛЕТКА -
ВЕК - НЕДЕЛЯ –
ЧАС - МЕСЯЦ –
СУТКИ - СЕКУНДА –
МИНУТА - ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ -

За правильность выполнения задание дети получают _(Слово - БОЛЕЕ)

Загадка №2

Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились – остановились.
(Весы)

Вопросы: Что измеряют с помощью весов? (Массу). А как вы считаете масса и вес это одно и то же понятие? (Нет. #для_детей_изучающих_физику : Вес – это сила, с которой тело действует на горизонтальную опору или подвес. Масса – это мера инертности тела).

Подсказка - отрывок Н. Носова “Незнайка на Луне”:

Вы, наверное, знаете, что космическая ракета, для того чтобы преодолеть притяжение Земли, должна приобрести очень большую скорость – одиннадцать километров в секунду. Пока ракета набирает эту скорость, тело испытывает большие перегрузки. Вес вашего тела как бы увеличивается в несколько раз, а вас с силой прижимает к полу…Как только разгон космического корабля прекращается и он начинает свой свободный полет в межпланетном пространстве, перегрузки кончаются и вы перестаете испытывать силу тяжести, то есть, попросту говоря, теряете в весе.

Вопрос: Как называется это явление? (Невесомость).

Задание: Как на Земле можно почувствовать небольшие изменения веса, т.е. ощутить на себе состояние невесомости? Как быстрее всего уменьшить (увеличить) свой вес?

Ответ: Небольшие изменения веса можно почувствовать, например, при начале движения или остановке лифта, а так же при свободном падении, например во время прыжка. Чтобы уменьшить или увеличить свой вес достаточно встать на напольные весы и сделать приседание. В момент приседания весы показывают меньший показатель. Падающие тела – теряют вес. Пока они падают – они невесомы. Если поднять руки - в момент движения весы покажут больший показатель.

За правильность выполнения задание дети получают _(Слово - ЧЕМ )_

Загадка №3

Круглый, гладкий, как арбуз.
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
(Воздушный шарик).

Вопросы: Почему воздушный шарик имеет форму шара? Если нажать на шарик, то можно ли ответить точно, в каком месте он лопнет? (Нет. #для_детей_изучающих_физику : По закону Паскаля давление передается во все точки одинаково, а значит, и шарик может лопнуть в любой точке.)

Задание: Нужно проколоть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул. (3 попытки)

Ответ: Чтобы сохранить шарик, нужно проткнуть его в точках наименьшего натяжения, которые расположенных в нижней и в верхней части шарика. Или заклеить места скотчем и проткнуть шарик через скотч.

За правильность выполнения задание дети получают _(Слово - НЕТ)_

Загадка №4

Под водой железный кит,
Днем и ночью кит не спит,
Днем и ночью под водой
Охраняет свой покой.
(Подводная лодка)

Вопрос: Почему тяжелая подводная лодка не идет ко дну, а легко плавает в воде? (Потому что сила Архимеда, действующая на лодку, равна силе тяжести, действующей на нее. Лодка находится в равновесии в воде.)

Задание: Свежее яйцо опущено в тару с водой. Оно погрузилось в воду полностью. Необходимо вытащить яйцо и не намочить рук.

Ответ: Подсыпать в тару с водой соли, чтобы яйцо всплыло, вытащить его.

За правильность выполнения задание дети получают __(Слово - ОРУЖИЕ)___

Загадка №5

Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
(Вода).

Вопрос. Что вы знаете о воде? (Отталкиваясь от ответов, педагог комментирует названные свойства, агрегатное состояние, состав, и другие сведения о воде).

Задание: Вода – это жидкость. Может ли жидкость сама течь вверх? (Да). Перед вами стакан с водой. Докажите.

Ответ: Процесс впитывания жидкости твердым телом может наглядно демонстрировать, что вода течет вверх. Необходимо в стакан с водой опустить салфетку и через некоторое время мы видим, что тот конец, который был сухим – стал мокрым. В науке есть такое понятие капиллярность. Благодаря капиллярности растение “пьют” воду, мы с вами можем вытирать тело полотенцем после ванны, мыть дома полы и т.д. Это явление подъема или опускания жидкости в капиллярах (маленьких сосудиках), заключающееся в способности жидкости изменять уровень в трубках, узких каналах произвольной формы, пористых телах.

За правильность выполнения задание дети получают _(Слово – СИЛЬНОГО,)__

Загадка №6

Oн невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь мы огня.
(Воздух)

Вопросы: Может ли человек жить без воздуха? А какой воздух и сколько нужно человеку? А что произойдет с человеком, если воздуха будет очень много (мало)? Есть такой измерительный прибор – барометр. Знаете, ли вы что он измеряет?

Ответ: Человек не может жить без воды и воздуха. Для жизни людей нужен свежий воздух. Взрослые люди в условиях покоя за 1 минуту вдыхает примерно 10л воздуха. Т.к. воздух обладает весом, то его избытки или недостатки влияют на самочувствие человека (#атмосферное_давление, норма 760 мл.рт.ст.). Барометр – прибор для измерения атмосферного давления.

Задание: Необходимо достать монетку из воды не намочив рук

Ответ: Чтобы достать монетку из тарелки, где налита вода, нам необходим будет стакан. Можно стакан нагреть (налить в него кипятка и вылить) и перевернуть в тарелку. Можно смастерить кораблик из пробки и спички и зажечь его, потом накрыть огонь стаканом. Огонь нагреет воздух внутри стакана. В результате чего воздух расширится, увеличится его объем, а значит, вырастет и давление этого воздуха. В итоге часть воздуха из стакана начнет выходить и вдавливать воду внутрь стакана, обнажив нашу монету.

За правильность выполнения задание дети получают __(Слово - ЗНАНИЕ)_

ИТОГ.

Из собранных букв /слов собрать слово/предложение/пословицу.

  • ________________________________________

Спасибо за интерес к науке.

Изучайте науки, читайте книги, познавайте мир.

Приложение 1.