Урок русского языка "Правописание глаголов". 4-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 4


УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: комбинированный

Технология построения урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы: групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Цели урока:

  • создать условия для закрепления знаний о правописании глаголов.
  • содействовать развитию умения учащихся применять изученные орфограммы.
  • способствовать обогащению словарного запаса.

Планируемые результаты учащиеся научатся правильно писать глаголы, работать в паре, группе, планировать работу, оценивать результат.

Средства обучения: учебник “Русский язык” 4 кл., 1 ч / С.В. Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко и др./, опорная таблица, карточки с заданиями, листы самооценки, презентация к уроку

Ход урока

1. Организационный момент

2. Чистописание.

На доске:

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.

- Это высказывание принадлежит писателю Петронию, жившему в Древнем Риме. Как вы его понимаете?

- Запишите в тетрадь.

3. Формулирование (определение) темы урока. Постановка учебной задачи.

Слайд 1.

Смея[ца]; куса[ица]; стереч(?); (не)свет[ит]; умни[ца]; рису[иш], печ[ом].

- Посмотрите на экран, сравните слова и найдите лишнее слово.

- Почему? (Это имя существительное, а остальные слова глаголы).

- Чем они похожи? (глаголы с безударным окончанием)

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Определим цели: знать..., уметь... (Знать изученные правила написания глаголов. Уметь находить известные орфограммы, применять на письме орфографические правила).

- Правильно, сегодня на уроке мы будем отрабатывать изученные орфограммы правописания глаголов. С целью совершенствования навыковсамоорганизации и самоконтроля у всех бланки самооценки, которые необходимо заполнять по ходу урока.

- Спланируем свою работу. Какие шаги нам нужно совершить, чтобы реализовать цели, тему урока?

4. Актуализация знаний. Повторение опорных знаний.

- Какие орфограммы вы увидели?

- А если ты забыл правило, чем можно воспользоваться, чтобы его найти и повторить? (Воспользуемся содержанием учебника)

Слайд 2

- Вспомним, что мы знаем о глаголе. (Глагол – это часть речи, которая называет действие или состояние. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? В предложении чаще всего является сказуемым. Значение действия или состояния выражается глаголом с помощью грамматических признаков: вида, времени, наклонения, лица, числа, рода.)

Слайд 3

- Послушайте стихотворение. Найдите глаголы.

Интересная часть речи
В русском языке живет,
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит -
Все расскажет нам глагол.

- Глагол называют самой живой частью речи.

- Подчеркните глаголы. (Маркером на ИД)

- Поставьте их в начальную форму. (Фронтально хором)

5. Словарная работа

Слайд 4

- Запишите в тетради, заменяя одним словом-синонимом.

  • Разговаривать, обмениваться мнениями (беседовать)
  • Идти, двигаться торжественно, важно (шествовать)
  • Испытывать желание, хотеть (желать)
  • Заниматься деятельностью по оказанию помощи кому-то (шефствовать)
  • Ярко блестеть, сияя переливчатым светом (сверкать)

- В какой форме записаны глаголы? (Начальная форма глагола. Она не изменяется)

- Поставьте ударение, выделите суффикс. (Маркером на ИД)

6. Работа по закреплению изученного материала.

Выполнение упр. 1, 2 в РТ, с. 50-51 (по выбору учащихся). Самопроверка с помощью записи на слайде.

- Прочитайте задания упражнений 1, 2 на стр.50-51 РТ.

- Выполните упражнение по своему выбору.

- Какие орфограммы встретились?

- Оцените свою работу.

Выполнение упр. 3 в учебнике, с. 145-146 (в парах).

- Прочитайте текст. Как бы вы его озаглавили?

- Работая в парах, найдите ошибки.

- В каких словах допущены ошибки?

- Спишите без ошибок в тетрадь.

- Выполните взаимопроверку в парах и оцените работу.

7. Физкультминутка.

Я называю глаголы. Если вы услышите глагол неопределенной формы – руки вверх, личный глагол – присядьте. Рисую, вешать, польешь, встать, двигать, течет, читаешь, пишет, бегать, учить, чертим.

8. Работа по закреплению изученного материала.

- Сейчас нам предстоит работа в группах. Вспомните основные правила работы. (Уважать товарища. Говорить по существу/теме. Работать дружно).

- Выберите старшего, получите карточки с заданием (упр.4, с.146 учебн.) и приступайте к работе.

  • кле...т на картон...
  • та...т на солнц...
  • слыш...т на собран...
  • плач..т в т...шине
  • верт...шься на стул...
  • дума...шь об оценк...
  • принос...т в стакан...
  • расстел...т на полян...
  • записыва...т в блокнот...
  • завис...шь от с...стры
  • зацвета...т в ма...
  • сине...т на гор...зонте
  • потеря...шь на з...мле
  • буд...те в город...
  • подар...шь мам...
  • мечта...шь о поездк...
  • лета...шь на самолет...
  • приед...м вмест...

- Приглашаю для ответа представителя каждой группы. (Учащиеся зачитывают словосочетания).

- Выделите личные окончания глаголов. (Маркером на ИД)

Слайд 6

- Какие орфограммы встретились? Объясните написание пропущенных букв.

Презентация.

Тренажер “Правописание безударных окончаний глаголов” (ИД)

Подведение итогов урока. Рефлексия.

ФИ ______________________________

Самостоятельная работа в РТ Работа в паре Работа в группе Выполнение упражнений Средний балл
         

- Над какой темой мы сегодня работали?Что вам удалось на уроке?(Оценивание. Комментарии.)

Бланк самооценки

  • Я могу пользоваться новыми знаниями и смогу объяснить однокласснику.
  • Я понял тему урока, но не уверен, что смогу объяснить товарищу.
  • Я не совсем понял пройденное на уроке.

Домашнее задание: упр. 2, с.145.

Приложение.