Цели урока:
- Познакомить с влиянием электромагнитных волн на организм человека и окружающую среду.
- Научить способам уменьшения электромагнитного воздействия на организм человека, выявления уровня электромагнитных волн в домашних условиях.
- Провести сравнительный анализ по определению полезных качеств приготовленной пищи.
- Воспитывать бережливость, экономичность, аккуратность.
- Формировать экологическое мировоззрение.
Оборудование:
- Презентация “Электротехнические устройства. Влияние электромагнитного излучения на окружающую среду и здоровье человека”.
- Инструкционные карты.
- Карточки-задания, тесты.
- Рисунки по теме “Обеспечение электробезопасности”.
I. Организационный момент
II. Сообщение технико-технологических сведений
1. Применение электроэнергии в современной жизни
Отгадайте загадку:
Тружусь я без устали, милые детки,
Кручу вентилятор и грею утюг,
И ?вилкой меня достают из розетки,
Хоть я не селёдка, не перчик, не лук.
(Электричество)
Сегодняшний урок будет посвящен одному из величайших изобретений человечества – электричеству.
Сообщение темы урока: Электротехнические устройства. Влияние электромагнитного излучения на окружающую среду и здоровье человека. (Слайд 1)
Современная жизнь немыслима без применения электроэнергии. В каждой квартире имеются электробытовые приборы: телевизоры, холодильники, электроутюги и стиральные машины, электроплиты, компьютеры, микроволновые печи и другие. Эти приборы помогают нам экономить время, силы, делают нашу жизнь проще.
Все электроприборы работают на промышленной частоте и создают вокруг себя магнитное поле, которое легко проникает через любые преграды, в том числе и внутрь нашего организма. Электромагнитное излучение увидеть невозможно, поэтому люди его не опасаются.
2. Определение проблемной ситуации
Задача: определить, как влияет электромагнитное поле, которое создают бытовые электроприборы на окружающую среду и здоровье человека. Разработать правила по уменьшению воздействий электромагнитного излучения на человека. (Слайд 2)
3. Социологическое исследование
Вы провели социологическое исследование среди учащихся нашей школы, которые отвечали на вопросы: “Какие опасные бытовые электроприборы есть в вашем доме? В чем проявляется их опасность? Можно ли обойтись без этих приборов”. Какие результаты получили? Сделайте выводы. (Слайд 3, 4, 5)
1 вопрос: Какие опасные бытовые электроприборы есть в вашем доме?
Прибор | Количество человек |
Утюг | 49 |
Телевизор | 26 |
Микроволновая печь | 20 |
Компьютер | 19 |
Фен | 16 |
Электропроводка и электрические лампы | 14 |
Электрочайник | 12 |
Электрическая плита | 12 |
Плойка | 10 |
Холодильник | 6 |
Пылесос | 3 |
Стиральная машина | 2 |
Радиотелефон | 2 |
Паяльник | 2 |
Тостер | 1 |
Нет опасных приборов | 13 |
2 вопрос: В чем проявляется опасность бытовых электроприборов?
Вид опасности | Количество человек |
Пожарная опасность | 35 |
Поражение электрическим током | 20 |
Ожоги | 15 |
Замыкание электропроводки | 13 |
Опасные | 11 |
Излучение | 2 |
Не знаю | 1 |
Опасности НЕТ | 15 |
3 вопрос: Можно ли обойтись без этих приборов?
Да | 21 |
Нет | 54 |
Какие мы можем сделать выводы?
4. Правила охраны труда при работе с электробытовыми приборами
Назовите правила безопасной работы с электроприборами.
Какой вид электропроводки желательно иметь в квартире и почему? (Трехпроводную электрическую проводку, так как она имеет заземляющий провод, обеспечивающий большую электробезопасность)
Какая опасность существует при применении различных электрических ламп? (Обычные лампы – ожоги, низкий КПД. Галогенные лампы – ожоги, лампы взрываются от перегрева при наличии жирных загрязнений. Энергосберегающие – содержат ртуть, необходимо утилизировать. Светодиодные – практически безвредны, нет ртути, не греются, нет ультрафиолетового и инфракрасного излучения, отсутствует мерцание, экономичны.)
