Цели урока:
- Углубить и расширить знания об основных этапах эмбрионального развития организмов, полученные в 9 классе; раскрыть сущность сложного процесса взаимного влияния тканей зародыша в процессе развития.
- Развивать умения активно воспринимать изучаемый материал, обобщать, определять направление в дальнейшей деятельности, ставить цели.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Формировать правильное отношение к процессу образования эмбриона как к развитию будущего живого организма.
- Знакомство с профессиями связанными с эмбриологией.
Тип урока: урок-исследование, решение проблемной задачи
Форма проведения: групповая
Методы: исследовательская работа по решению проблемы
Оборудование: презентация, дополнительный материал, тексты заданий группам, таблица “Эмбриональное развитие организма”
План урока:
- Организационный момент
- Мотивация. Подготовка к восприятию темы
- Постановка проблемы. Групповая работа
- Подведение итогов урока
- Домашнее задание
- Рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой класса на урок.
2. Мотивация. Подготовка к восприятию темы.
Из предыдущих уроков вы уже знакомы с тем, как развиваются половые клетки, как происходит процесс оплодотворения, что такое онтогенез, его основные этапы.
О чем же пойдет речь сегодня?
Зачитываю цитату из детской энциклопедии по биологии
“В 17-18 веках среди натуралистов бытовали самые фантастические представления об этом. Утверждали, например, что в мужской половой клетке человека можно разглядеть детали строения будущего организма. Ссылались на мнение самого Гиппократа, который считал, что в только что снесенном яйце курицы уже содержится в готовом виде цыпленок, который только увеличивается в размерах при насиживании”.
Вопросы классу: Действительно ли это так? Прав ли Гиппократ? (опыт с куриным яйцом)
3. Что же мы будем изучать сегодня на уроке? Посмотрите на таблицу (на доске висит таблица “Эмбриональное развитие животных” с закрытым названием)
- Итак, тема нашего урока: Эмбриональное развитие животных
Вопрос: Что вы знаете, или думаете, что знаете об этом. Изобразите уже имеющиеся у вас знания на листке бумаги, что вы знаете изобразите синим цветом.
Что бы вы еще хотели узнать об этом процессе? Напишите на другом листке красным цветом. Каждая группа озвучивает свои вопросы. Вопросы вывешиваются на доске.
4. Проблемный вопрос: “Как из одной клетки может сформироваться сложный организм с различными органами?”
Сообщение о методах реализации проблемы: работа по группам – каждая группа разбирает свои вопросы, и результаты сообщаются всему классу. Все учащиеся групп заполняют опорный конспект по теме.
Девиз: Расскажи мне и я забуду. Покажи и я запомню. Дай мне действовать самостоятельно, и я научусь.
Задания для самостоятельной работы в группах:
Групповая работа. Каждая группа читает об одной из стадий развития зародыша (каждый учащийся в группе читает индивидуально)
- I группа -Дробление
- II группа - Гаструляция
- III группа - Дифференцировка
- IV группа – Органогенез
I группа – Дробление стр.223- 226
1. Понятие “Дробление”, “Бластомер”, “Бластула”, “Бластоцель”
2. Типы дробления (полное, неполное, равномерное, неравномерное)
3. Дробление у ланцетника
4. Общие черты периода дробления у разных групп животных
II группа – Гаструляция стр.226-227
1. Понятие “гаструляция”, “зародышевые листки”, “гаструла”, “эктодерма”, “энтодерма”, “мезодерма”, “бластопор”
2. Процесс гаструляции
3. Общие черты периода гаструляции у разных групп животных
III группа – Дифференцировка стр.227-228
1. Понятие “Дифференцировка”
2. Дифференцировка с морфологической точки зрения
3. Дифференцировка с биохимической точки зрения
4. Гомология зародышевых листков у разных групп животных
IV группа – Гисто- и органогенез стр.228-229
1. Понятие “нейрула”, “гистогенез”, “органогенез”
2. Образование нейрулы
3. Формирование тканей и осевых органов у ланцетника (в виде таблицы)
Каждый блок сопровождается работой с таблицей.
5. Подведение итогов урока.
Общие выводы по урок, исходя из проблемного вопроса. Знакомство с профессиями, где необходимы знания по эмбриологии.
6. Домашнее задание. Проработать стр. учебника 223-228 и опорный конспект.
Подумайте: Какие факторы внешней среды влияют на развитие зародыша?
7..Рефлексия.
Группы возвращаются к своим вопросам.
Те блоки информации, которые были разобраны и те вопросы, на которые даны ответы, удаляются из схемы.
Если остались вопросы, на которые не были даны на уроке ответы, их предлагается разобрать дома с использованием дополнительной литературы и подготовить доклады к следующему уроку.
В течение 3-х минут вам предлагается обсудить работу вашей группы и оценить личный вклад каждого. Вы должны сами поставить себе оценку за урок, учитывая все виды деятельности.
Ф.И. участника группы | Самооценка |
1 | |
2 |
Урок окончен. Спасибо всем.