Использование метода проектов при обучении предметам теоретического цикла в ДШИ

Разделы: Дополнительное образование


Почему метод проектов? Или вместо введения

Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Современный выпускник Школы искусств должен не только обладать специальными умениями и навыками (игра на музыкальном инструменте, знаниями из области теории музыки и т. д.), но и широким кругозором. Ребенок должен уметь выбирать из огромного потока информации нужную и применять ее. Современному человеку необходимо умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, быть активным и коммуникабельным.

Ясно, что в современных вызовах времени и содержание учебного предмета, и методика его преподавания должны действительно доказывать свою многостороннюю эффективность. Стало быть, один из главных вопросов преподавания музыкально- теоретических дисциплин (сольфеджио, теории музыки, музыкальной литературы) в двадцать первом веке звучит следующим образом: как, не упрощая существо предмета, сделать музыкально- теоретические предметы привлекательным и личностно востребованным учащимися? Как направить процесс на развитие музыкально-творческого потенциала, воспитания потребности в музыкальном самообразовании. Наверно, ориентируясь на современные педагогические технологии, соответствующие принципам художественной педагогики развивающего обучения.

Одним из методов, который я применяю в своей педагогической деятельности, является метод проектов. Этот метод помогает развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике,

Актуальность данной работы заключается в том, что метод проектов способствует получению учащимися опыта от практического использования приобретенных навыков и расширения границ владения музыкальными навыками, развивает творческие способности, формирует самостоятельность учащихся. Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат времени, материалов, информационных источников, поэтому формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках урока.

Глава I Сущность метода проектов

1.1. Определение метода проектов.

Метод проектов возник в 20- е годы ХХ века в США, его также называли “методом проблем”. Основоположником “метода проектов” в мировой педагогике считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи, его ученик и последователь В. Килпатрик определил суть этого метода как “от души выполняемый замысел”. В России метод проектов был известен еще в 1905 году, после революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской, затем в области использования данного метода работал выдающийся русский педагог С.Т. Шацкий, но с 1931года метод был отменен и не использовался до 90 годов XX века. И вновь в современном обществе метод проектов становится актуальным, он является инновационной технологией, потому что позволяет интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов. Среди современных ученых, занимающихся исследованием проектной методики, можно назвать доктора педагогических наук Гузеева В.В., доктора педагогических наук - профессора Полат Е.С. и ее соавторов Моисееву М.В. и Бухаркину М.Ю.

Они определили, что Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность каждому ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. [Бухаркина М.Ю. Моисеева М.В. Полат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, 2000].

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием проекта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Задачами проектной деятельности являются:

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижение цели на протяжении всей работы);
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • Умение анализировать, что предполагает креативность и критическое мышление;
  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Кроме того, существуют следующие принципы организации проектной деятельности:

  • Проект должен быть посильным для выполнения;
  • Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, аудиатеку, медиатеку и т.д.)
  • Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся, имеющих опыт проектной деятельности);
  • Обеспечить руководство проектом со стороны педагога — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
  • Если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнении проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку. [Бухаркина М.Ю. Моисеева М.В. Полат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, 2000].

1.2 Основные требования к использованию метода проектов и этапы работы над проектом

При использовании метода проектов учитывается ряд требований:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Например, исследование жизненного пути, предпосылок к сочинению различных произведений композитором, история первого и последующих исполнений произведений, заочных путешествий в разные страны вместе с композитором при изучении “Творчества композитора” на уроках “Музыкальной литературы” ит.д.
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Например: совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий, составление афиши, доклад, реферат, сочинение рассказа, сказки, песен, пьес.
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  • Использование метода проектов, предусматривает определенную последовательность действий или этапов выполнения.

Ниже в таблице предлагается один из вариантов последовательности проектных действий учителя и учащихся, который предложил доктор педагогических наук В.В. Гузеев.

Этапы работы учителя и учащихся над проектом

Стадии работы над проектом Содержание работы на этой стадии Деятельность учащихся Деятельность учителя
Подготовка Определение темы и целей проекта Обсуждают тему проекта с учителем и получают дополнительную информацию.

