Цели урока: закрепление учебного материала по теме “Виды придаточных в СПП”, полученных ранее знаний и умений учащихся; развитие аналитического мышления; воспитание толерантности, умения работать в группе; подготовка к ОГЭ.
Задачи урока:
- активизировать знания по общей теме “Виды придаточных в СПП”;
- отработать умение определять виды придаточных предложений;
- отработать умение расставлять знаки препинания в СПП;
- отработать умение составлять схемы сложноподчиненных предложений;
- активизировать знания по лексике (умение подбирать к слову стилистически нейтральный синоним); морфологии (умение определять части речи); синтаксису и пунктуации (обособление причастных, деепричастных оборотов, вводных конструкций); повторить способы словообразования; виды подчинительной связи в словосочетаниях; отработать орфограммы (приставки на З- и С-, ПРИ-, ПРЕ-, правописание Н-НН).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Орфографическая разминка.
- Длинную шею (согл.)
- особенно крупная (градина) (прим.)
- взъерошенные гусята (согл.)
- иссечённый градом (упр.)
- медленно пожирала (прим.) = поедала (стилистически нейтральный синоним)
- испуганно вытягивают (прим.) = вытягивают с испугом (упр.)
- гусиные перья (солг.) = перья гуся (упр.)
3. Словосочетания взяты из одного текста. Как вы думаете, о чём, о ком этот текст?
4. Чтение текста.
5. Работа над содержанием текста.
Какова тема текста?
(Тема (о чём, о ком текст?) - Белый гусь. Рассказ так и называется “Белый гусь”, тема вынесена в заглавие произведения)
Какова основная мысль произведения?
(Проблема “взаимоотношений родителей и детей” в мире природы)
Какова идея текста? Зачем автор рассказывает о Белом гусе? О гусе ли хотел рассказать нам автор?
(О настоящей отцовской любви, о долге, о подвиге. Белый Гусь погиб, ради жизни, подарив свет солнца своим деткам. Нам, людям, есть чему поучиться у Белого гуся)
К какому типу речи относится рассказ? Почему?
(В рассказе говорится об одном событии, значит, это повествование. Есть здесь и описание, и рассуждение. Следовательно, повествование с элементами описания и рассуждения)
Как можно определить стиль речи? Почему?
(Художественный, это художественное произведение)
Какие художественные средства использует автор для создания внешнего облика гуся?
Белый гусь (Это эпитет. “Белый” - это не просто цвет, это эпитет, обозначающий свет, любовь, красоту, чистоту, героизм, святость)
(Если…), [ ]. СПП с прид. условия.
Определите значение приставки
при
сваивали – присоединение[Q: и О, и О. и О], (каким…). СПП с прид. опр.
Объясните правописание приставки
раз
говаривал – рассыпал[ ], (даже если…). СПП с прид. условия.
Определите значение приставки
при
пустит – присоединениеПодберите стилистически нейтральный синоним
при
пустит = побежит[О и О], (будто…). СПП с прид. сравнения.
6. Лингвистический анализ текста.
Работа по группам.
1 группа.
[..,, (как только…),.. О…о, о…и О]. СПП с прид. времени.
Подберите стилистически нейтральный синоним
пообдуло = подсохло
2 группа.
Определите часть речи
и – усилительная частица
3 группа.
(Когда…), [О и О]. СПП с прид. времени.
Найдите слово, в котором правописание приставки не зависит от следующего согласного
с
гибалИндивидуальная работа.
Объясните правописание приставки
вз
драгивал - вспыхивалОпределите значение приставки
при
крывал – неполнота действияПроверка схем, выполненных индивидуально и в группе.
Коллективный анализ предложений.
(Задание 12) Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
[ ], (что..., (среди которых…),..О, О и О). СПП с прид. изъяснит., опр., с последовательным подчинением.
1,2,3
Объясните правописание приставки
раз
глядел – расписание[ ], [ ], и [ ]. СП с бессоюзной и сочинительной связью.
Каким способом образовано неопределённое местоимение?
что-то – что (суффиксальный)
[ ], (как…двусост., неполное), и [О и О]. СП с сочинительной и подчинительной связью, с прид. образа действия.
