Тип урока | Обобщение и систематизация знаний. |
Цель урока | Развитие умения правильно и точно использовать в речи имена существительные и прилагательные, а также правильно их писать. |
Задачи | 1.Повторить признаки имени
существительного и имени прилагательного. 2. Совершенствовать умение использовать в речи имена существительные и прилагательные. 3. Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу. |
Умения |
|
Планируемый результат | Уметь правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена существительные и прилагательные. |
Основные понятия | Имя существительное. Имя прилагательное. Склонение. |
Ресурсы:
|
Учебник С.В. Иванов “Русский язык”, 4
кл., 1 ч.- М.: Вентана – Граф, 2013 - Пишем грамотно. 4 класс. – М.И. Кузнецова. Рабочая тетрадь №1.- М.: Вентана – Граф, 2015 - Методическое пособие - презентация к уроку “Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном” (Приложение 1) |
Организация пространства | работа фронтальная, индивидуальная, в парах |
Этапы урока
Технология проведения | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||||||||||
I этап. Организационный момент Мотивация (самоопределение) Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; 2) определить содержательные рамки урока. |
коммуникативные: – слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи. |
С добрым утром. Начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А писать и отвечать. - Открываем тетради, отступаем от последней записи две строчки вниз, записываем дату, классная работа. |
Дети, стоя, приветствуют гостей. Записывают дату в тетрадях. |
|||||||||||||||||||||||||
Коммуникативные: – точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД: – устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). регулятивные: – определять и формулировать задачи деятельности на уроке; – под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; – определять последовательность действий на уроке. |
- Начнем наш урок с такого высказывания: “На
практике проверить можно точно, - Как вы понимаете его смысл? Начнём урок с Орфографической минутки (исправить грамматические и пунктуационные ошибки) На виршыни ели была гниздо. Рядом с малинькими яичьками там лижала бальшоя. Его паткинула кукушка. |
Объясняют смысл высказывания,
проговаривают правила поведения в общении. Исправляют ошибки, объясняя различные орфограммы. На вершине ели была гнездо. Рядом с маленькими яичками там лежало большое. Его подкинула кукушка. |
||||||||||||||||||||||||||
- Ну а теперь, давайте определим тему
нашего урока. На доске слова тайга мост осень погода - Как сделать так, чтобы эти слова стали выразительнее, ярче? Итак, тема нашего урока... - Какие задачи на уроки мы поставим перед собой? - Что вы ждёте от этого урока? Как бы вы хотели, чтобы прошёл урок? Всем удачи! |
Имена прилагательные и имена
существительные. 1.Повторить признаки имени
существительного и имени прилагательного. |
|||||||||||||||||||||||||||
II этап. Актуализация знаний Цель: 1) повторить тему предыдущих уроков 2) учить находить имена существительные и прилагательные в речи. |
Предметные: – знать определения склонения; знать как изменяются имена прилагательные и имена существительные; Познавательные: |
- Что больше всего вы любите делать как
дети? - Предлагаю сыграть в игру “Да - нет - ка”. На мои вопросы вы отвечаете только да или нет. |
Играть | |||||||||||||||||||||||||
а) склонение — это изменение имен существительных по падежам. /п/ | да | |||||||||||||||||||||||||||
б) имя прилагательное изменяется по падежам. Родам и числам. /п/ | да | |||||||||||||||||||||||||||
в) в русском языке три склонения: мужское, женское и среднее /н/ | нет | |||||||||||||||||||||||||||
г) имя существительное имеет три склонения, изменяется по числам и падежам/п/ | да | |||||||||||||||||||||||||||
д) одно и то же имя существительное может относиться к разным типам склонения/н/ | нет | |||||||||||||||||||||||||||
е) падеж имени прилагательного зависит от имени существительного? /п/ | да | |||||||||||||||||||||||||||
ж) является ли существительное ножницы ж. р.?/н/ | нет | |||||||||||||||||||||||||||
III этап. Тренировочные действия с изученным материалом | Познавательные: – выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; |
- Зачеркни лишнее слово на каждой
группе:
|
Фронтальная работа у доски.