5. Значение электромагнитных волн
Все работающие электроприборы (и электропроводка) создают вокруг себя электромагнитное поле, которое вызывает движение заряженных частиц: электронов, протонов, ионов или молекул-диполей. Клетки живого организма состоят из заряженных молекул – белков, фосфолипидов (молекул клеточных мембран), ионов воды – и тоже обладают слабым электромагнитным полем. Под влиянием сильного электромагнитного поля молекулы, обладающие зарядом, совершают колебательные движения. Это даёт начало целому ряду процессов как позитивных (улучшение клеточного метаболизма), так и негативных (например, разрушение клеточных структур). (Слайд 6)
Например, электромагнитное излучение используется в физиотерапии для лечения многих заболеваний: оно способно ускорять заживление тканей и оказывать противовоспалительный эффект.
Проведя сотни экспериментов, российские ученые установили, что более всего подвержены влиянию растущие ткани, эмбрионы. Электромагнитные поля влияют на нервную и мышечную ткани, могут провоцировать неврологические нарушения и бессонницу, а также сбои в работе желудочно-кишечного тракта, меняют и частоту сердечных сокращений, и артериальное давление. Электромагнитные поля наиболее интенсивно действуют на органы с большим содержанием воды. Зачастую эти же органы обладают и слабой терморегуляцией (глаза, хрусталик глаза, мозг, почки, желчный пузырь, желудок), так что для них электромагнитные поля наиболее опасны. (Слайд 7)
Воздействие электромагнитного поля на организм человека проявляется в форме теплового действия. До определенного предела избыточная теплота отводится за счет механизма терморегуляции. Но когда наступает тепловой порог, организм не справляется с отдачей теплоты и температура тела повышается. При этом наблюдается локальный нагрев тканей, отдельных органов и клеток.
Мы постоянно подвергаемся магнитным волнам, но небольшое их количество, вполне допустимо и не влияет на наш организм.
Изменится ли электромагнитное поле, если прибор будет выключен? (Магнитная составляющая электромагнитных полей исчезает, когда электроприбор выключен)
Как будет влиять мощность прибора на степень его излучения? Давайте проследим.
6. Работа с таблицами “Электромагнитное излучение бытовых приборов” и “Мощность бытовых электроприборов” (Слайд 8, 9)
Рассмотрите две таблицу “Электромагнитное излучение бытовых приборов” и “Мощность бытовых электроприборов”. Проанализируйте, действительно ли мощные электроприборы дают наибольший диапазон электромагнитного излучения. Как защитить себя от вредного излучения бытовой техники?
(Наиболее сильное излучение: СВЧ-печь, пылесос, электробритва, фен. Мощность прибора влияет на степень излучения)
Вывод:
- При удалении от источника ЭМИ на двойное расстояние напряженность поля снижается в четыре раза – это самый простой способ свести к минимуму воздействие излучения.
- Если нельзя избежать воздействия ЭМИ – нужно ограничить.
- Не включать приборы, если нет в них необходимости.
В жилых помещениях достаточно грамотно расположить бытовые приборы: на расстоянии 0,6-1,5м друг от друга, учитывая, что в их поле не должны попадать кровать, диваны, обеденный стол, где мы проводим много времени. Спальное место расположить не ближе 10см от стены, особенно в домах с железобетонными стенами. Хорошо, если у проводки есть заземление. Провода и розетки проложить ближе к полу, а не на уровне человеческого пояса, головы. Полы с электрическим подогревом генерируют ЭМП до 1м над поверхностью - не располагать их под кроватью. Стараться не включать несколько мощных электроприборов одновременно. Не используйте удлинители при подключении приборов, это увеличивает площадь ЭМИ. (Слайд 10)
7. Определение уровня электромагнитного излучения в домашних условиях
Инструкционная карта “Определение уровня электромагнитного излучения в домашних условиях”
- Включить радиоприемник (транзистор). Переключить его на длинные или средние волны, чтобы не было слышно ни одной станции, только шум включенного радиоприемника.
- Включить приборы, которыми чаще всего пользуетесь - компьютер, телевизор, микроволновая печь, тостер, утюг, электрочайник.
- Подойдите к включенному прибору с радиоприемником. Вы услышите треск, писк и разные шумы. Чем сильнее шумы, тем сильнее электромагнитное поле, и, следовательно, вреднее испытуемый прибор.
- Пройдите вдоль стен с включенным радиоприемником, сквозь них проникает электромагнитные волны от аппаратуры, работающей за стеной, в других помещениях. Желательно переставить кровати или кресла, если они находятся в зоне сильных электромагнитных волн.