Подберите стилистически нейтральный синоним
поникал = падал
1,2
7. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
1 уровень сложности – сжать текст “Белый гусь”.
2 уровень сложности
– написать сочинение 15.3. Как Вы понимаете значение слова САМООТВЕРЖЕННОСТЬ?3 уровень сложности
– написать сочинение 15.2. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: “Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят”?Приложение
Белый гусь
(1) Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. (2) Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.
(3) Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. (4) Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. (5) Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды.
(6) Этой весной, как только пообдуло проселки, я собрал свой велосипед, удочки и покатил открывать сезон. (7) Белый гусь уже был там. (8) Заметив меня, он пригнул шею к траве и с угрожающим шипением двинулся навстречу. (9) Я едва успел отгородиться велосипедом.
(10) А он ударил крыльями по спицам, отскочил и снова ударил.
(11) - Кыш, проклятый!
(12) Это кричал деревенский мальчишка Стёпка. (13) Он бежал с банкой червей по тропинке.
(14) - Вот собака! - сказал Степка, оттащив гуся подальше. (15) - Никому прохода не дает. (16) Ближе ста шагов не подпускает. (17) У него сейчас гусята, вот он и лютует.
(18) Теперь только я разглядел, (1) что одуванчики, (2) среди которых стоял Белый гусь, (3) ожили, (4) сбились в кучу и испуганно вытягивают желтые головки из травы.
(19) - А мать-то их где? - спросил я Степку.
(20) - Сироты они... (21)Гусыню машина переехала.
(22) Переругиваясь с гусем, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. (23) Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба. (24) Вот туча краем накатилась на солнце. (25) Ее кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. (26) Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в ее свинцовой утробе. (27) Луг потемнел, будто в сумерки. (28) Налетел вихрь, подхватил гусиные перья и, закружив, унес вверх.
(29) Я едва успел набросить на себя плащ, и туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. (30) Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. (31) Под ними спрятались выводки. (32) По всему лугу были видны тревожно поднятые головы.
(33) Вдруг по козырьку кепки что-то жестко стукнуло, тонким звоном отозвались велосипедные спицы, и к моим ногам скатилась белая горошина.
(34) Я выглянул из-под плаща. (35) По лугу волочились седые космы града. (36) Исчезла деревня, пропал из виду недалекий лесок. (37) Серое небо глухо шуршало, серая вода в реке шипела и пенилась. (38) С треском лопались просечённые лопухи кувшинок.
(39) Гуси замерли в траве, тревожно перекликаясь.
(40) Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. (41) Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. (42) Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. (43) Потом снова выпрямлялся и все поглядывал на тучу, осторожно склоняя голову набок. (44) Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят.
(45) Туча свирепствовала с нарастающей силой. (46) Гуси не выдержали и побежали. (47) То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. (48) Порой писк внезапно обрывался, и желтый “одуванчик”, иссечённый градом, поникал в траву.
(49) Туча промчалась так же внезапно, как и набежала, и вот уже в ивняки и покосы запустило лучи проглянувшее солнце. (50) Я сдернул плащ.
(51) Под солнечными лучами белый, запорошённый луг на глазах темнел, оттаивал. (52) Тропинка покрылась лужицами. (52) В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссечённые гусята. (54) Они погибли почти все, так и не добежав до воды.
(55) Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. (56) И только на его середине никак не растаивала белая кочка. (57) Я подошел ближе. (58) Это был Белый гусь.
(59) Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. (60) Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. (61) По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.
(62) Все двенадцать пушистых “одуванчиков”, целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. (63) Весело попискивая, они разбрелись по траве, подбирая уцелевшие градины.
(64) Один гусенок, с темной ленточкой на спине, неуклюже переставляя широкие кривые лапки, пытался взобраться на крыло гусака. (65) Но всякий раз, не удержавшись, кубарем летел в траву. (66) Малыш, (1) очевидно,(2) сердился,(3) нетерпеливо перебирал лапками и,(4) выпутавшись из травинок,(5) упрямо лез на крыло. (67) Наконец гусёнок вскарабкался на спину своего отца и замер. (68) Он никогда не забирался так высоко. (69) Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.
(По Е.Носову)