Определяют цели.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей.
Планирование Определение источников информации; определение способов ее сбора и анализа.

Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Распределение заданий и обязанностей между членами команды

Вырабатывают план действий, формулируют задачи. Предлагает идеи, высказывает предложения.
Исследование Сбор информации и решение промежуточных задач. Инструменты: интервью, опросы, наблюдения. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.
Анализ и обобщение Анализ информации, оформление результатов, формулировка выводов. Анализируют информацию, обобщают результаты. Наблюдает, советует.
Представление или отчет Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчеты. Отчитываются. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника
Оценка результатов и процесса выполнения проекта Оценка результатов и

процесса выполнения проекта

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использованных источников, делает предложения по качеству отчета.

1.3. Классификация проектов.

Рассмотрим общедидактическую типологию проектов:

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

Ролево-игровые проекты. В таких проектах участники принимают на себя роли. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманные участниками. Результаты такого проекта могут проявляться в начале проекта, а могут к его окончанию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим является ролево - игровая деятельность.

Монопроекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Но работа над монопроектом предусматривает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Подобный проект также требует структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли распределяются учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов из различных областей знания. Они требуют глубокой, содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

По характеру контактов проекты могут быть:

  • внутриклассными
  • внутришкольными
  • региональными (в пределах одной страны
  • международными

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

В проектах с явной координацией координатор участвует в нем с собственной своей функцией, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, встреча в каком-то официальном учреждении, анкетирование, интервью со специалистами).

В проектах со скрытой координацией координатор выступает как полноправный участник проекта.

Личностные - между партнерами, находящимися в одном классе, школе.

Парные - между парами участников и групповые - между группами.

Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка может быть продуктивна на уроке Музыкальной литературы. Пример: проект “Составление афиши из номеров пройденной оперы”. На уроке Сольфеджио это может быть проект по составлению заданий для самостоятельной работы.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными формами (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки, посещение концерта). Все это, благодаря глубокому “погружению” в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.

Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

1.4 Возраст учащихся и помощь учителя на различных этапах работы над проектом.

Проектную деятельность можно начинать уже в младших классах (я - обычно со 2 класса) Но, тем не менее, трех - пятиклассники нуждаются в максимальной помощи учителя на всех этапах работы над проектом. Особенно трудно дается им выделить проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности. Дети данного возраста еще не могут рационально распределить время, не всегда в потоке информации удается отделить главное и второстепенное, они не всегда умеют анализировать и обобщать материал. Все это предполагает, что значительный объем работы над проектом учителю придется осуществлять вместе с ребенком, постоянно его, поддерживая и вдохновляя.

Шести–семиклассники вполне могут самостоятельно сформулировать проблему и цель проекта. Трудность может возникнуть у них при разработке плана, тут потребуется помощь учителя. Реализация плана, как правило не вызывает трудностей. Самой большой проблемой у учащихся этого возраста является мотив к деятельности, подростки быстро теряют интерес к работе. В целом при дозированной помощи, ненавязчивом контроле и вдохновляющем примере шести - семиклассники успешно справляются с выполнением проектов (распределение по классам идет по уровню ДМШ, а не общеобразовательной школы, поэтому 8-11 классы не рассматриваю).

Глава II Использование метода проектов при обучении сольфеджио, музыкальной литературе, композиции.

2.1 Роль метода проектов в преподавании теоретических предметов.

На данный момент главной целью обучения Сольфеджио является организация музыкального слуха учащегося и его развитие, а также обучение активному использованию слуха в творческой, исполнительской практике.

Нельзя считать единственной целью сольфеджио только обучение чтению нот с листа и чистому интонированию. Так определять цель данного курса было бы неверно. Умение читать ноты и чисто интонировать является лишь необходимой базой для обучения. Как педагог сольфеджио я добавляю: развитие музыкально-творческой личности, где выделяю цель сольфеджио- Развитие музыкального слуха, т. е. развитие общей музыкальности, кругозора, музыкального мышления и творческой инициативы.