|
|||||||||||||||||||||||||
IV этап. Тренировочная работа
с применением имеющихся знаний Цель: 1) Усвоить сходство и различия между данными частями речи. Развивать умение правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена существительные и прилагательные 2) Выявление места и причины затруднения. 3) составить алгоритм сравнения имён существительных и прилагательных 4) учить сравнивать имена существительные и прилагательные по алгоритму. |
Коммуникативные: – слушать и понимать речь других; – формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные:
Регулятивные: – отличать верно выполненное задание от неверного; – осуществлять самоконтроль; – совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. |
Подбери к существительным подходящие
по смыслу прилагательные и напиши
словосочетания. Укажи род. - Подбери к прилагательным подходящие по смыслу существительные и напиши словосочетания. Укажи род и число прилагательных. У каких прилагательных нельзя определить род? |
Охотник _________________ Шоссе ___________________ Гусли_____________________ Мама _____________________ Дождливая __________ |
|||||||||||||||||||||||||
Индивидуальная работа (с последуюшей
проверкой по эталону) Вставьте пропущенные окончания прилагательных. Определите род, число и падеж. горяч...лучам (_________________), русск...языку (_________________), голуб...неба (__________________), звонк....смеху (________________), ярк...солнцу (__________________). Вы справились с заданием! Оцените свою работу, выставив баллы на полях. |
Индивидуальная работа (с последуюшей
проверкой по эталону)
Добр... делами (ыми,мн..ч.,Т.п.), весёл...песня (ая,ед.ч.,ж.р., Им.п.), горяч...лучам (им,мн.ч.,Д.п.), русск...языку (ому,ед.ч.,м.р., Д.п.), голуб...неба (ого,ед.ч.,ср.р.,Р.п.), звонк....смеху (ому,ед.ч.,м.р.,Д.п.), ярк...солнцу (ому, Д.п.,ед.ч.,ср.р.), |
|||||||||||||||||||||||||||
Перед вами два предложения. Для каждого человека весна приближается по особым приметам. Закачались высокие берёзы у просёлочной дороги. Из первого предложения выпиши все имена существительные в той форме, в которой они стоят в предложении, укажи морфологические признаки одной из форм имени существительного (на выбор). |
для человека – ед.ч., м.р., 2 скл, Р.п. весна – ед.ч., ж.р., 1 скл, И.п. по приметам – мн.ч., Д.п. высокие берёзы – мн.ч., И.п., у просёлочной дороги – ед.ч., ж.р., Р.п. |
|||||||||||||||||||||||||||
Из второго предложения выпиши все формы
имён прилагательных с именами существительными,
к которым они относятся. Укажи морфологические
признаки одной из форм имени прилагательного (на
выбор). Сравнение им. сущ. и им. прил. Вспомните правила работы в паре.
|
В паре заполняют таблицу (Приложение 2) затем проверяют по эталону у доски (Приложение 3). | |||||||||||||||||||||||||||
Физминутка | – Встаньте, посмотрите, выполнена ли работа у всех. | Дети проходят по классу. | ||||||||||||||||||||||||||
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Личностные УУД: – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные: – осуществлять самоконтроль; – давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; – выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: – уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
- Оцените свою работу на уроке. Перед вами лесенка успеха. Нарисуйте снежинку на нужной ступеньке. Нижняя ступенька - у меня ничего не получилось; средняя ступенька - у меня были проблемы; верхняя - мне всё удалось. |
Я –
|
|||||||||||||||||||||||||
VII. Домашнее задание | регулятивные: осуществлять
самоконтроль; коммуникативные: – слушать и понимать речь других; – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
–Перед вами карточки разного цвета
выберете себе ту, которую на ваш взгляд, вы
сможете выполнить, при этом помните условие
|
Дети выбирают понравившуюся им
карточку и выполняют работу дома. На следующем уроке проверяют работу по эталону (Приложение 4) Внимательно слушают, записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. |
|||||||||||||||||||||||||
Личностные: осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка | Я вас всех благодарю за урок. Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы работали. |