Цели урока:
- закрепить, обобщить и систематизировать математические навыки сложения и вычитания круглых сотен и десятков;
- развивать внимание, память, мышление, слуховое восприятие, коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений;
- воспитывать мотивацию к учению.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков;
Форма проведения урока: урок-сказка;
Оборудование:
- компьютер;
- карточки для самостоятельной работы (Приложение 1);
- слайды (Презентация);
- мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент: (Психологический настрой) <Слайд 1> <Слайд 2>
Учитель:
- Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в путь –
Чудеса посмотреть.
Сегодня у нас необычный урок, мы совершим увлекательное путешествие, но только оно будет не простое, а сказочно - математическое. Скажите, какие сказки вы знаете?
- Мы совершим увлекательное путешествие в сказку “Молодильные яблоки и живая вода”, будем помогать главному герою Ивану-царевичу, для этого мы должны показать, как хорошо мы считаем и решаем. Ребята, чтобы войти в сказку, мы должны показать сказочным героям, как хорошо мы считаем и решаем.
Они предлагают вам упражнение на мышление.
а) Задание: нарисуйте недостающую фигуру. <Слайд 3>
б) Упражнение на развитие внимания и памяти. <Слайд 4>
Задание: - Кто мне скажет, сколько в таблице однозначных чисел; двузначных чисел; трехзначных чисел; четырехзначных чисел?
- Итак, молодцы! Сказка начинается. <Слайд 5>
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына. Царь состарился и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику яблоко – помолодеет, а водой умыть глаза слепцу - будет видеть. Вот и отправился Иван-царевич в путь – дорогу за молодильными яблоками и живой водой, но не знал он, что ждет его трудный путь. Долго не мог он выбрать себе коня, но вдруг появилась бабушка.
- Здравствуй Иван-царевич! Что ходишь печален?
- Не могу коня себе выбрать.
- Помогу я тебе, ты должен выполнить мое задание. Выполнишь – будет тебе конь.
- Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание.
(Класс выполняет задание – упражнение по развитию памяти, слухового восприятия, мышления.)
II. Испытание Бабушки (Устный счет.) <Слайд 6>
1.Решите примеры.
200 +100= | 1000 – 500 = | 130 + 10 = |
300 + 300= | 300 – 100 = | 430 + 30 = |
400 + 100 = | 500 – 300 = | 930 + 30 = |
500 + 200 = | 700 – 200 = | 310 – 10 = |
700 + 300 = | 900 – 500 = | |
2дес + 3дес =5дес=50 | 5сот + 3сот = 8сот =800 | |
3дес + 6дес =9дес=90 | 9сот – 6сот = 3сот =300 |
- Расставь числа в порядке возрастания: <Слайд 7>
(83, 338, 383, 388, 833, 838, 883)
Учитель: - Молодцы, ребята, вы помогли Ивану-царевичу. Получил он коня, отправился дальше в путь. Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, по земным лугам, по горам, ехал день до вечеру, наезжает на избушку. Зашел он в избушку, а там сидит Баба-Яга. Рассказал все ей Иван-царевич. <Слайд 8>
- Ну, дитя мое милое, - говорит,- выполни мое задание, дам тебе коня быстрого, довезет он тебя до моей сестры, она тебе поможет. Дала Баба-Яга ему задание, стал он думать, как выполнить его.
Ребята, давайте поможем Ивану - царевичу выполнить задание.
III. Испытание Бабы - Яги. <Слайд 9>
- Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Решите примеры.
(Решение примеров, два ученика решают у доски, а весь класс в тетрадях.)
100 + 200 + 400 = | 800 – (400 + 100) = |
300 + 400 + 300 = | 700 – 200 – 200 = |
(100 + 500) – 200 = | 200 + (400 – 100) = |
Учитель: Ребята, вы выполнили задание. Молодцы!
Баба-Яга дала Ивану-царевичу коня. Поблагодарил Бабу-Ягу за ночлег и снова в путь. Едет Иван-царевич, близко ли, далеко ли. День до ночи коротается. И завидел он впереди избушку на курьей ножке, об одном окошке. <Слайд 10>
Вышла Баба – Яга, ещё старее той, на крыльцо. Рассказал Иван – царевич о своих бедах, говорит ему Баба – Яга:
- Ну, дитя мое, не знаю, получишь ли ты добро. Помогу тебе, если ты мое задание выполнишь. Стал он думать, как задание выполнить.
- Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание Бабы-Яги.
IV. Испытание Бабы-Яги <Слайд 11>
О чём речь идёт в задаче?
- Сколько книг продал магазин в первый день? (100)
- Сколько книг продал магазин во второй день? (на 200 книг больше)
- Какой главный вопрос задачи?
- Запишем краткое условие задачи и решим.
- Молодцы, справились с заданием.
- Много молодцов проезживало, да не много справилось с заданием. Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре.
Поехал дальше Иван-царевич. Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Едет Иван-царевич день до вечера – красна солнышка до закату. Наезжает на избушку, выходит Баба- Яга старых лет, ещё старее тех. <Слайд 12> Рассказал ей Иван – царевич про свои беды, выслушила его Баба-Яга и говорит:
-Так и быть, помогу я тебе, Иван – царевич, только выполни вместе с ребятами мое задание.
