УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: комбинированный
Технология построения урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы: групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.
Цели урока:
- создать условия для закрепления знаний о правописании глаголов.
- содействовать развитию умения учащихся применять изученные орфограммы.
- способствовать обогащению словарного запаса.
Планируемые результаты учащиеся научатся правильно писать глаголы, работать в паре, группе, планировать работу, оценивать результат.
Средства обучения: учебник “Русский язык” 4 кл., 1 ч / С.В. Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко и др./, опорная таблица, карточки с заданиями, листы самооценки, презентация к уроку
Ход урока
1. Организационный момент
2. Чистописание.
На доске:
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
- Это высказывание принадлежит писателю Петронию, жившему в Древнем Риме. Как вы его понимаете?
- Запишите в тетрадь.
3. Формулирование (определение) темы урока. Постановка учебной задачи.
Слайд 1.
Смея[ца]; куса[ица]; стереч(?); (не)свет[ит]; умни[ца]; рису[иш], печ[ом].
- Посмотрите на экран, сравните слова и найдите лишнее слово.
- Почему? (Это имя существительное, а остальные слова глаголы).
- Чем они похожи? (глаголы с безударным окончанием)
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Определим цели: знать..., уметь... (Знать изученные правила написания глаголов. Уметь находить известные орфограммы, применять на письме орфографические правила).
- Правильно, сегодня на уроке мы будем отрабатывать изученные орфограммы правописания глаголов. С целью совершенствования навыковсамоорганизации и самоконтроля у всех бланки самооценки, которые необходимо заполнять по ходу урока.
- Спланируем свою работу. Какие шаги нам нужно совершить, чтобы реализовать цели, тему урока?
4. Актуализация знаний. Повторение опорных знаний.
- Какие орфограммы вы увидели?
- А если ты забыл правило, чем можно воспользоваться, чтобы его найти и повторить? (Воспользуемся содержанием учебника)
Слайд 2
- Вспомним, что мы знаем о глаголе. (Глагол – это часть речи, которая называет действие или состояние. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? В предложении чаще всего является сказуемым. Значение действия или состояния выражается глаголом с помощью грамматических признаков: вида, времени, наклонения, лица, числа, рода.)
Слайд 3
- Послушайте стихотворение. Найдите глаголы.
Интересная часть речи
В русском языке живет,
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит -
Все расскажет нам глагол.
- Глагол называют самой живой частью речи.
- Подчеркните глаголы. (Маркером на ИД)
- Поставьте их в начальную форму. (Фронтально хором)
5. Словарная работа
Слайд 4
- Запишите в тетради, заменяя одним словом-синонимом.
- Разговаривать, обмениваться мнениями (беседовать)
- Идти, двигаться торжественно, важно (шествовать)
- Испытывать желание, хотеть (желать)
- Заниматься деятельностью по оказанию помощи кому-то (шефствовать)
- Ярко блестеть, сияя переливчатым светом (сверкать)
- В какой форме записаны глаголы? (Начальная форма глагола. Она не изменяется)
- Поставьте ударение, выделите суффикс. (Маркером на ИД)
6. Работа по закреплению изученного материала.
Выполнение упр. 1, 2 в РТ, с. 50-51 (по выбору учащихся). Самопроверка с помощью записи на слайде.
- Прочитайте задания упражнений 1, 2 на стр.50-51 РТ.
- Выполните упражнение по своему выбору.
- Какие орфограммы встретились?
- Оцените свою работу.
Выполнение упр. 3 в учебнике, с. 145-146 (в парах).
- Прочитайте текст. Как бы вы его озаглавили?
- Работая в парах, найдите ошибки.
- В каких словах допущены ошибки?
- Спишите без ошибок в тетрадь.
- Выполните взаимопроверку в парах и оцените работу.
7. Физкультминутка.
Я называю глаголы. Если вы услышите глагол неопределенной формы – руки вверх, личный глагол – присядьте. Рисую, вешать, польешь, встать, двигать, течет, читаешь, пишет, бегать, учить, чертим.
8. Работа по закреплению изученного материала.
- Сейчас нам предстоит работа в группах. Вспомните основные правила работы. (Уважать товарища. Говорить по существу/теме. Работать дружно).
- Выберите старшего, получите карточки с заданием (упр.4, с.146 учебн.) и приступайте к работе.
- кле...т на картон...
- та...т на солнц...
- слыш...т на собран...
- плач..т в т...шине
- верт...шься на стул...
- дума...шь об оценк...
- принос...т в стакан...
- расстел...т на полян...
- записыва...т в блокнот...
- завис...шь от с...стры
- зацвета...т в ма...
- сине...т на гор...зонте
- потеря...шь на з...мле
- буд...те в город...
- подар...шь мам...
- мечта...шь о поездк...
- лета...шь на самолет...
- приед...м вмест...
- Приглашаю для ответа представителя каждой группы. (Учащиеся зачитывают словосочетания).
- Выделите личные окончания глаголов. (Маркером на ИД)
Слайд 6
- Какие орфограммы встретились? Объясните написание пропущенных букв.
Презентация.
Тренажер “Правописание безударных окончаний глаголов” (ИД)
Подведение итогов урока. Рефлексия.
ФИ ______________________________ |
||||
Самостоятельная работа в РТ | Работа в паре | Работа в группе | Выполнение упражнений | Средний балл |
- Над какой темой мы сегодня работали?Что вам удалось на уроке?(Оценивание. Комментарии.)
Бланк самооценки
- Я могу пользоваться новыми знаниями и смогу объяснить однокласснику.
- Я понял тему урока, но не уверен, что смогу объяснить товарищу.
- Я не совсем понял пройденное на уроке.
Домашнее задание: упр. 2, с.145.