Урок русского языка на тему "Имя существительное и имя прилагательное. Повторение". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Тип урока Обобщение и систематизация знаний.
Цель урока Развитие умения правильно и точно использовать в речи имена существительные и прилагательные, а также правильно их писать.
Задачи 1.Повторить признаки имени существительного и имени прилагательного.

2. Совершенствовать умение использовать в речи имена существительные и прилагательные.

3. Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу.

Умения
  • Предметные: уметь правильно и точно использовать в речи и безошибочно писать имена существительные и прилагательные.
  • Личностные УУД: проявлять доброжелательность в диалоге; определять правила работы в парах.
  • Регулятивные УУД: формулировать учебные задачи; отличать верно выполненное задание от неверного; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
  • Познавательные УУД: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать тему и задачи урока; проводить сравнение и классификацию слов.
  • Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Планируемый результат Уметь правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена существительные и прилагательные.
Основные понятия Имя существительное. Имя прилагательное. Склонение.
Ресурсы:
  • основные
  • дополнительные
Учебник С.В. Иванов “Русский язык”, 4 кл., 1 ч.- М.: Вентана – Граф, 2013

- Пишем грамотно. 4 класс. – М.И. Кузнецова. Рабочая тетрадь №1.- М.: Вентана – Граф, 2015

- Методическое пособие

- презентация к уроку “Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном” (Приложение 1)

Организация пространства работа фронтальная, индивидуальная, в парах

Этапы урока

Технология проведения Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность ученика
I этап.

Организационный момент

Мотивация (самоопределение)

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2) определить содержательные рамки урока.

коммуникативные:
– слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть  диалогической формой речи.
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А писать и отвечать.

- Открываем тетради, отступаем от последней записи две строчки вниз, записываем дату, классная работа.

Дети, стоя, приветствуют гостей.

Записывают дату в тетрадях.

Коммуникативные:
точно и полно выражать свои мысли.
Личностные УУД:
– устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).
регулятивные:
– определять и формулировать задачи деятельности на уроке;
– под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
– определять последовательность
действий на уроке.
- Начнем наш урок с такого высказывания:

“На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно”.

- Как вы понимаете его смысл?

Начнём урок с Орфографической минутки (исправить грамматические и пунктуационные ошибки)

На виршыни ели была гниздо. Рядом с малинькими яичьками там лижала бальшоя. Его паткинула кукушка.

Объясняют смысл высказывания, проговаривают правила поведения в общении.

Исправляют ошибки, объясняя различные орфограммы.

На вершине ели была гнездо. Рядом с маленькими яичками там лежало большое. Его подкинула кукушка.

- Ну а теперь, давайте определим тему нашего урока. На доске слова

тайга мост осень погода

- Как сделать так, чтобы эти слова стали выразительнее, ярче?

Итак, тема нашего урока...

- Какие задачи на уроки мы поставим перед собой?

- Что вы ждёте от этого урока? Как бы вы хотели, чтобы прошёл урок?

Всем удачи!

Имена прилагательные и имена существительные.

1.Повторить признаки имени существительного и имени прилагательного.
2. Совершенствовать умение использовать в речи имена существительные и прилагательные.
3. Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу.

II этап. Актуализация знаний

Цель:

1) повторить тему предыдущих уроков

2) учить находить имена существительные и прилагательные в речи.

Предметные:
– знать определения склонения; знать как изменяются имена прилагательные и имена существительные;

Познавательные:
– ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Регулятивные:
– осуществлять самоконтроль; высказывать свое предположение на основе учебного материала;
Коммуникативные:
слушать и понимать речь учителя; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные:
– оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
 – определять общие для всех правила поведения.

- Что больше всего вы любите делать как дети?

- Предлагаю сыграть в игру “Да - нет - ка”. На мои вопросы вы отвечаете только да или нет.

Играть
а) склонение — это изменение имен существительных по падежам. /п/ да
б) имя прилагательное изменяется по падежам. Родам и числам. /п/ да
в) в русском языке три склонения: мужское, женское и среднее /н/ нет
г) имя существительное имеет три склонения, изменяется по числам и падежам/п/ да
д) одно и то же имя существительное может относиться к разным типам склонения/н/ нет
е) падеж имени прилагательного зависит от имени существительного? /п/ да
ж) является ли существительное ножницы ж. р.?/н/ нет
III этап. Тренировочные действия с изученным материалом Познавательные:
– выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
- Зачеркни лишнее слово на каждой группе:
  • ёлка ель сосна липа
  • грусть костёр успех журавль
  • кресло зеркало окно пальто
  • фасоль тюлень пароль тополь
Фронтальная работа у доски.
  • ёлка ель сосна липа (это сущ. 3 скл., а остальные 1 скл.)
  • грусть костёр успех журавль (это сущ. ж.р., а остальные м.р.)
  • кресло зеркало окно пальто (это несклоняемое сущ.)
  • фасоль тюлень пароль тополь (это сущ. 3 скл., а остальные 2 скл.)
IV этап. Тренировочная работа с применением имеющихся знаний

Цель:

1) Усвоить сходство и различия между данными частями речи. Развивать умение правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена существительные и прилагательные

2) Выявление места и причины затруднения.

