| Раздел программы. Тема урока | Виды учебной деятельности |
| Введение | |
| Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. | Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов). Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства. Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы. Приводить примеры явлений природы. |
| Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. | Приводить примеры веществ, описывать их. |
| Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лед – твердое тело. | Сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям |
| Смена состояний веществ. | Называть особенности различных состояний веществ. |
| Земля и солнце | |
| Определение времени дня и года по солнцу и луне. Основные стороны горизонта. Компас. Практическая работа с компасом. | Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы. Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса, по местным признакам во время экскурсии. |
| Форма земли. Линия горизонта. | Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). |
| Глобус – модель Земли. Практическая работа с глобусом. | Работать с глобусом: показывать параллели, меридианы, полюсы, полушария. |
| Вещества. Горизонт. Контрольная работа. | Применять полученные знания и умения на уроках в жизни. |
| Планеты и звёзды – небесные тела. Планеты солнечной системы. Вселенная. | Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли. |
| Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. | Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники), подготовка докладов и обсуждение полученных сведений. |
| Земное притяжение. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. | Объяснять влияние притяжения Земли на земные явления. |
| Невесомость. | Извлекать необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники), подготовка докладов и обсуждение полученных сведений. |
| Смена дня и ночи. Вращение Земли вокруг своей оси. Практическая работа с глобусом. | Сравнивать и различать день и ночь,
времена года. Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года. Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях. |
| Соразмерность ритма жизни человека сутками. Режим дня. | Извлекать необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники), подготовка докладов и обсуждение полученных сведений. |
| Смена времен года. | Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года. Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях. |
| Холодные, умеренные и жаркий пояса. | Объяснять особенности природных
условий различных участков земного шара в связи
с их расположением на Земле и с характером их
освещения солнечными лучами. Научить оценивать разнообразие условий на Земле. |
| Полярный круг, тропик. | Извлекать необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений. |
| Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Термометр. Практическая работа с термометром. | Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. |
| Погода и климат. | Сравнивать погоду и климат, научить описывать погоду и объяснять причины происхождения погодных явлений. Характеризовать круговорот воды в природе. |
| Земля и солнце. Контрольная работа. | Применять полученные знания и умения на уроках в жизни. |
| Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта | |
| План и карта – изображение Земли на плоскости. | Характеризовать карту и план, их условные знаки. |
| Представление о масштабе. Условные знаки | Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков. |
| Глобус – уменьшенная модель Земли. | Характеризовать глобус и его условные знаки. |
| Карта полушарий. | Сравнивать особенности глобуса и карты и их отличия |
| Условные обозначения к карте и глобусу. | Определять на глобусе и карте полушарий сушу и моря, различные изображенные на них географические объекты. Различать по разнице цветов, какой из объектов выше или ниже. |
| Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой. | Моделировать формы поверхности из пластилина. Ориентироваться на местности с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии. |
| Материки и океаны. | Объяснять понятия “часть света”, “материк”, “океан”. Определять на карте все части света, материки, океаны. |
| Животный мир материков. | Извлекать необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений |
| Формы земной поверхности | |
| Река. Круговорот воды в природе. | Объяснять особенности рек, причины
течения рек. Находить важнейшие реки, озера на карте |
| Озёро. Приточные и бессточные озёра. | Объяснять особенности озер. Находить важнейшие озера на карте |
| Равнины и горы. Горные породы. Полезные ископаемые. | Объяснять характерные особенности равнин и гор и уметь определять их на карте. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. |
| Как образовались горы. Как горы превращаются в равнины. | Объяснять причины возникновения гор. |
| Вулканы и извержения. Землетрясение. | Извлекать необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений |
| Полуострова и острова. Моря. | Объяснять характерные особенности морей, островов, полуостровов. Показывать на карте моря. Различать и уметь находить на карте острова и полуострова. |
| Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы. | Извлекать необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний об обитателях морей, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений |
| Повторение изученного материала | |
| Земля и солнце. | Извлекать информацию из различных источников, обсуждение полученных сведений. |
| Глобус и карта. Форма земной поверхности. Контрольная работа. | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни. |
| Земля - наш общий дом | |
| Экологические системы. Пищевые связи. | Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах) |
| Взаимосвязь и приспособ- ленность всех живых существ в экосистеме. | Объяснять взаимосвязь живой и неживой природы. Показать важнейшую роль живых организмов. |
| Природные зоны. | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон. Находить на карте изученные природные зоны. |
| Природные зоны холодного пояса. | Узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения. |
| Умеренный пояс. Леса. | Узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. |
| Живые обитатели умеренного пояса. | Объяснять взаимную приспособленность живых организмов членов экосистемы леса, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них. |
| Засушливые зоны умеренного пояса. Степь. Пустыня | Узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения. |
| Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. | Уметь объяснять особенности природной зоны в связи с их положением на земле и углом падения солнечных лучей |
| Зона тропических пустынь и степей, их обитатели. Оазис. | Узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения. |
| Тропический лес. Животный и растительный мир. | Узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения. |
| Горы. Высотные пояса. Горные растения и животные. | Объяснять причину похолодания в горах при подъеме, особенности высотных поясов в горах и их последовательность. |
| Природные катастрофы в горах. | Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных катастрофах и обсуждать полученные сведения. |
| Человеческие расы. Города и страны. Политическая карта мира. | Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. |
| Знакомство с природой своей природной зоны. Экскурсия. | Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности. |
| Земля – наш общий дом. Контрольная работа. | Применять полученные знания и умения на уроках в жизни. |
| Части света | |
| Европа. Герои детских сказок из европейских стран. | Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. |
| Страны и города Европы. | Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. |
| Азия. Страны и народы Азии. | Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. |
| Африка. Природные условия Африки. | Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. |
| Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей. | Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных катастрофах и обсуждать полученные сведения. |
| Северная Америка. Южная Америка. Открытие Америки. | Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. |
| Австралия. Климат и природные зоны Австралии. | Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. |
| Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самый большой круговорот воды. | Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. |
| Россия. Природа нашей страны. | Показывать территорию России, ее государственную границу. |
| Архитектурные памятники нашей страны. | Различать главные достопримечательности особенности климата и рельефа. Находить дополнительную информацию о архитектурных памятниках с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. |
| Природа и достопримечатель -ности нашего края. | Находить на карте России родной регион. Наблюдать исторические памятники, культовые сооружения. Обмениваться сведениями о родном крае. |
| Наша маленькая планета Земля | |
| Воздействие современного человека на природу. | Приводить примеры зависимости воздействия человека на природу. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о действии человека на природу и обсуждать полученные сведения. |
| Охрана и бережное отношение к природе. | Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Различать правильные и неправильные формы поведения в природе. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об охране и бережном отношении к природе и обсуждать полученные сведения. |
| Наша маленькая планета Земля. Контрольная работа. | Применять полученные знания и умения на уроках в жизни. |
| Повторение изученного материала | |
| Земля – наш общий дом. | Обсуждать полученные сведения из различных источников |
| Части света. | Обсуждать полученные сведения из различных источников |
Тематическое планирование уроков окружающего мира. 2-й класс
- Московских Елена Викторовна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Класс: 2