В условиях модернизации образования информатизация школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры учащихся коррекционных школ. Если информация не воспринята, то она не может быть понята и усвоена. К сожалению, у глухих и слабослышащих учащихся в процессе обучения трудности возникают в освоении предметов как гуманитарного, так и естественного цикла. На уроках в коррекционной школе создаются условия, при которых изучение сложного теоретического материала проводится во взаимосвязи со словарной работой по теме.
Интегрированные уроки по физике и русскому языку с использованием информационных компьютерных технологий способствуют этому процессу.
В нашей школе накоплен достаточный опыт по проведению уроков в такой форме. Для примера мы остановимся на уроке по теме: “Твердые тела”, изучаемой в 10-ом классе.
Основная структура подготовки и проведения урока включает в себя шесть этапов:
1.Этап выполнения предварительного домашнего задания, где учащиеся должны самостоятельно повторить ранее изученный учебный материал, используя учебные модули Федерального центра информационно-образовательных ресурсов. 2. Знакомство на уроке с новым материалом с использованием презентации и флеш-роликов “Молекулярное строение твердых, жидких, газообразных тел”, “Кристаллическая решётка алмаза”. 3. Словарная работа по терминологии урока. 4. Работа с текстом по теме урока 5. Создание граф-схемы. 6. Составление конспектов по теме урока.
В качестве подготовительной работы к уроку учащимся необходимо выполнить домашнее задание. Задания даются учителями заранее. Они знакомятся с теоретической информацией по физике и русскому языку, работая с информационными модулями по темам урока. Надо отметить, что практически все учащиеся имеют навыки работы на компьютере и быстро понимают, что от них требуется. Большая часть учеников имеет дома компьютер и интернет. Некоторые из учащихся самостоятельно, а большинство с помощью учителя в школе может зайти на сайт ФЦИОР, загрузить необходимые модули и проигрыватель ресурсов на компьютер.
Цель урока: Углубление межпредметных связей физики и русского языка.
Образовательные задачи:
- расширить представление учащихся о молекулярном строении вещества, раскрыть физические свойства кристаллических и аморфных тел, выяснить их различия и сходства
- научить учащихся анализировать физический текст, развивать их память;
- познакомить учащихся с новыми физическими терминами;
- закрепить знания учащихся о правилах орфографии и пунктуации на материале урока.
Развивающие задачи:
- развивать познавательные интересы учащихся;
- вырабатывать аналитические умения учащихся при работе с физическим текстом научного стиля;
- расширить представление учащихся об окружающем нас мире;
Воспитательные задачи:
- обратить внимание учащихся на диалектическое единство всех трех состояний вещества;
- расширить представление учащихся о безграничных возможностях человеческого разума, познаваемости свойств материального мира;
- формировать навыки общения, умения работать в группах.
Материально-техническое обеспечение:
Компьютеры, медиа-проектор, экран, программа для просмотра флеш-роликов (Adobe Flash Player), авторская презентация к уроку “Твердые тела” (для воспроизведения роликов надо указать путь (вставка - фильм и звук - фильм из файла) в слайд №4 приложение 2 и в слайд №11 приложение 3), наглядный материал (образцы кристаллических и аморфных тел).
Место проведения урока: компьютерный класс
ХОД УРОКА
Организационный момент. Приветствие классу.
Мотивация
Слово учителя
Тела бывают разные:
Жидкие и газообразные.
И в твёрдом состоянии
Встречаются тела.
Узнать об их строении, (текст на слайде) СЛАЙД № 2
Взаимопревращении
Русский язык и физика
Помогут нам сейчас.
- Внимательно прочитайте строки стихотворения и выберите ключевые слова. (О чем говорится в этом стихотворении?) (ответы учащихся)
Актуализация
- Все вещества состоят из отдельных частиц – атомов или молекул.
- В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? (твёрдом, жидком, газообразном).
СЛАЙД № 3
Например: вода(жидкость), лёд(твёрдое тело), пар(газ). В природе происходят постоянные изменения агрегатных состояний вещества: образование облаков, тумана, росы, льда, снега. Учащиеся знакомятся с флеш – роликом “Молекулярное строение твердых, жидких, газообразных тел”.
