Цель: Изучить Тип Плоские черви.
Задачи:
1) Образовательные:
- рассмотреть особенности организации плоских червей
- выявить черты высокой организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными
- развить и закрепить умения и навыки учащихся в оформлении мыслительных операций в устной и письменной форме.
2) Воспитательные:
- содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности;
3) Развивающие:
- продолжить формирование работать с таблицами, текстом, сравнивать, делать выводы
- совершенствовать навыки самостоятельной и групповой работы; развитие коммуникативных способностей учащихся – умения выслушивать мнения товарищей и обосновывать свою точку зрения и прийти к совместному выводу
Тип урока: комбинированный.
Средства обучения: таблица “ Плоские черви”, раздаточный материал, учебник Захаров, Сонин “Биология. Многообразие живых организмов.7 класс”
Ход урока
I. Организационный момент: Вспоминаем тему прошлых уроков (был изучен Тип Кишечнополостные)
II. Проверка знаний: тест: (два варианта)
1 вариант
А1. Ответная реакция организма гидры на действие внешних раздражителей
- регенерация
- оплодотворение
- рефлекс
- почкование
А2. Колонии кораллов образуют животные, которые относятся к типу
- моллюсков
- кишечнополостных
- ланцетников
- простейших
А3. Стенка тела гидры состоит из … слоёв
- одного
- двух
- трёх
- четырёх
А4. В состав эктодермы гидры не входит
- кожно-мускульные клетки
- стрекательные клетки
- нервные клетки
- пищеварительные клетки
А5. Между эктодермой и энтодермой гидры расположена
- опорная пластинка
- мезоглея
- гиподерма
- мезодерма
А6. Наибольшее скопление стрекательных клеток у гидры
- у рта и на подошве
- у рта и на стебельке тела
- у рта и на щупальцах
- у рта и на стенках кишечной полости
А7. К типу Кишечнополостные относится
- актинии
- асцидии
- офиуры
- голотурии
А8. Гидра обитает в
- пресных водоёмах с быстрым течением
- пресных водоёмах со стоячей водой
- опреснённых лиманах
- морях и океанах
А9. Самой крупной из известных медуз является
- цианея антарктическая
- корнерот
- крестовичок
- кассиопея
А10. Кишечная (гастральная) полость медуз
- простая мешкообразная
- разделённая на передний и задний отделы
- разветвлённая
- не выражена
В1. Выберите признаки относящиеся только к кищечнополостным животным
А) трёхслойное строение тела
Б) двусторонняя симметрия
В) двухслойное строение тела
Г) в цикле развития присутствует стадия полипа
Д) паразитирующие организмы
Е) тело состоит из эктодермы, энтодермы мезодермы
2 вариант
А1. Образование молодых сифоидных медуз происходит в результате
- стробиляции
- почкования
- стагнации
- фрагментации
А2. Ранняя свободноплавающяя стадия развития медуз, вскоре после их образования, называется
- морулой
- эфирой
- нимфой
- планулой
А3. По способу питания медузы
- хищники
- паразиты
- фильтраторы
- растительноядные
А4. Коралловые рифы образуются
- в полярных морях
- в морях умеренных широт
- в тропических морях
- повсеместно в Мировом океане
А5. Для кораллов не характерно
- симбиоз с другими организмами
- образование стадии медузы
- почкование
- половое размножение
А6. Тело кишечнополостных
- не имеет клеточного строения
- состоит из одной клетки
- состоит из эктодермы, энтодермы и мезодермы
- состоит из эктодермы и энтодермы
А7. Лучевую симметрию имеет
- речная гидра
- планария
- ланцетник
- рачок дафния
А8. Стрекательных клеток нет у
- кольчатого червя нереиды
- гидры
- актинии
- медузы аурелии
А9. Ответная реакция на раздражение речной гидры возможна благодаря наличию
- нервной трубки
- нервной цепочки
- промежуточных клеток
- нервной сети
А10. Способность восстанавливать повреждённые и утраченные части тела либо целый организм из части называется
- дегенерация
- регенерация
- половое размножение
- рефлекс
В1. Установите соответствие между особенностями образа жизни и строения и разными кишечнополостными, для которых эти особенности характерны
А) обитание в толще морской воды 1) медузы
Б) обитание в полосе прибоя 2) коралловые полипы
В) образуют колонии
Г) не образуют колонии
Д) имеют известковый скелет
Е) не имеют известкового скелета
Ответы
1 вариант
А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 3 2 2 4 2 3 1 2 1 3
В1. В Г Е
2 вариант
А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18 А19 А20 1 2 1 3 2 4 1 1 4 2
В1. 1 А Г Е 2 Б В Д
Ниже предложены бланки ответов для учащихся, которые распечатываются и разрезаются
Кишечнополостные
ФИО _________________________Класс _____ Вариант №____
Часть А
Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ответ
В1 – три ответа в алфавитном порядке
III. Изучение нового материала:
1. Работа с текстом учебника: Учащиеся находят характеристику Типа Плоских червей. Учитель при необходимости дополняет.