Исходя из утверждения о важности формирования нравственно-эстетических качеств личности, в задачу курса сольфеджио вводится не только обучение различным знаниям и навыкам (пение по нотам, чтение нот с листа, анализ на слух, диктант, ритмические упражнения и т.д.) но и воспитание музыкального вкуса, любви к музыке, творческого отношения к ней.

Поэтому в своей работе я ставлю следующие задачи:

  • способствовать развитию общей музыкальности и творческого отношения к музыке.
  • развивать равномерно все стороны музыкального слуха, как основу для практических навыков (чтение и записи музыки).
  • применяя принцип единства обучения и воспитания, использовать метод осознанности обучения и развития мышления и самостоятельности.
  • опираясь на тесную связь со всеми музыкальными дисциплинами, развивать слух на лучших образцах классической и современной музыкальной литературы, на народных песнях.

В классе сольфеджио я добиваюсь сочетания индивидуального обучения и группового. Кроме того, занятия по сольфеджио должны быть увлекательными. Никогда не удается добиться значительных результатов в развитии слуха там, где царят скука и формальное прохождение сольфеджио.

На уроках Музыкальной литературы наша конечная цель – “соединить сердце и мозг ребенка”, соединить эмоции и интеллект. Разумеется, здесь бессильна привычная императивная педагогика. Указанием, приказом, внушением эмоциональное восприятие музыки вызвать нельзя. Даже если сам педагог при этом вполне эмоционален и артистичен. Основой к достижению цели неминуемо должна стать “педагогика сотрудничества”.

Одной из интересных методик “педагогики сотрудничества” является известная система “Развивающего обучения” Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова и “Метод проектов”.

Суть: Постановка учебной задачи, когда дети обнаруживают, что имеющихся у них способов действия и знаний недостаточно для решения этой задачи. В этот трудный для детей момент учитель не дает никаких определений, образцов, готовых способов действия, которые нужно воспроизвести, но организует поиск этих недостающих способов действия. Здесь и применим метод проектов.

Столкнувшись с принципиально новой задачей, дети (как и взрослые), не способны сразу высказывать точные и ясно сформулированные предположения. В подавляющем большинстве случаев первые догадки невнятны, неправдоподобны, через пять минут они будут опровергнуты.

Но именно первые догадки и предположения особенно ценны: в ответ на них в классе будут высказаны более веские, более основательные догадки. Разумеется, при умелой режиссуре учителя.

Вот почему применение метода проектов позволяет превратить уроки (пусть не все) в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей каждого обучаемого. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание теории музыки, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.

К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск нужной информации в тексте), анализировать информацию, делать сообщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом.

К творческим умениям психологи относят, прежде всего: умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях; умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения.

К коммуникативным умениям относятся умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.

Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе (не только в ДШИ, знаю, что этот метод нашел применение в общеобразовательной школе), причем совсем не обязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.

2.2 Использование метода проектов на уроках Сольфеджио и Музыкальной литературы.

К сожалению, нет учебных пособий по сольфеджио или музыкальной литературе, в которых применена проектная методика, поэтому приходится черпать знания из опыта преподавания других предметов.

В УМК по английскому языку “Welcome1, 2” V. Evans, E. Gray, в приложении учебника находятся иллюстрированные, яркие файлы, которые помогают начинающим изучать английский язык ученикам выполнить проекты. При выполнении данных заданий еще не требуется сложное планирование или решение сложных проблем, но уже формулируется цель работы и способ ее презентации. На их основе я вела подготовку к выполнению проекта. Например: при подготовке к выполнению индивидуального проекта по сольфеджио во 2 классе по теме “Интервалы”, где сначала изучались и закреплялись интервалы, их строение, применение, звучание ит.д. Далее мы с учениками ставили перед собой вопрос: “А что мы можем о них рассказать, сочинить, по какому плану будет построен наш рассказ, как оформить и как представить свой проект?”. При обсуждении данных вопросов может высказаться каждый ученик. Выполнение чернового варианта происходит на уроке, а дома ученики оформляют свой проект. Больше всего моим маленьким ученикам нравится представлять свои работы, мы вместе слушаем, исправляем ошибки, если они есть, и оцениваем работы.