СЛАЙД № 4
(Начало просмотра - нажатие курсора на рисунок слайда №4, переход на другой слайд – нажатие курсора на свободном от рисунка поле слайда. Ролик открывается с опозданием 5сек.)
В природе всё изменчиво (текст на слайде) СЛАЙД № 5
И очень переменчиво.
Но если тело твердое,
То с ним ты не шути.Сталь, камень и графит,
Алмаз, свинец, гранит.
И что же в них похожего?
В чём разница у них?
- О чём сегодня мы будем говорить на уроке? (ответы учащихся)
- На какой вопрос нам надо ответить? (Чем похожи и чем различаются твердые тела) (ответы учащихся)
Тема нашего урока “Твёрдые тела”. СЛАЙД № 6
Сегодня мы с вами проводим интегрированный урок физики и русского языка. Наша с вами задача: учиться анализировать текст, закреплять знания о лексическом и грамматическом значении слов, о правилах пунктуации, для того чтобы расширить наши знания о физических свойствах твёрдых тел.
Новый материал
Изложение нового материала (рассказ учителя)
Большинство веществ в умеренном климате Земли находится в твердом состоянии. Они сохраняют форму и объем. Твердые тела различаются по характеру относительного расположения частиц. Давайте рассмотрим их свойства более подробно.
(Учитель демонстрирует детям коллекцию монокристаллов и поликристаллов).
Кристалл в переводе с греческого “krystallos” означает “лёд”. СЛАЙД №7,8
Поверхность кристаллов ограничена плоскостями, которые носят название - грани.
Кристаллические тела состоят из кристаллов, имеющих естественную многогранную форму.
СЛАЙД №9
В кристаллических телах атомы расположены в узлах кристаллической решётки. СЛАЙД № 10
Просмотр флеш-ролика “Кристаллическая решётка алмаза) СЛАЙД № 11
(Начало просмотра – нажатие курсора в любом месте рисунка, переход на другой слайд - нажатие курсора на свободном от рисунка поле слайда.)
Монокристаллы – одиночные однородные кристаллы, имеющие форму правильных многоугольников и обладающие непрерывной кристаллической решеткой. СЛАЙД № 12, 13
Поликристаллы – это кристаллические тела, сросшиеся из мелких хаотически расположенных кристаллов (металлы, камни, песок, сахар.) СЛАЙД № 14, 15
Одно из свойств кристаллов - анизотропия (словарная работа) СЛАЙД № 16, 17
Анизотропия - явление, когда кристалл обладает одинаковыми оптическими, тепловыми и др. свойствами в параллельных направлениях и неодинаковыми свойствами в других направлениях. Монокристаллы в основном анизатропны. СЛАЙД № 18
Большинство твердых тел имеет поликристаллическую структуру. Поликристаллы (например, большой кусок металла) состоят из множества хаотически расположенных маленьких кристаллов и анизотропией не обладают.
Поликристаллы – изотропны.
Работа с наглядным материалом
Найдите на подносе поликристаллы. Расмотрите их. Как вы думаете: почему поликристаллы изотропны? (ответы учащихся) СЛАЙД № 19
Изотропия – независимость физических свойств вещества от направления внутри него. При изотропии физические свойства вещества одинаковые (равные) по всем направлениям.
СЛАЙД №20, 21
Пока есть порядок частиц, есть кристаллическая решётка – существует кристалл. Нарушился строй частиц – значит, кристалл расплавился – превратился в жидкость, или испарился – перешел в пар.
Аморфные тела не имеют кристаллической решетки, не имеют строгого порядка в расположении атомов и молекул (стекло, смола, пластмасса, резина).
В аморфных телах налюдается изотропия – их физические свойства одинаковы по всем направлениям. СЛАЙДЫ №22-24
Обобщение по слайду “Твердые тела” СЛАЙД № 25
Работа с текстом “Твердые тела” (учащиеся работают за компьютером. На каждом компьютере загружен текст с заданием). (Приложение 1)
СЛАЙД № 26
- Сейчас вы будете работать с текстом. Ваша задача: вставить в слова пропущенные буквы и расставить недостающие знаки препинания.