3) составить алгоритм сравнения имён существительных и прилагательных

4) учить сравнивать имена существительные и прилагательные по алгоритму.

Коммуникативные:
– слушать и понимать речь других;
– формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные:
проводить сравнение и классификацию слов;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

Регулятивные:
– высказывать свое предположение на основе учебного материала;

– отличать верно выполненное задание от неверного;

– осуществлять самоконтроль;

– совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Подбери к существительным подходящие по смыслу прилагательные и напиши словосочетания. Укажи род.

- Подбери к прилагательным подходящие по смыслу существительные и напиши словосочетания. Укажи род и число прилагательных. У каких прилагательных нельзя определить род?

Охотник _________________
Шоссе ___________________
Гусли_____________________
Мама _____________________

Дождливая __________
горький______________
глубокое______________
острый _______________
тёплые _______________

Индивидуальная работа (с последуюшей проверкой по эталону)

Вставьте пропущенные окончания прилагательных.

Определите род, число и падеж. 
Добр... делами (_____________.), весёл...песня (_________________.),

горяч...лучам (_________________), русск...языку (_________________),

голуб...неба (__________________), звонк....смеху (________________),

ярк...солнцу (__________________).

Вы справились с заданием! Оцените свою работу, выставив баллы на полях.

Индивидуальная работа (с последуюшей проверкой по эталону)

 

Добр... делами (ыми,мн..ч.,Т.п.), весёл...песня (ая,ед.ч.,ж.р., Им.п.),

горяч...лучам (им,мн.ч.,Д.п.), русск...языку (ому,ед.ч.,м.р., Д.п.),

голуб...неба (ого,ед.ч.,ср.р.,Р.п.), звонк....смеху (ому,ед.ч.,м.р.,Д.п.),

ярк...солнцу (ому, Д.п.,ед.ч.,ср.р.),

Перед вами два предложения.

Для каждого человека весна приближается по особым приметам.

Закачались высокие берёзы у просёлочной дороги.

Из первого предложения выпиши все имена существительные в той форме, в которой они стоят в предложении, укажи морфологические признаки одной из форм имени существительного (на выбор).

для человека – ед.ч., м.р., 2 скл, Р.п.

весна – ед.ч., ж.р., 1 скл, И.п.

по приметам – мн.ч., Д.п.

высокие берёзы – мн.ч., И.п.,

у просёлочной дороги – ед.ч., ж.р., Р.п.

Из второго предложения выпиши все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи морфологические признаки одной из форм имени прилагательного (на выбор).

Сравнение им. сущ. и им. прил. Вспомните правила работы в паре.

Вопросы для сравнения Имя сущ. Имя прил.
Что обозначает?    
На какие вопросы отвечает?    
Какие окончания имеет в начальной форме?    
Изменяется по числам?    
Имеет ли род?    
Изменяется по родам?    
Изменяется по падежам?    
Какими членами может быть в предложении?    
В паре заполняют таблицу (Приложение 2) затем проверяют по эталону у доски (Приложение 3).
Физминутка   – Встаньте, посмотрите, выполнена ли работа у всех. Дети проходят по классу.
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке Личностные УУД:
– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные:
– осуществлять самоконтроль;
– давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
– выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
- Оцените свою работу на уроке.
Перед вами лесенка успеха. Нарисуйте снежинку на нужной ступеньке.

Нижняя ступенька - у меня ничего не получилось;

средняя ступенька - у меня были проблемы;

верхняя - мне всё удалось.

Я –
  • знаю
  • запомнил(а)
  • смог(ла)
VII. Домашнее задание регулятивные: осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
–Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую на ваш взгляд, вы сможете выполнить, при этом помните условие
  • красная – высокий  уровень сложности,
  • зеленая – средний уровень сложности,
  • желтая – низкий уровень сложности.
Дети выбирают понравившуюся им карточку и выполняют работу дома.
На следующем уроке проверяют работу по эталону (Приложение 4)

 Внимательно слушают, записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Личностные: осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка Я вас всех благодарю за урок. Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы работали.