Далее привожу пример работы над проектом “Интервалы” во 2 классе.

Тип проекта: творческий, монопроект, с открытой координацией, средней продолжительности.

На первом и втором этапах мы определяли цели и план выполнения проекта. Обсуждали с учащимися, в какой форме будет выполняться проект и какие аспекты необходимо рассмотреть, чтобы рассказать об интервалах, но в необычной форме. Кто-то предложил выполнить в форме рассказа, сказки, сочинения стихов, кто-то - нарисовать портреты интервалов зависимости от характера звучания. Одна из учениц решила принести фотографии интервалов и подписать комментарии как в фотоальбоме. Таким образом, была определена форма проекта: сочинение, сказка, стихи, рисунки.

На третьем этапе шла работа по закреплению знаний об интервалах, свободном владении их строения, узнавания и нахождения в мелодиях. Учащиеся приносят черновые варианты работ, я контролирую правильное написание, оформление.

На четвертом этапе оформление работ ведется во внеурочное время. Учащиеся могут выполнять задания совместно с родителями, что имеет большое воспитательное значение.

Пятый и шестой этапы - защита проекта и оценка результатов работы. Можно создать с экспертную группу из учащихся старших классов, преподавателей. Они могут задавать вопросы участникам проекта, вопросы могут и задавать одногруппники. Учащиеся представляют свои проекты. В итоге проекта оценивается креативность, качество отчета, ставится отметка.

Так же мои ученики выполняют и групповые проекты. Группы формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть ученики с различным уровнем подготовки. Группа выбирает одно задание, но при выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащийся приходит к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый ученик активно включается в поиск новой информации, в добывании знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний. Но, к сожалению, при выполнении группового проекта возникают трудности из- за того, что дети учатся в разных школах и не имеют возможности часто встречаться. Поэтому групповой проект я заменяю парным, путем дробления большой темы, а потом уже в процессе подготовки свожу пары в целое.

Интересной формой моей работы является совместный проект, который можно применить на Сольфеджио и на Музыкальной литературе. Например, проект “Музыкальный эрудит”, где учащиеся 2 класса были участниками мероприятия, а пятиклассники - организаторами.

Учащиеся 4 класса совместно со мной готовили вопросы для викторины, кроссворды, оформление для кабинета и сценарий мероприятия. Учащиеся 2 класса показали хорошие теоретические знания, а четвероклассники имели возможность представить реализацию своего проекта.

2.3 Использование метода проектов в научно – исследовательской деятельности, на занятиях по композиции

Исследовательская деятельность является одним из видов проектной деятельности. Научно-исследовательская деятельность школьников позволяет решать задачи развивающего образования: совершенствовать навыки учебной работы, развивать личность ученика, обогащает социальный опыт. Для того чтобы научно-исследовательская деятельность стала для ученика интересным, захватывающим процессом, который важен ученику, он не должен воспринимать такую деятельность, как что-то сложное, изнурительное, бесполезное. Научно-исследовательская деятельность предполагает задания экспериментального и исследовательского характера, которые учащиеся выполняют в рамках изучаемой темы. Работа проводится индивидуально с отдельными учащимися, имеющими наиболее ярко выраженный интерес к той или иной области знаний.

Кроме этого, учащийся должен иметь достаточно высокий уровень сформированности таких умений как: умение ставить цели, задачи, выделять предмет исследования, делать выводы, сопоставлять факты, обдуманно излагать свои мысли, получать, передавать информацию, работать с литературными источниками, выступать с докладами. Я считаю, чтобы исследовательская деятельность была эффективной, необходимо, чтобы и учитель и ученик были заинтересованы темой исследования. Та проблема, которая рассматривается в работе, должна быть не теоретически значимой, а лично значимой для ученика. В своей работе я использую следующую схему организации исследования: постановка цели - выбор способа реализации – актуализация знаний – планирование – проведение исследования – обобщение результатов – определение выводов – анализ ошибок и результатов.

