Коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учётом позиции другого. Формирование этой способности у детей — длительный процесс, начинающийся ещё в раннем детстве и активно протекающий на протяжении всего школьного периода.
В период школьного обучения дети осваивают несколько коммуникативных действий.
1. Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией.
2. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действие.
3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).
5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.
6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности.
Рассмотрим работу в группах - это умение:
— устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
— интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
— обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
— переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий.
Работа учеников в группе помогает созданию учебной мотивации,
пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими детьми.
На уроках изобразительного искусства и художественного труда в первом классе используются совместно-индивидуальные формы организации коллективной деятельности. Она позволяет вовлечь в коллективную творческую работу весь класс. Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняет свою часть, знает, что, чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа коллектива. Это позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого ученика.
1. Вначале выполняется коллективная работа по принципу свободного размещения, т.е. когда элементы будущего коллективного панно размещаются свободно на общем фоне.
Коллективная композиция, появившаяся в конце урока на доске, становится для них приятной неожиданностью. Большая и красивая, она приносит учащимся чувство радости и гордости, так как дети осознают сопричастность к настоящему «произведению искусства».
2. Далее коллективная работа выполняется в организованном изображении т. е. у каждого элемента есть определённое место. В конечном результате получается единая композиция.
В третьем классе на уроке можно использовать совместно-последовательную деятельность.
Она представляет собой два основных этапа:
1) индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;
2) последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия.
Для того чтобы все учащиеся могли проявить собственный творческий потенциал в ходе совместно-последовательной деятельности, можно позволить переход учащихся с одного рабочего места на другое. Так, когда будет выполнено достаточное количество заготовок основы изделия, учащиеся, работающие на первых, наименее творческих этапах хода конвейера, могут перейти на другие, в том числе на последний этап составления коллективной композиции. К тому же производительность художественного труда учащихся гораздо выше, когда они работают на конвейере.
Совместно-взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества (работа на одном листе, плоскости), или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности.
Одним из наиболее популярных направлений является деление класса на группы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции.
Такая форма коллективной деятельности требует от каждого ученика определенного опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции. В коллективной работе, организованной в форме сотрудничества, у учащихся совершенствуется опыт общения, умения сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творчества.
Если цель урока изобразительного искусства — обобщить знания, полученные на занятиях блока уроков, и учитель выбирает коллективную работу как прием обобщения знаний, то коллективная деятельность детей организуется по группам с разно тематическими заданиями.
Практика организации совместной учебной работы школьников в группе показывает следующие её преимущества:
- возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала;
- на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
- снижается школьная тревожность;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; возрастает сплочённость класса;
- меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- растёт самокритичность;
- ребёнок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
- помогающие своим товарищам с большим пониманием относятся к труду учителя,
- приобретают умение строить своё поведение с учётом позиции других людей, становятся более ответственными.