Методический сценарий урока
Параметры | Описание |
Учебный предмет | Мировая художественная культура |
Ступень обучения и класс | Средняя школа, 7 класс |
Цель и задачи урока | Цель: познакомить учащихся с
многообразием мира культуры Задачи: Практический аспект: - развитие коммуникативных умений, умение работать в команде; - извлечение необходимой информации визуального характера; - развитие навыка работы в малых группах Образовательный аспект: - знакомство с понятиями: культура, художественная культура, искусство; - развитие метапредметных навыков; - развитие умений аналитического характера; Развивающий аспект: - развитие способности к взаимодействию и сотрудничеству в процессе решения исследовательско - творческих задач; Воспитательный аспект: - развитие личностно значимой, познавательной мотивации учащихся, - воспитание умения ценить прекрасное. |
Ожидаемые учебные результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Личностные: – формирование осознанного и ответственного отношения к проблемам современного искусства; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Метапредметные: – формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; - формирование умений выделять общее и существенное; – формирование навыка сопоставления и анализа языка искусства; Предметные: – формирование и развитие коммуникативных умений во время анализа произведений искусства; – формирование умений выделять существенные черты при определении стилевых направлений. Необходимые ресурсы, материалы: видеоматериалы сервиса Youtube, мультимедийный проектор, экран компьютер, дидактические материалы. Источники информации: книги и сайты в Internet, посвященные искусству. |
Длительность урока | Урок (45 минут) |
Ход урока | I. Организационный момент II. Постановка проблемы “Что такое культура? Кого мы можем назвать культурным человеком?” 2.1. Работа с понятийным словарем темы Мировая художественная культура – что стоит за каждым словом? – А) Высказывание своего мнения учащимися Б) Работа со словарями Даля, Ожегова на нахождение толкования этих слов ( учащимся можно распечатать страницу из словаря, на которой есть эти слова, тем самым облегчив поиск до страницы или на отдельном листе дать уже выбранные толкования понятий – это будет зависеть от тех детей, которые придут на урок)) Составление словаря МХК – какие понятия мы могли бы отнести к МХК? – запись слов на доске со слов учащихся (учитель их распределяет на доске таким образом, чтобы виды искусства размещались отдельно, памятники искусства отдельно и т.д.) III. Развитие навыков групповой работы исследовательского характера, развитие умений извлекать информацию из визуального ряда. Работа в группах. Класс делится на несколько рабочих групп по 4-5 человек, которым предлагается задание: Рассмотрите иллюстративный ряд, помещенный в конверт, и разбейте иллюстрации на группы. Выявите главные черты, на основании которых вы разбили иллюстрации. Сколько групп у Вас получилось? Как Вы их назовете? Учащимся для рассмотрения предлагается раздаточный материал с иллюстрациями картин (см. приложение № 1)
IV. Развитие умений аргументированного высказывания. После выполнения групповой работы заслушиваются аргументированные выступления представителей каждой из рабочих групп. В ходе обсуждения уточняются произведения, вошедшие в каждую из групп на основании художественно-выразительных средств: Архитектура – искусство проектирования и строительства зданий и сооружений. В основе лежит художественная организация пространства. Живопись - вид изобразительного искусства, образ в котором создаётся на поверхности холста, доски, стены и других поверхностях с помощью красок. Язык живописи – цвет. В основе лежит художественная организация плоскости. Скульптура – изобразительное искусство, говорящее языком пластики, объёма. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, бюст) и рельеф. В основе лежит художественная организация объема. V. Характеристика видов искусства и Аналитическая работа учащихся над выявлением общих характеристик различных видов искусства. Помимо трех основных видов искусства выделяются еще 9 видов (их могут называть учащиеся, поясняя в чем заключается этот вид искусства, в чем его отличительные черты): графика - вид изобразительного искусства, к которому относятся рисунок и основанные на нём печатные художественные произведения (гравюра, литография и т.п.). Графика говорит языком линии, штриха, пятна. литература – в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства. музыка – Каждое искусство говорит на своём языке. Язык музыки – звуки, организованные с помощью мелодии, интонации, ритма, тембра, гармонии. танец – это древнейшее из искусств, ритмичные движения под музыку, передача эмоций посредством своего тела. В истории древнего мира все важные события в жизни человека были выражены в танцах: рождение, исцеление, брачные церемонии, праздники урожая. Техника танца - это уровень мастерства владения собственным телом в выполнении основных движений под музыку. В большинстве танцев есть базовые движения, которые имеют критерии выполнения в отличии от танцевальной импровизации. театр – Как и любой другой вид искусства, театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёров, художника и композитора. кино – Кинематограф появился тогда, когда в нём возникла потребность. Это дитя века техники – и музу кино иногда называют Технэ. Кино по своей природе искусство синтетическое. В кинообраз как его составные органические элементы входят и литература, и живопись, и театр. дизайн (ДПИ) - искусство, творящее красоту, окружающую нас в быту. цирк – вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление. фотография - Фотоискусство – создание химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности. VI. Выступление участников групп. Обсуждение вывода: Подводя итоги, мы говорим о том, что Мировая художественная культура – это вид общественной культуры, в основе которой лежит образно-творческое воспроизведение общества и людей, а также живой и неживой природы через средства, используемые профессиональным искусством и народной художественной культурой. Также это явления и процессы духовной практической деятельности, создающей, распространяющей и осваивающей материальные предметы и произведения искусства, которые обладают эстетической ценностью. Мировую культуру можно определить как совокупность достижений человечества в материальной и духовной сфере – совокупность плодов усилий по пересозданию, пересотворению им мира. Мировая художественная культура включает в себя живописное, скульптурное, архитектурное наследие и памятники декоративно-прикладного искусства, а также все многообразие созданного народом и отдельными его представителями произведений. Существуют 12 видов искусства, которые имеют свои особенности выражения и художественной организации. VII. Подведение итогов урока. Оценка деятельности каждой из команд. Цитата: Многообразие видов искусства даёт возможность эстетически осваивать мир во всей его сложности и богатстве. Нет главных и второстепенных искусств, но каждый вид обладает своими слабыми и сильными сторонами в сравнении с другими видами искусств. Домашнее задание.
|