Под моим руководством в 2008-2009 учебном году ученица 7 класса Попова Валерия выполнила исследовательскую работу на тему “Мой любимый композитор” (музыкально- литературная композиция о творчестве П.И.Чайковского) с которой участвовала во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ “Портфолио” и стала дипломантом. На протяжении многих лет я преподаю композицию у учащихся, проявивших интерес и способности к сочинению музыки. На таких занятиях мы создаем своего рода творческие проекты.

Потому, что часто спонтанные, неоформленные музыкальные фрагменты я направляю в выбранное вместе с учащимся русло. Ведь чтобы сочинить музыкальное произведение, мы вместе выбираем образ – ставим цель: средствами музыкальной выразительности нарисовать образ, выразить настроение, характер и т.д.

Прорабатываем литературный источник (если он есть) – ритмически оформляем стихи, читаем произведение, по которому сочиняем пьесу, сюиту и т.д.

Изучаем особенности музыкального жанра, эпоху создания жанра в котором будет сочинять юный композитор. То есть работаем по истории музыки.

Слушаем произведения других композиторов, сочиняющих в этом жанре.

Каждое занятие, я аккуратно веду коррекцию сочиненного музыкального материала, подсказываю, исправляю. Процесс сочинения музыки превращается не в простое записывание за учеником, а в исследование, изучение нового. Это дает хороший результат: все мои учащиеся по композиции успешно участвуют в творческих фестивалях и конкурсах, получая дипломы и занимая призовые места.

Заключение

“Использование метода проектов при обучении предметам теоретического цикла” является моей темой самообразования. Имея опыт работы в этой области, я делюсь со своими коллегами разработками, рекомендациями. Проанализировав теоретические основы метода проектов и результаты его применения на практике, я пришла к следующим выводам:

  • Во-первых, в ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество и не является пассивным исполнителем воли учителя. Работая над проектом, каждый ученик, даже самый слабый, имеет возможность проявить собственную фантазию, активность.
  • Во-вторых, популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать задачи развития умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию.
  • В-третьих, метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников, поэтому при использовании метода проектов при обучении теоретическим предметам происходит формирование слуховой, певческой компетенции, навыка говорения, пересказывания, ученик видит, как применить знания по теории музыки в творческом аспекте.

При подборе информации для выполнения проектов и выполнения презентаций к своим проектам происходит дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, способов и приемов самостоятельного изучения теории музыки, истории музыки, культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий, что составляет учебно-познавательную компетенцию. Наблюдая за учащимися групп, где применялся метод проектов можно сделать вывод, что среди них нет не заинтересованных предметом, каждый ученик имеет возможность показать свои знания, полученные из дополнительных источников, и повысить свою самооценку и авторитет среди учащихся группы, развить творческие способности и коммуникативные навыки.

Литература.

1. Бухаркина М.Ю. Моисеева М.В. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (под ред. Полат Е.С.) Изд. 3-е, испр., доп.

2. Гузеев В.В. образовательная технология: от приема до философии // директор школы. 1996 №4

3. Данилова Т. В. “Проектный метод обучения на уроках литературы” Фестиваль "Открытый урок" Издательский дом "Первое сентября" 2010г.

4. Зинатуллина Ф. Ф. “Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка”, Фестиваль "Открытый урок" Издательский дом "Первое сентября"

5. Как преподавать сольфеджио в XXI веке.- М: Издательский дом “Классика – XXI”, 2006. сост. О.Берак, М.Карасева.

6. Новикова Л.А. “Организация проектной деятельности с использованием ИКТ на уроках музыки”, Фестиваль "Открытый урок" Издательский дом "Первое сентября" 2010г.

7. Полат Е.С. Метод проектов на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе - 2000 - №2

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии - М: Народное образование, 1998.

9. Ступницкая М.А., Что такое учебный проект? / М.А Ступницкая. - М.: Первое сентября, 2010г.

10. Ягненкова Н. В. “Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на предметах теоретического цикла в ДШИ”, Фестиваль "Открытый урок" Издательский дом "Первое сентября" 2010г.