Работа с текстом. (Повторяя правила русского языка, учащиеся прорабатывают ключевые понятия темы)
Учащиеся читают текст, вставляют пропущенные буквы и знаки препинания.
Учитель проверяет работы учащихся
Текст появляется на общем экране.
Учащиеся с учителем отвечают на вопросы, анализируют ошибки.
(При работе с текстом учащиеся могут пользоваться как текстом на общем экране, так и текстами на компьютерах)
Вопросы к тексту СЛАЙД № 27
I. – О чем говорится в этом тексте? (О твёрдых телах: кристалических и аморфных.)
- К какому стилю речи относится данный текст? (Научный стиль)
- Давайте докажем это.
- Назовите основные признаки научного стиля (логичность, точность, обобщенность, объективность изложения.)
- Главное назначение научного текста – обозначить явления, предметы, назвать и объяснить их.
- Слова какой части речи преобладают в тексте? Выберите и назовите их (имена существительные). Предложения связаны в тексте при помощи повторяющихся существительных (тела, решётка).
- Какая лексика используется в тексте? В тексте используется общенаучная лексика и термины (кристаллические тела, аморфные тела, монокристаллические, поликристаллические, анизотропия, изотропия ), отсутствует образная лексика.
- Обратите внимание на глаголы. Определите их время, вид, лицо. (В тексте преобладают глаголы настоящего времени,3-го лица, несовершенного вида : находятся, делят, состоят,имеет,определяет, называется, явлюется, относятся. Глаголы такой формы помогают понять обобщенность и объективность происходящих явлений. Не используются глаголы 1-го, 2-го лица.)
II. В каком слове (словах) пропущена буква на правило:
1. Правописание корней с чередующимися гласными.
2. Правописание гласных после шипящих в корне слова.
3. Правописание иноязычных слов
(Учащиеся приводят примеры слов из текста на заданные правила. Выбранные слова являются основополагающими для понимания текста и составления графа “Твердые тела”).
1. В каких предложениях пропущены знаки препинания? (5,7,8,10,14,15)
2. Объясните постановку знаков препинания в 5,7,8,10 и 15 предложениях. (Предложения с однородными членами и обобщающими словами.)
3. Что особенного в постановке знаков препинания в 5, 10 предложениях? (В предложениях ставится запятая перед второй частью двойного союза, соединяющего однородные члены: как – так и; не только – но и).
4. Чем предложение № 14 отличается от предложения № 10? (Это сложное. сложносочиненное предложение.)
5. Выделите грамматическую основу в предложении № 14.
Составление графа-схемы “Твердые тела” (общий экран, презентация)
СЛАЙД № 28
(На слайде презентации учащиеся совместно с учителем составляют графические цепочки отличия кристаллических тел от аморфных. )
При составлении графа-схемы учащиеся постоянно возвращаются к слайду с текстом. При работе они пользуются индивидуальными текстами на компьютерах и текстом на общем экране. (При нажатии на надпись “Твердые тела” происходит возвращение на слайд №27,при нажатии курсора на любом месте текста происходит возврат на слайд №28).
Совместная работа учителя русского языка и физики.
Вопросы для составления графа-схемы:
- На какие две группы делят твердые тела по характеру расположения частиц?
- Чем отличаются кристаллические тела от аморфных?
- На какие виды делятся кристаллические тела?
- Приведите примеры монокристаллических и поликристаллических тел?
- Что определяет различная кристаллическая решётка тела?
- Что такое анизотропия? Приведите примеры анизотропных тел.
- Что такое изотропия? Приведите примеры изотропных тел.
Выводы
Мы рассмотрели твёрдые тела с точки зрения молекулярного строения вещества. Свойства твёрдых тел определяются характером расположения атомов или молекул. Твёрдые тела делятся на кристаллические и аморфные.