Тело плоское, его форма листовидная (у ресничных и сосальщиков) или лентовидная (у ленточных червей).
Впервые в животном мире у представителей этого типа развилась двусторонняя (билатеральная) симметрия тела, т. е. через тело можно провести только одну продольную плоскость симметрии, делящую его на две зеркально подобные части.
Кроме эктодермы и энтодермы они имеют еще средний зародышевый листок — мезодерму. Поэтому их считают первыми трехслойными животными. Наличие трех зародышевых листков дает основу для развития различных систем органов.
Стенку тела образует колено-мускульный мешок —совокупность наружного однослойного эпителия и расположенных под ним нескольких слоев мышц — кольцевых, продольных, косых и спинно-брюшных. Поэтому тело плоских червей способно совершать сложные и разнообразные движения.
Полость тела отсутствует, так как пространство между стенкой тела и внутренними органами заполнено рыхлой массой клеток — паренхимой.Она выполняет опорную функцию и служит в качестве депо запасных питательных веществ.
2. Характеристика систем органов: Самостоятельное заполнение таблицы: (работа с текстом)
Системы органов белой планарии
Системы органов | органы |
Пищеварительная система | Рот, глотка, кишечник |
Выделительная система | представлена протонефридиями — каналами, слепо начинающимися в мезенхиме и по бокам тела; |
Нервная система. | состоит из одного-двух нервных узлов (ганглиев) в передней части тела и продольных нервных стволов, связанных поперечными кольцевыми перемычками |
Органы чувств. | Развиты слабо. Кожные реснички. Примитивные пигментные гдазки. Органы равновесия |
Половая система | Гермафродиты.Развиты половые железы и сложная система протоков |
Дыхательная и кровеносная | Отсутствуют. |
3. Беседа с учениками об особенностях организации плоских червей.
Учащиеся делают выводы об усложнении в плоских круглых червей по сравнению с кишечнополостными. В ходе беседы заполняется таблица:
Черты сходства и различия кишечнополостных и плоских червей
Черты сходства | Черты отличия | |
Пресноводная гидра | Белая планария | |
1.Многоклеточные | Двухслойные | Трёхслойные |
2. Хорошо развита регенерация | Лучевая симметрия | Двусторонняя симметрия |
3. Большую роль играет внутриклеточное пищеварение | Нет органов | Есть ортанов |
Диффузная нервная система | Лестничная нервная система | |
Нет кожно-мускульного мешка | Есть кожно-мускульный мешок |
4. Физминутка
5. Обсуждение
Вопросы для обсуждения:
- Каковы общие признаки Плоские черви?
- Какие прогрессивные изменения произошли у Плоских червей в процессе эволюции?
- Чем сходны плоские черви и гидра?
- В чем проявляется усложнение строения белой планарии по сравнению с гидрой?
6. Закрепление материала
Дается задание на карточках. После выполнения задания идёт проверка.
Запишите номера названий органов и их частей, соответствующих определённой системе органов
Пищеварительная система_______________________
Выделительная система_________________________
Нервная система._______________________________
Половая система________________________________
1.Семенники
2. Ротовое отверстие
3. Глотка
4. Яичники
5. Кишка
6. Нервные стволы
7. Разветвлённые канальцы
8. Кожно-мускульный мешок
IV. Домашнее задание: Текст учебника до классов плоских червей
V. Итоги по теме урока: беседа с учащимися.
Представители Типа Плоские черви бывают свободноживущие и паразиты. Важнейшим их признаком является отсутствие полости тела, наличие двусторонней симметрии. Это трёхслойные животные. Имеет кожно-мускульный мешок Представители этого типа – гермафродиты.