V. Испытание Бабы-Яги. <Слайд 13>
Задание. Сравните:
600 кг * 1 т | Давайте вспомним меры массы? |
700 г * 910 г | Назовите от < к > (г, кг, ц, т) |
200 кг * 2 ц | |
1 т * 80 ц | |
8 ц * 6 кг |
- Молодцы, справились с заданием, но нам необходимо набраться сил перед дальней дорогой.
VI.Физминутка. <Слайд 14> <Слайд 15>
Двинулся дальше Иван-царевич. Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, доезжает Иван-царевич в середине ночи до высокой стены. У ворот стража спит – тридцать могучих богатырей. <Слайд 16> Конь перемахнул через высокую стену. Слез он с коня, входит в сад и видит – стоит яблоня с серебряными листьями, золотыми яблоками, а под яблоней Молодец.
Рассказал Иван-царевич зачем приехал он в далекую страну, согласился помочь ему Молодец, только задачу задал для решения. Ребята, нам нужно помочь решить задачу Ивану-царевичу.
VII. Испытание первого Молодца. <Слайд 17>
№ 118 (1, 2) стр. 55.
- Составьте задачу по краткой записи и решите её.
Надо проехать – 500 км.
Проехал – х км.
Осталось проехать – 100 км.
Надо проехать - х км.
Проехал - 200 км.
Осталось проехать - 400 км.
- Молодцы, ребята, справились с испытанием. <Слайд 18> Сорвал Иван-царевич три яблока, а больше не стал брать. Пошел он искать колодец с живой водой. Нашел колодец, а там второй Молодец сидит. Рассказал Иван-царевич ему про все, решил помочь Молодец. Дал он Ивану-царевичу задание, ребята, давайте поможем ему справиться.
VIII. Испытание второго Молодца. (Самостоятельная работа с последующей проверкой) <Слайд 19>
I В | II В |
700 м – 500 м – 100 м | 800 кг – 200 кг – 100 кг |
400 см – 300 см + 200 см | 400 ц – 300 ц + 700 кг |
900 мм – 500 мм + 400 мм | 900 г – 800 г – 100 г |
- Молодцы! Решили, справились. Пока Иван – царевич набирает воду, мы с вами выполним задания. <Слайд 20>
IX. Логическая пауза.
Продолжи ряд <Слайд 21>
- 2, 4, 6, 8, …
- 7, 14, 21….
- 8, 16, 24,…
Задание на смекалку
Найди сумму такой пары чисел, чтобы можно было простым способом произвести вычисление:
- 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10
Реши удобным способом
- 36+18+12 =
- 47+35+3=
- 24+37+16=
- Набрал Иван – царевич живой воды и хотел уже садиться на коня, как появилась прекрасная девица Синеглазка-хозяйка этого царства. Стала она спрашивать Ивана-царевича, что привело его в её царство, рассказал ей все Иван – царевич.
- Так и быть отпущу тебя домой, но с одним условием, если ты решишь задачу, которую я тебе задам. Ребята пусть тебе помогут решить задачу.
X. Испытание Синеглазки. <Слайд 22>
(Решение задачи на доске учеником с комментированием и в тетрадях).
Задача. Для приготовления пирога необходимо 1 кг муки; сахара на 700 грамм меньше, чем муки; а масла на 50 грамм больше, чем сахара. Сколько масла необходимо для приготовления пирога?
- О чем говорится в задаче?
- Что известно в задаче?
- Что неизвестно в задаче?
- Что надо найти?
- Как будем решать задачу?
- Что найдем сначала?
- Каким действием?
- Что будем находить вторым действием?
- Каким действием будем находить?
- Какой вопрос стоит у задачи?
- Смогли мы ответить на вопрос задачи?
- Во сколько действий решается задача?
- Как запишем краткую запись условия задачи?
- Молодцы, ребята, выполнили задание Синеглазки. <Слайд 23>
Отпустила она Ивана-царевича домой. Добрался он до своего царства, отдал отцу молодильные яблоки и живую воду. Стал царь здоровым, устроил пир на весь мир, и стали они жить в радости долго и весело.
XI . Итог урока. <Слайд 24>
Вот и сказке конец, а значит, конец и нашему путешествию. Хорошо, ребята, справились с испытаниями, помогли Ивану-царевичу, показали свои знания, умения выполнять задания. (Объявляются отметки за урок)
XII. Домашнее задание.
№ 117, стр. 55
Литература.
- М.Н Перова, Москва 1999 г; “Методика преподавания математики в коррекционной школе”;
- Ф.Р. Залялетдинова, Москва 2007 г; “Нестандартные уроки математики в коррекционной школе”;
- Книга для детей “Русские народные сказки ”;
- М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, Волгоград 2004 г; “Математика 3 класс, поурочные планы”;
- М.В. Соловейчик, М.А.Козлова, Москва 2000 г; “Я иду на урок в начальную школу”;
- Москва 2008 г; “Воспитание и обучение детей с нарушениями развития” № 1;
- В.В.Эк., Москва, 1990 г; “Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы”;
Материалы сети Интернет:
- http://www.myshared.ru/slide/851585/;
- https://urok.1sept.ru/;
- http://nsportal.ru/;
- https://infourok.ru/;
- физминутка - http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/12/15/plan-konspekt-otkrytogo-uroka-matematiki-v-6-klasse-korrektsionnoy.