8. Групповая работа по определению ошибок в планировке квартиры (Слайд 11, 12, 13)
9. Определение влияния бытовых приборов на здоровье человека
Холодильники NO FROSTК компрессору современного холодильника лучше не подходить ближе, чем на 10 см. На таком расстоянии интенсивность поля превышает предельно допустимый уровень. А вот к холодильникам, оснащенным системой NO FROST с незамерзающей морозилкой, лучше вообще не приближаться. Открыл дверцу, взял быстро с полки сметану и убежал. Ведь превышение предельно допустимых норм возле такого чуда техники зафиксировано на расстоянии целого метра от дверцы.
ЭлектроплитыГотовить обед лучше на расстоянии более 25 см от передней панели. Интенсивность магнитного поля в этом месте составляет 1-3мкТл (непосредственно у конфорок еще больше). А вот отойдя на расстояние 50 см, где интенсивность ЭМП уже неотличима от общего поля кухни и составляет около 0,1-0,15 мкТл, можно спокойно готовить! Хоть и на вытянутой руке – зато безопасно!
ЭлектрочайникиДаже эти малюсенькие, но незаменимые приборы, на расстоянии 20 см становятся опасными. Интенсивность излучения в этом радиусе – около 0,6 мкТл.
УтюгиУ большинства утюгов магнитное поле, превышающее 0,2 мкТл, обнаруживается на расстоянии 25 см от ручки, и только в режиме нагрева. Тут уж ничем себе не поможешь. Придется вынести муки электромагнитного излучения – как же гладить на расстоянии 25 сантиметров от ручки?
Стиральные машиныПоле стиральных машин гораздо интенсивнее. У пульта управления оно составляет более 10 мкТл! Поэтому за работой автоматической стиральной машины не стоит наблюдать вблизи.
ПылесосыЕще больше поле у пылесоса – порядка 100 мкТл. Но пылесос, к счастью, не утюг – ситуацию спасает шланг.
Микроволновые печиМикроволновые печи занимают в рейтинге опасных бытовых приборов первое место и могут нести реальную угрозу нашему здоровью. На расстоянии 30 см они создают магнитное поле 0,3-8 мкТл.
По разным причинам часть электромагнитного поля все-таки просачивается наружу. Особенно интенсивно в районе правого нижнего угла дверцы. А со временем на печке появляются микрощели в уплотнении дверцы, и степень защиты постепенно снижается. Это происходит как из-за попадания грязи, так и из-за механических повреждений. Поэтому не хлопайте дверцей, как в маршрутке. Обращайтесь с ней аккуратно и тщательно ухаживайте.
КомпьютерыЭлектромагнитные излучения распространяются по всем сторонам. Сотрудники Центра электромагнитной безопасности провели независимое исследование ряда персональных компьютеров. Они установили, что уровень ЭМП в зоне размещения пользователя превышает биологически опасный уровень. Поэтому находиться целый день у монитора лучше как минимум на расстоянии не менее 70 см, но лучше так долго не работать за компьютером.
10. Составление памятки “Как оградить себя от избытка электромагнитного влияния” (Слайд 14)
- Покупая бытовую технику, обязательно проверяйте информацию в сертификате о соответствии прибора требованиям;
- Пользуйтесь техникой с меньшим потреблением мощности;
- Необходимо следить за тем, чтобы дети находились на достаточном расстоянии от работающих электробытовых приборов.
- Не следует включать одновременно несколько мощных источников.
- Нельзя делать из поводов “кольца” и “петли”.
- По возможности желательно использовать трёхпроводную систему домашней проводки с заземлённым кожухом вокруг проводов.
- Следует держать спальное место на расстоянии 2 метров от холодильника с устройством “без инея”, а так же все другие электроприборы, в случае их работы во время Вашего сна;
- Размещая бытовые приборы в квартире, старайтесь держать их подальше от областей отдыха, не размещайте предметы близко друг к другу и не ставьте их один на другой.
III. Практическая работа “Определение полезных качеств приготовленной пищи”
Время приготовления пищи | Плюсы | Минусы | |
СВЧ-печь | |||
Электрическая плита | |||
Газовая плита | |||
Индукционная плита | |||
Мультиварка |
В качестве домашнего задания учащиеся готовили омлет с помидорами, используя различные виды техники, определяли влияние электромагнитных волн на качество приготовленной пищи. На уроке полученные результаты сравнили и сформулировали выводы.
IV. Рефлексия
Выполнение тестовых заданий Приложение 1
V. Итог урока
- Вывод: Электромагнитное излучение существует, но его можно уменьшить, если разумно использовать электроприборы.
- Анализ работы учащихся и допущенных отклонений.
- Домашнее задание.