Знания о структуре твёрдых тел необходимы в народном хозяйстве для получения нужных материалов с заданными свойствами.
Полезная информация о физических свойствах твердых тел помогает нам правильно использовать их в повседневной жизни.
Закрепление материала
Работа в группах
Составление конспекта по теме.
Учащиеся делятся на 2 группы и дополняют предложения по теме урока.
(Задания представлены на листах ватмана.
После выполнения задания учащиеся обмениваются полученной информацией, правильность ответов можно проверить на слайдах презентации). СЛАЙДЫ № 29, 30
Домашнее задание
Дополнить конспект по теме “Твердые тела”, оформить его на слайде презентации.
Рефлексия
Ответить на вопросы анкеты.
- Доволен или нет ты своей работой на уроке?
- С каким настроением ты работал?
- Какие затруднения возникли в ходе работы?
- Чтобы ты изменил в уроке?
Подведение итогов урока
Чем мы занимались на уроке? (Что мы делали на уроке?)
Хотели бы вы ещё поработать на таком уроке?
Тема: Твердые тела
(Интегрированный урок по физике и русскому языку в 10-ом классе)
Таблица для оформления урока
Виды деятельности учителей и учащихся во время урока.
Время | Этапы урока | Деятельность учителей | Деятельность учащихся | |
Учитель русского языка | Учитель физики | |||
1 мин. | Организационный момент | Приветствие классу | Приветствие классу | Приветствие |
2 мин. | Мотивация | Пролог урока. Определение темы урока. Показ слайда № 2 |
Определение темы урока. | Слушают вступительное слово учителей. Участвуют в обсуждении. |
3 мин. | Актуализация | Организует работу по лексическому
анализу стихотворения. Слайд № 5 Формулирует цель урока. |
Проводит повторение основных понятий
по теме. Слайд № 3,4 Формулирует тему и цель урока. Помогает учащимся сформулировать проблемный вопрос. Слайд № 6. |
Участвуют в обсуждении. Формулируют проблемный вопрос. Повторяют основы изученного ранее материала, делают записи в тетрадях. |
8 мин. | Изложение нового материала | Показ слайдов № 7-25 Проводит словарную работу по теме (Слайды №8,12,14, 17,19,23). |
Организует объяснение нового
материала. Слайды № 7,9-11, 13,15,16,18,20-22,24. Задает вопросы учащимся, составляя первичную схему “Твердые тела”. |
Слушают объяснения, участвуют в беседе,
отвечают на вопросы, задают вопросы. Проводят первичное обобщение по теме. |
8 мин. | Работа с текстом “Твердые тела”. Анализ текста. |
Формулирует цель работы с текстом,
консультирует учащихся. Анализирует текст по вопросам. |
Показ слайда № 26
Показ слайда №27 |
Учащиеся работают с текстом на
компьютере. Совместно с учителем анализируют текст, выделяя ключевые слова и понятия. |
8 мин. | Конструктор задач. Составление графа-схемы “Твердые тела”. | Организует работу по составлению
графа-схемы “Твердые тела”. Показ слайда №28 |
Комментирует конструктор задач. Задает вопросы учащимся. Слайд №28 |
Находят в тексте ответы на вопросы, выделяют основные физические понятия. Составляют графическую схему “Твердые тела” на слайде презентации № 28 |
4 мин | Закрепление изученного материала. Практическое применение новых знаний. | Организует работу в группах. Консультирует учащихся. Показ слайдов № 29, 30 |
Организует работу в группах. Консультирует учащихся. Организует выступления учащихся. |
Работа в группах. Составляют конспекты по теме. Участвуют в обсуждении. |
2 мин. | Задание на дом. | Задает домашнее задание. | Комментирует выполнение домашнего задания | Записывают домашнее задание. |
2 мин. | Рефлексия. | Организует ответы на вопросы. (Анкета) | Организует ответы на вопросы. (Анкета) | Отвечают на вопросы. |
2 мин. | Подведение итогов. | Подводит итог урока, называет оценки за урок. | Подводит итог урока, называет оценки за урок. | Визуальное восприятие |